IV. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании.

(Работа проводится индивидуально.)

V. Итог урока.

– Какие умения вам нужно было применить на уроке для решения орфографических задач?

Домашнее задание: выполнить работу над индивидуальными ошибками, допущенными в контрольной работе.

Упражнение 608.

Урок 150
Знаешь ли, как правильно?

Цель: повторить вопросы культуры речи, ее правильности.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний.

1. «Блицопрос».

– Когда употребляется глагол одеть, а когда глагол надеть?

– Составьте предложение с каждым из глаголов.

– Составьте предложение со словом ЛОБ, употребив его в форме предложного падежа единственного числа.

– Составьте предложение, употребив слово время в форме родительного падежа множественного числа.

– Какие окончания в именительном падеже множественного числа обычно имеют слова среднего рода?

– Приведите примеры.

– Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов: брюки, колготки, блюдца, апельсины, дупла, колеса, волосы.

2. Упражнение 609.

– Перечислите названия больших городов, крупных рек.

– Нам нужно составить словосочетания, используя в первой строке названия городов, во второй строке – названия рек. Имена собственные должны относиться к разным склонениям.

– Прочитайте предложенные глаголы.

– О каком правиле речи необходимо вспомнить?

– Дополните схему.

предлог употребляй правильно
куда? откуда?
. . . . . .
. . . . . .

– Составьте предложения с одной из пар словосочетаний с союзом а.

– Какое предложение получилось?

– Что соединяет запятая перед союзом?

– Подчеркните главные члены предложения.

3. Упражнение 610.

– Исправьте ошибки в речи малышей.

– Какие секреты русского языка они не знают?

4. Упражнение 611.

(Коллективно по заданию учебника.)

IV. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании. - student2.ru

Влез кулик молодой

На колоду –

Бултых в воду!

Вынырнул.

Вымок.

Вылез.

Высох.

Влез на колоду –

И снова в воду!

Совсем кулик

Головой поник…

Да вспомнил кулик молодой,

Что у него крылья за спиной,

И полетел!

(Дети выполняют приседания, вытягивают руки вверх, в стороны, встряхивают ими, прыгают на месте, «летят» (машут руками) под хлопки учителя.)

5. Упражнение 612.

– В каком падеже вы употребили словосочетание в первом предложении?

– В каком падеже во втором предложении?

– Объясните правописание безударных окончаний имен в третьем и четвертом предложениях.

6. Упражнение 613.

– Прочитайте. Какие речевые ошибки допустили школьники?

– Поработайте в парах, объясняя по очереди грамотное употребление слов в русском языке.

– Что вы посоветуете ребятам, допустившим такие ошибки?

III. Самостоятельная работа.

– Запишите, выбирая правильную форму существительных множественного числа.

Сколько свободного (время) у тебя сегодня?

У девочки на (волосы) прикреплены банты.

Мама купила пару (колготки, носки, чулки).

В (дупла) живут маленькие белки.

Завтра у меня много (дела).

Очень хочется дождаться (каникулы).

В небе промчалась пара (облака).

IV. Итог урока.

– С какими трудностями русского языка мы сегодня столкнулись?

Домашнее задание: упражнение 614.

Урок 151
Предложение в тексте

Цель: закрепить умения строить предложение при включении его в текст.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Викторина «Как правильно?».

Викторину проводят заранее подготовленные дети. Они называют начальную форму слова и просят указать ту форму, в которой наиболее часто встречаются ошибки.

(Можно организовать вопросно-ответную форму игры по «цепочке».)

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 615.

– Подумайте, какие два предложения можно составить из набора слов. (В углу стоял чемодан. Чемодан стоял в углу.)

– Теперь прочитаем хором заданное предложение, а потом каждый мысленно попробует подставить оба варианта. Надо выбрать, при каком построении предложения мысль не прерывается, а продолжается.

(В первом случае подойдет: «Чемодан стоял в углу»; во втором – «В углу стоял чемодан».)

– Какой секрет языка вы открыли?

2. Упражнение 616.

– Прочитайте сообщение в учебнике и проверьте свои наблюдения.

3. Упражнение 617.

– Попробуйте составить предложения, изменяя форму слов, но не меняя их местами.

– Получатся предложения, связанными между собой?

– Воспользуйтесь подсказкой авторов на с. 47 (задачник).

– Как нужно действовать?

– Запишите предложения, располагая слова в нужном порядке.

1) На самом краю комода лежала шляпа.

2) В буфете стояла сахарница.

4. Упражнение 618.

– Прочитайте предложения.

– Какие погрешности в построении вы заметили?

– Получились ли предложения связными?

– Там, где вы считаете нужным, исправьте порядок слов в предложении. Запишите предложения, составленные вами.

IV. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании. - student2.ru

(Пальчиковая гимнастика.)

Мы приходим в огород,

Это что у вас растет?

Ухватив за хвостик ловко,

Тянем спелую морковку.

(Дети тянут безымянный палец левой руки большим и указательным пальцами правой. Затем меняют руки.)

5. Упражнение 619.

– Прочитайте текст.

– Придумайте заголовок текста по теме.

– Составьте предложение внутри текста.

– Какой порядок слов вы выберете? Почему?

– Запишите текст, подчеркните главные члены в составленном предложении, обозначьте орфограммы.

IV. Самостоятельная работа.

– Составьте из слов предложения и напишите текст.

1. Летом, нашли, ребята, журавленка, крохотного.

2. Была, у, сломана, него, нога.

3. Домой, дети, найденыша, принесли.

4. На, сделали, веранде, для, гнездо, они, него.

5. Взрослые, наложить, шину, на, помогли, ножку.

6. Журка, на, поселился, дворе, с, и, утками, курами.

7. В, небе, пролетали, осеннем, журавлей, стаи, мимо, двора.

8. Но, больная, не, нога, позволяла, с, ними, Журке, лететь, вместе.

9. Так, и, дворе, прожил, журавль, зиму, всю, на.

После выполнения задания дети зачитывают получившиеся тексты, исправляя в случае необходимости речевые недочеты.

V. Итог урока.

– Чему мы учились на уроке?

– Какой секрет русского языка открыли?

Домашнее задание: упражнение 620.

Урок 152
Предложение в тексте

Цель: расширить представления детей о способах связи предложений.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– В каком порядке вы записали слова в собираемом предложении? Почему?

– Какие слова составляют грамматическую основу в составленном предложении?

– С какими корневыми орфограммами вы встретились в тексте?

– В каких словах орфограммы в окончании?

III. Работа по теме урока.

1. Упражнение 621.

– В отрывке нет начала некоторых предложений.

– Каким, уже известным вам, способом составления предложений воспользуетесь?

(Варианты добавлений в начало некоторых предложений могут быть различными:

Парк был окружен… Над каналами (над ними)… Мосты охранялись…)

– Обойтись без повторения слова удалось только в каком предложении? (Во втором.)

– Почему в других предложениях нельзя? (Возникает двусмысленность и потому неясность.)

– Запишите получившийся текст, отмечая все орфограммы.

– Прочитайте сообщение авторов (с. 100).

2. Упражнение 622.

– Прочитайте текст.

– Какова главная мысль текста?

– Озаглавьте текст по главной мысли.

– Подумайте, в каком порядке следует употребить слова в предпоследнем предложении.

– Прочитайте рекомендации авторов после текста.

– Объясните употребление всех союзов в тексте и знаков препинания перед ними.

– Закончите предложение, используя информацию, полученную из текста.

– Выберите любой вариант соединения слов.

Морским зайцем назвали тюленя (потому что, за то, что, так как и т. д.) …

– Как называют такие предложения?

– Какие знаки препинания вы поставили?

IV. Работа над ошибками, допущенными в грамматическом задании. - student2.ru

Приплыли тучи дождевые

– Лей, дождик, лей!

Дождинки пляшут

Как живые:

– Пей, рожь, пей!

И рожь,

Склонясь к земле зеленой,

Пьет, пьет, пьет.

А теплый дождь неугомонный

Льет, льет, льет!

(Дети выполняют движения руками вниз, вверх, наклоны вниз, потягивания вверх.)

3. Упражнение 623.

– Познакомьтесь с текстом.

– Какое из двух предложений к тексту подходит больше?

– Понаблюдайте, как в тексте предложения связаны с предыдущими. Расскажите об этом.

– Объясните правописание букв на месте пропусков.

IV. Самостоятельная работа.

– Поработайте редакторами.

– Вам предлагается текст, в котором некоторые предложения «рассыпались».

– Соберите предложения. Пользуясь секретом, выбирайте наиболее удачный порядок слов. Если нужно, замените имена существительные местоимениями.

ДЯТЕЛ

Я тихо шел по лесу. (Я, дятла, вдруг, заметил.) Дятел уселся на стволе старого дерева. (Стал, сухую, звонко, дятел, долбить, кору.) Далеко был слышен стук дятла. (Дятла, возле, вертятся, синицы, шустрые.) Синицы подбирают жучков и червячков. Всем помогает дятел.

– Прочитайте текст, который у вас получился.

(Дети обсуждают наиболее удачные и неудачные варианты построения предложений.)

V. Итог урока.

Домашнее задание: упражнение 624.

Урок 153
Повествуем, описываем, оцениваем, рассуждаем

Цель: повторить основные особенности известных типов речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

Наши рекомендации