VIII. Обобщение и закрепление изученного материала.
1. Составление таблицы «Ъ и Ь разделительные».
Был мягкий знак высоковат…
Сказали буквы строго:
– Эй, наклонись немного!
И так согнулся он, чудак,
Что превратился в твердый знак.
На доске:
Ъ | Ь |
1. Не имеет звука | 1. Не имеет звука |
2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, Ю, Я | 2. Стоит после согласной перед гласными Е, Ё, И, Ю, Я |
Разделительный |
2. Игра «Интеллектуальный футбол».
Гном Весельчак любит футбол, он предлагает вам поиграть в «Интеллектуальный футбол».
На доске:
3. Работа по развитию речи (тетрадь для самостоятельной
работы).
Задание 1, с. 39.
– Гномик Любознайка уверен, что вы с удовольствием выполните его задание: записать предложения по данным схемам.
4. Работа по карточкам.
КАРТОЧКА 1 Спиши слова в два столбика. Ноч..ю, варен..е, с..едобный, об..ят, п..ют, под..ём, под..езд, ш..ют. | ||||||||||||||||||||||||
КАРТОЧКА 2 Составьте слова. | ||||||||||||||||||||||||
КАРТОЧКА 3 Коля из букв составлял слова. Вдруг буквы рассыпались. Стал он собирать их, а куда поставить Ъ и Ь разделительные, забыл. Коле надо помочь.
|
IХ. Итог урока.
– Послушайте басню П. Матвиенко и попробуйте определить ее мораль.
– Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку Мягкому промолвил
Твёрдый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься,
Нет, в алфавит ты не годишься!
– Кто б говорил, но ты б уж промолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал. –
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять,
Тебя из азбуки изъять…
– Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, –
Услышав этот спор, сказала буква А, –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Вывод (учащиеся рассказывают о правиле написания раздели-
тельного ъ):
– У ъ роль разделителя. Работа не слишком заметная, но необходимая.
Так или иначе ъ трудится. Попытайтесь убрать его с места, произойдет недоумение: читающий растеряется, не узнает самых обычных слов. Что значит «подезд»?
Итак, спасибо полезной букве – твердому знаку!
Рефлексия.
– Кто испытывает затруднения при написании слов с разделительными
ъ и ь?
– Нарисуйте горку и укажите на ней, с каким настроением вы пришли сегодня к окончанию урока.
Урок 31
ПОВТОРЕНИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОЖЕНИЕ».
ПОВТОРЕНИЕ ЗВУКОВОГО СОСТАВА СЛОВА
Цели деятельности педагога:создать условия для проверки знаний учащихся о предложении: состав, запись, для формирования умений делать звукобуквенный анализ слов, соотносить схему и слово; способствовать развитию речи учащихся, воспитанию культуры поведения.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся различать предложение и слово, определять характер предложения по интонации и цели высказывания как в устной, так и в письменной речи, получат возможность научиться соблюдать известные орфоэпические нормы речи; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – умеют выполнять учебные действия в устной и письменной речи; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные УУД:проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки-задания.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Объявление темы урока.
Чтобы радость людям дарить,
Надо добрым и вежливым быть.
− Сегодня Анишит Йокоповна приглашает нас на последний в этом году урок вежливости.
II. Чистописание.
1. Подготовка руки к письму.
Домик мы изобразим.
Это что у нас под ним?
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид −
Это буква «Д» стоит.
Ученики сжимают правую руку в кулачок. Затем отгибают указательный и средний пальцы вниз так, чтобы получить верхнюю часть буквы «Д».
Ладонь левой руки сгибают «скобкой», большой палец расположен перпендикулярно ладони. Остальные пальцы прижаты друг к другу и согнуты в суставах ближе к ладони. Кончики пальцев левой руки смотрят вниз. К верхней тыльной стороне левой ладони прижаты кончики указательного и среднего пальцев правой руки.
2. Письмо букв и соединений.
III. Работа по теме урока.
1. Работа по тетради: «Азбука вежливости».
Задание 6, с. 60–62.
Чтение статьи тетради, ответы на вопросы (с. 62).
− Что же говорили дети хозяйке дома? (Большое спасибо! Было очень вкусно! До свидания!)
− Можно ли на слова хозяйки «Рада буду видеть вас снова в своем доме. До встречи!» отвечать так: «Спасибо! Мы обязательно придем!»? (Нельзя. Для того чтобы прийти в гости, нужно получить приглашение, в котором оговаривается время и дата визита.)
− Понравились ли вам уроки вежливости Анишит Йокоповны?
− Асырк предлагает вам проверить знание правил вежливости.
ü Зачем надо знать определенные правила для гостей?
ü Как принять приглашение? (С благодарностью. Обязательно уточнить, придете или нет.)
ü Что вы должны сделать, когда придете в гости?
ü Как вести себя в гостях? (Естественно, непринужденно, не дичиться, сдерживать свои эмоции и желания.)
ü Как поблагодарить хозяев, заканчивая визит?
2. Работа в группах.
1-я группа: разыграйте ситуацию: приглашение в гости.
2-я группа: разыграйте ситуацию: вы очень бурно играли и нечаянно уронили игрушку, и она сломалась. Что делать?
− В следующем году мы обязательно продолжим занятия по «Азбуке вежливости».
Физкультминутка
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Наклоняемся вперед,
Руки в стороны.
Ветер дует, завывает,
Нашу мельницу вращает.
Раз, два, три, четыре –
Завертелась, закружилась.
3. Работа по учебнику (с. 74–78).
Личностные УУД:осуществление выбора заданий с учетом своего уровня знания учебного материала по теме, функций самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; развитие умения выполнять знаково-символическое моделирование; логические – подведение конкретного языкового материала под лингвистическую схему; формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
Упражнение 40.
− Прочитайте текст.
− Выпишите те предложения, которые соответствуют схемам. (Воробьи любят овес.)
− Какое слово-предмет главное в этом предложении? (Воробьи.)
− Назовите не главное слово-предмет в предложении. (Овес − действует не само, это слово-предмет не главное.)
Аналогично проводится работа с другими предложениями.
Ко второй схеме подходят сразу два предложения: «Чижи едят льняное семя. Птицы любят белый хлеб».
− Во втором предложении найдите слово, подходящее к звуковой схеме (обратите внимание на ударение!): .
Чижи − [ж] − твердый, не подходит к схеме.
Едят − буква е обозначает два звука [й’э] → в слове 5 звуков, не подходит к схеме.
Семя − слово подходит к звуковой схеме.
− Обратите внимание на ударение в звуковой схеме: чижи, едят, семя.
Вывод: выбирая схему слова, обращаем внимание на ударение.
4. Работа в тетради.
Семя − семья (7я).
− Какая схема соответствует слову чижи? ( − не подходит, так как [ж] − твердый согласный звук.)
− Какая звуковая схема соответствует слову хлеб? (
[хл’эп]. На конце слова слышится глухой согласный звук [п].)
Физкультминутка
Вы старались, вы писали
И немножечко устали,
Вверх поднимем ручки –
Дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей. (Прогоняют.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
5. Работа по тетради (с. 40). Знакомство со словарными словами.
Косынка – треугольный головной или шейный платок.
Платок – предмет одежды – кусок ткани, обычно квадратный, или вязаное изделие такой формы.
Самостоятельная работа.
Задания 1, 2, с. 40.
IV. Итог урока.
Проверка работы («Памятка», с. 17, п. 6).
Урок 32
ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ НА КОНЦЕ СЛОВ
Цели деятельности педагога:создать условия для формирования умения различать парные звонкие и глухие согласные звуки, развития фонематического слуха, умения соотносить произношение и написание слов; способствовать воспитанию культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования: предметные:научатся видеть и объяснять процесс оглушения звонких согласных (парные звонкие согласные на конце слов заменяются глухими), составлять простейшую графическую схему слова; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; познавательные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике; коммуникативные – умеют договариваться, приходить к общему мнению в решении учебно-познавательной задачи; личностные УУД:проявляют интерес к новому учебному материалу.
Образовательные ресурсы: иллюстрация королевства Алфавит; сигнальные карточки парных согласных.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Орешек знаний тверд, но все же
Вы не привыкли отступать.
Вам расколоть его поможет
Желанье сильное узнать.
II. Чистописание.
− Назовите буквы, в которых есть элементы С, .
Учитель записывает на доске буквы, которые называют: ж, х, э, с.
− Запишите эти буквы в порядке их следования в алфавите.
− Какая буква «лишняя»? (Э.)
− Дайте ей характеристику.
III. Введение в тему.
– Мы отправляемся в сказочное королевство Алфавита. Зоркие стражники охраняют его. Там сегодня бал, и все хотят попасть на него. Но есть только один способ пройти: ответить на вопросы стражников.
− Сколько букв в русском языке?
− Какие буквы не обозначают звуков?
− Сколько гласных звуков? (6.)
− Сколько букв, обозначающих гласные звуки? (10.)