VIII. Обобщение и закрепление изученного материала.

1. Составление таблицы «Ъ и Ь разделительные».

Был мягкий знак высоковат…

Сказали буквы строго:

– Эй, наклонись немного!

И так согнулся он, чудак,

Что превратился в твердый знак.

На доске:

Ъ Ь
1. Не имеет звука 1. Не имеет звука
2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я 2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я
VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru Разделительный

2. Игра «Интеллектуальный футбол».

Гном Весельчак любит футбол, он предлагает вам поиграть в «Интеллектуальный футбол».

На доске:

VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru

3. Работа по развитию речи (тетрадь для самостоятельной
работы).

Задание 1, с. 39.

– Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задание: записать предложения по данным схемам.

4. Работа по карточкам.

КАРТОЧКА 1 Спиши слова в два столбика. Ноч..ю, варен..е, с..едобный, об..ят, п..ют, под..ём, под..езд, ш..ют.
КАРТОЧКА 2 Составьте слова. VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru
КАРТОЧКА 3 Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить Ъ и Ь разделительные, забыл. Коле надо помочь.
Ъ с..езд Ь
Ъ счаст..е Ь
Ъ об..явление Ь
Ъ л..ется Ь
Ъ обез..яна Ь
Ъ с..емка Ь
Ъ в..ется Ь
Ъ с..экономить Ь

IХ. Итог урока.

– Послушайте басню П. Матвиенко и попробуйте определить ее мораль.

– Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку Мягкому промолвил

Твёрдый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,

Нет, в алфавит ты не годишься!

– Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву ять,

Тебя из азбуки изъять…

– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –

Услышав этот спор, сказала буква А, –

Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

Вывод (учащиеся рассказывают о правиле написания раздели-
тельного ъ):

– У ъ роль разделителя. Работа не слишком заметная, но необходимая.

Так или иначе ъ трудится. Попытайтесь убрать его с места, произойдет недоумение: читающий растеряется, не узнает самых обычных слов. Что значит «подезд»?

Итак, спасибо полезной букве – твердому знаку!

Рефлексия.

– Кто испытывает затруднения при написании слов с разделительными
ъ и ь?

– Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня к окончанию урока.

Урок 31
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА

Цели деятельности педагога:создать условия для проверки знаний учащихся о предложении: состав, запись, для формирования умений делать звукобуквенный анализ слов, соотносить схему и слово; способствовать развитию речи учащихся, воспитанию культуры поведения.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать предложение и слово, определять характер предложения по интонации и цели высказывания как в устной, так и в письменной речи, получат возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД:проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Образовательные ресурсы: карточки-задания.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока.

Чтобы радость людям дарить,

Надо добрым и вежливым быть.

− Сегодня Анишит Йокоповна приглашает нас на последний в этом году урок вежливости.

II. Чистописание.

1. Подготовка руки к письму.

Домик мы изобразим.

Это что у нас под ним?

Привезли огромный камень

И поставили фундамент.

Дом теперь красив на вид −

Это буква «Д» стоит.

Ученики сжимают правую руку в кулачок. Затем отгибают указательный и средний пальцы вниз так, чтобы получить верхнюю часть буквы «Д».

Ладонь левой руки сгибают «скобкой», большой палец расположен перпендикулярно ладони. Остальные пальцы прижаты друг к другу и согнуты в суставах ближе к ладони. Кончики пальцев левой руки смотрят вниз. К верхней тыльной стороне левой ладони прижаты кончики указательного и среднего пальцев правой руки.

2. Письмо букв и соединений.

III. Работа по теме урока.

1. Работа по тетради: «Азбука вежливости».

Задание 6, с. 60–62.

Чтение статьи тетради, ответы на вопросы (с. 62).

− Что же говорили дети хозяйке дома? (Большое спасибо! Было очень вкусно! До свидания!)

− Можно ли на слова хозяйки «Рада буду видеть вас снова в своем доме. До встречи!» отвечать так: «Спасибо! Мы обязательно придем!»? (Нельзя. Для того чтобы прийти в гости, нужно получить приглашение, в котором оговаривается время и дата визита.)

− Понравились ли вам уроки вежливости Анишит Йокоповны?

− Асырк предлагает вам проверить знание правил вежливости.

ü Зачем надо знать определенные правила для гостей?

ü Как принять приглашение? (С благодарностью. Обязательно уточнить, придете или нет.)

ü Что вы должны сделать, когда придете в гости?

ü Как вести себя в гостях? (Естественно, непринужденно, не дичиться, сдерживать свои эмоции и желания.)

ü Как поблагодарить хозяев, заканчивая визит?

2. Работа в группах.

1-я группа: разыграйте ситуацию: приглашение в гости.

2-я группа: разыграйте ситуацию: вы очень бурно играли и нечаянно уронили игрушку, и она сломалась. Что делать?

− В следующем году мы обязательно продолжим занятия по «Азбуке вежливости».

VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за учителем.

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

3. Работа по учебнику (с. 74–78).

Личностные УУД:осуществление выбора заданий с учетом своего уровня знания учебного материала по теме, функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.

Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; развитие умения выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.

Упражнение 40.

− Прочитайте текст.

− Выпишите те предложения, которые соответствуют схемам. (Воробьи любят овес.)

− Какое слово-предмет главное в этом предложении? (Воробьи.)

− Назовите не главное слово-предмет в предложении. (Овес − действует не само, это слово-предмет не главное.)

Аналогично проводится работа с другими предложениями.

Ко второй схеме подходят сразу два предложения: «Чижи едят льняное семя. Птицы любят белый хлеб».

− Во втором предложении найдите слово, подходящее к звуковой схеме (обратите внимание на ударение!): VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru .

Чижи − [ж] − твердый, не подходит к схеме.

Едят − буква е обозначает два звука [й’э] → в слове 5 звуков, не подходит к схеме.

Семя − слово подходит к звуковой схеме.

− Обратите внимание на ударение в звуковой схеме: чижи, едят, семя.

Вывод: выбирая схему слова, обращаем внимание на ударение.

4. Работа в тетради.

Семя − семья (7я).

− Какая схема соответствует слову чижи? ( VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru − не подходит, так как [ж] − твердый согласный звук.)

− Какая звуковая схема соответствует слову хлеб? ( VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru
[хл’эп]. На конце слова слышится глухой согласный звук [п].)

VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru Физкультминутка

Вы старались, вы писали

И немножечко устали,

Вверх поднимем ручки –

Дотянемся до тучки.

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло!

5. Работа по тетради (с. 40). Знакомство со словарными словами.

Косынка – треугольный головной или шейный платок.

Платок – предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы.

Ÿ Самостоятельная работа.

Задания 1, 2, с. 40.

IV. Итог урока.

Ÿ Проверка работы («Памятка», с. 17, п. 6).

Урок 32
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ

Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования: предметные:научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД:проявляют интерес к новому учебному материалу.

Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Орешек знаний тверд, но все же

Вы не привыкли отступать.

Вам расколоть его поможет

Желанье сильное узнать.

II. Чистописание.

− Назовите буквы, в которых есть элементы С, VIII. Обобщение и закрепление изученного материала. - student2.ru .

Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с.

− Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.

− Какая буква «лишняя»? (Э.)

− Дайте ей характеристику.

III. Введение в тему.

– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.

− Сколько букв в русском языке?

− Какие буквы не обозначают звуков?

− Сколько гласных звуков? (6.)

− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)

Наши рекомендации