Фокусирование на нейтральной области
Это практически обратная сторона решения проблем или достижения поставленных задач. У нас нет никакой идеи, куда мы направляемся и чем все это закончится. Мы даже не имеем представления, почему мы вообще об этом думаем. Однако это тоже важная часть мышления.
Мы обычно склонны думать только о тех вещах, где в результате мышления можем получить выгоду. Этим объясняется привлекательность решения проблем и достижения поставленных целей.
При нейтральном мышлении мы просто произвольно концентрируемся на какой-то области и думаем о ней, не зная, будет нам от этого какая-то польза или нет. Мы применяем здесь творчество, чтобы генерировать новые идеи, потом эти идеи просматриваются на предмет наличия в них какой-то потенциальной пользы. И если мы видим какую-нибудь пользу, то стараемся развить идеи и сделать их по возможности практическими.
Многие вещи остаются неизменными только потому, что они никогда не причиняли никому проблем и поэтому не привлекали к себе внимания. Изобретатели очень часто выигрывают, думая о том, о чем не хотят думать другие.
Вы можете выбрать в качестве предмета для размышления кончик стержня шариковой ручки, выступающий на несколько миллиметров. Почему? Потому что вам так хочется, и другого объяснения здесь нет. Вы можете нацелить свое внимание на то место, где вы расписываетесь на чеке. Почему именно там? Потому что вам так хочется.
Если вам не придут в голову какие-нибудь интересные идеи, то все, что вы потеряете, — это немного времени. Но зато вы потренируете свои творческие мыслительные навыки и разовьете в себе привычку прекращать думать обо всем и ни о чем.
«Я хочу подумать о форме светофоров».
«Я хочу подумать о том, как чашечка стоит на блюдце».
«Мне хочется подумать о том, как платят проценты по банковскому займу».
«Я хочу поразмышлять о газетных заголовках».
«Давайте попробуем уделить немного творческого вни-мания сиденьям в автобусах».
«Давайте подумаем о том, какие могут быть скидки в супермаркетах».
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО НОВЫХ ИДЕЙ В КАКОЙ-ТО ОБЛАСТИ.
Творчество на чистом листе бумаги
Это немного напоминает фокусирование на нейтральной области, так как здесь нет проблемы, нет задачи и нет видимых выгод. Все, что у вас есть, — это «чистый лист бумаги», и вас просят проявить свое творчество.
Это может быть создание нового логотипа, написание песни или изобретение детской игрушки.
Не совсем точно будет сказать, что здесь нет цели, так как цель фокусирования на нейтральной области и творчества на чистом листе бумаги заключается в получении новых ценных идей. Несомненно, это является целью — но очень общей фоновой целью, и здесь нет конкретных письменных инструкций.
В действительности различие между творчеством на чистом листе бумаги и фокусированием на нейтральной области заключается в том, что в первом случае вас специально просят найти новые идеи. Во втором случае цель вы выбираете сами, даже если нет никакой причины выбирать ее. В обоих случаях творческий процесс полностью открыт. Позже мы рассмотрим некоторые приемы для работы с такими открытыми ситуациями.
«Я хочу найти абсолютно новый дизайн флакона для духов».
«Подумайте о подарке для кого-нибудь, у кого есть все».
«Придумайте новую награду за достижения».
«Смоделируйте новую игру для взрослых».
«Я хочу придумать что-нибудь новое для продажи жевательной резинки».
«Давайте смоделируем новый банковский сервис».
• Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЕ ИДЕИ, ОТВЕЧАЮЩИЕ КОНКРЕТНОЙ ЦЕЛИ.
Объяснение
В данном случае вы стараетесь узнать, почему что-то произошло или происходит, причину проблемы. Может быть, вы ищете основной научный принцип или явление. А возможно, вы детектив, расследующий преступление или распутывающий мошенничество. Может быть, вы молодой человек, мучающийся в догадках, почему его бросила девушка.
Для того чтобы все это узнать, надо собрать информацию, сделать предположения или выдвинуть гипотезы. После того как это сделано, вы собираете дальнейшую информацию, чтобы поддержать или опровергнуть эти гипотезы. В науке разрабатывают эксперименты, и вам очень важно научиться использовать эти гипотезы, но не попасть к ним в ловушку, когда вы начинаете видеть только то, что вам позволяет та или иная гипотеза.
«Что здесь произошло?»
«Мы пытаемся разобраться в том, кто совершил это преступление».
«Почему молодые женщины чаще, чем молодые мужчины, начинают курить».
«Каково объяснение перенагрева в этом месте?»
«Каким образом пропал этот груз?»
«Что заставило ее в это поверить?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ОБЪЯСНЕНИЕ.
Смотря в будущее
Есть люди, которые занимаются тем, что смотрят в будущее. Люди хотят знать, какие произойдут изменения, какие возникнут возможности или препятствия. Если вы занимаетесь долгосрочным планированием, то вам нужно иметь какое-то представление о том, каким будет мир в будущем. Другим людям тоже хочется заглянуть в будущее, чтобы принять решение.
Многие вещи могут быть предсказаны исходя из тенденций настоящего. Новорожденные повзрослеют, дети вырастут. Автоматизация на рабочих местах будет расти. Люди станут более обеспеченными. На дорогах станет больше машин. Люди будут больше путешествовать. Глядя на сегодняшний день, мы можем прогнозировать, что может увеличиться, а что может уменьшиться. Мы можем даже предсказать, что две вещи соединятся и создадут третью.
Существуют также разрывы или вещи, которые не являются продолжением сегодняшнего дня. Нам нужно использовать творческий подход, чтобы представить их, но мы никогда не сможем доказать, что они произойдут. Они могут только остаться вероятностя-.ми. Но если хорошенько их сейчас продумать, то можно сказать, произойдут ли они, и если да, то когда.
«Какая будет работа через двадцать лет?»
«Будут ли города продолжать расти?»
«Захотят ли наши дети жить в этом большом доме?»
«Какой будет окружающая среда в будущем?»
«Будет ли происходить процесс ядерной интеграции через пятьдесят лет?»
«Что будет с Китаем и Индией как индустриальными странами?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЧЕТКУЮ КАРТИНУ БУДУЩЕГО.
Кризис
Основная черта критического мышления — это временной прессинг, когда нужно срочно что-нибудь сделать.
Критическое мышление требует очень четкой оценки того, что происходит, и возможности изменить эту оценку в процессе. Здесь необходимы принятие решений и четкая очередность команд. Очень важно правильно расставить приоритеты, так как часто приходится чем-то жертвовать, чтобы что-то сохранить. Постоянно существует потребность создавать альтернативные варианты, проектировать и представлять, что может произойти. Этот процесс включает и решение проблем, но обычно не так легко удалить причину проблемы, и поэтому очень важно уметь построить план действий на будущее.
«Запасы воды загрязнены. Что нам делать?»
«Джон попал в серьезную аварию».
«Компьютер сломался».
«Грабители захватили двух заложников в банке».
«Гости прибыли, а вино — нет».
«У Мэри закончились деньги, когда она была в Индии».
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ НАЙТИ СПОСОБ, КАК МНЕ СПРАВИТЬСЯ С ЭТИМ КРИЗИСОМ.
Стратегия
Стратегия не так детальна, как план. Это скорее комплекс ориентиров, которые потом надо будет составить в план, причем план может варьироваться в зависимости от ситуации. Способ применения стратегии может изменяться, в то время как сама стратегия остается неизменной.
Стратегия Сэма Уолтона заключалась в том, чтобы развить организованную торговлю в маленьких городах, где была слабая конкуренция. В результате он создал самую большую сеть магазинов в США, продающих в розницу, и стал одним из самых знаменитых американцев. У политика, например, может быть стратегия всегда быть готовым помочь и предлагать выполнить те вещи, которые другие отказываются делать.
При разработке стратегии нужно рассматривать сильные и слабые стороны, возможности и учитывать возможные варианты развития нашего мира. Большая корпорация может сказать, что очень трудно предвидеть то, что произойдет в будущем, и поэтому стратегия может заключаться в том, чтобы выждать нужный момент и потом быстро сориентироваться среди новых тенденций.
«Какую стратегию мы можем разработать, чтобы выиграть игру?»
«Нам нужно выработать стратегию, чтобы попасть на новый рынок».
«Вы можете более точно сформулировать стратегию, которой мы должны следовать?»
«Выборы требуют определенной стратегии».
«Мы должны продать операции, требующие большого внимания, появляющиеся абсолютно бесперспективными».
«Какая у тебя стратегия при поиске работы?»
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ ЧЕТКУЮ СТРАТЕГИЮ.
Творческое мышление
Творческое мышление присутствует во многих описанных здесь ситуациях. Например, оно требуется в ситуации с «чистым листом бумаги», фокусировании на нейтральной области, при дизайне, достижении поставленной задачи, переговорах и решении проблем. Творчество является одним из ключевых компонентов мышления. Его целью является создание свежих идей и новых вариантов.
Бывают случаи, когда мы решаем, что нам нужно творчески подойти к цели, ситуации, задаче или проблеме. И акцент делается не на то, чтобы просто решить проблему или найти какие-то приемлемые идеи, а на «новые идеи», которые ранее не упоминались.
Как только появились новые идеи, их можно исследовать, улучшать, оценивать и, если возможно, использовать. Целенаправленное использование творчества основано на мнении, что существующие идеи не всегда являются единственными или самыми лучшими.
«Нам нужно придумать какие-нибудь новые идеи для проведения отпуска».
«Можем ли мы готовить пищу более творчески».
«Мы должны разработать более творческий подход к молодежному рынку».
«Я хочу получить несколько новых идей для оформления обложки книги».
«Мы собираемся перекрасить эту комнату. У тебя есть какие-нибудь свежие идеи?»
«Конкуренция с крупными магазинами убивает нас. Нам нужен специальный творческий подход».
• В РЕЗУЛЬТАТЕ Я ХОЧУ ПОЛУЧИТЬ НЕСКОЛЬКО СВЕЖИХ ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ.
ОБЩЕЕ РЕЗЮМЕ
Приведенный здесь список мыслительных ситуаций ни в коем случае не является окончательным. Я лишь хотел показать широкий спектр ситуаций. В каждой ситуации есть свой желаемый результат: «В результате я хочу…» Вы должны очень четко представлять себе, чего хотите. Ни к чему чувствовать неуверенность, думая о конкретном вопросе.
Читатели наверняка заметили, что все ситуации можно разделить на два типа, в зависимости от того, чему уделяется основное внимание:
1. Области.
2. Цели.
Фокусирование на области
Здесь мы просто определяем, откуда начать. Нам просто нужны некоторые новые идеи в этой области… В качестве примера можно привести творчество на чистом листе бумаги и фокусирование на нейтральной области. Конечной целью является создание новых идей, но здесь не надо достигать какой-то определенной цели или решать проблему. Сюда может относиться мышление, связанное с поиском возможностей, а также общее улучшение и исследование.
Фокусирование на области очень важно по двум причинам: оно позволяет нам думать о чем угодно, без него мы думали бы только о проблемах и недостатках. Вторым преимуществом является то, что в данном случае наше мышление не ограничивается уже существующими идеями. Ставя перед собой цель, мы уже ограничиваем свое мышление. А при фокусировании на области мышление абсолютно свободно.
Фокусирование на цели
Это более традиционное «мышление для достижения цели». Мы хотим решить проблему, поставленную задачу и составить план. Мы хотим достичь улучшения в определенном направлении. Когда у нас есть цель, то мы знаем, где нам надо быть и когда. «Я хочу сделать так, чтобы крыша не протекала» отличается от «Я хочу получить несколько идей о крышах».
РЕЗЮМЕ ЭТАПА К
Время, потраченное на «цель» вашего мышления, потрачено не впустую. Четко представляйте себе цель и проговаривайте ее. Изменяйте ее, пытайтесь найти альтернативы, расширьте или сузьте ее, но помните, в каком направлении решили двигаться в самом начале, К символизирует «Куда я направляюсь?»
УЧ
Информационный этап
Изучение
Символом мыслительного этапа УЧ является квадрат с идущими в четырех направлениях стрелками. Мы осматриваемся по сторонам во всех направлениях. Этап УЧ предполагает сбор информации, которая в дальнейшем послужит основой и базой мыслительного процесса.
Проще всего написать: «Соберите как можно больше информации» — и на этом поставить точку в этой главе. К сожалению, все намного сложнее.
Этап УЧ соответствует белой шляпе в системе шести мыслительных шляп. Эта шляпа отвечает за сбор информации.
В мыслительной программе CoRT целый раздел отводится информации и ощущениям (CoRT 5). Многие приемы восприятия из программы CoRT 1 также могут быть использованы на этапе УЧ. Вот эти приемы:
РВФ — Рассмотри Все Факторы;
ПиР — Последствия и Результаты;
ВДЛ — Взгляды Других Людей.
Не следует подменять информацию мышлением. Вместо того чтобы размышлять, когда может вылететь последний самолет из Лондона в Париж, проще посмотреть расписание или позвонить в справочную службу.