РАБОЧАЯ АНКЕТА ФРЕЙМ-ИГР № 1

Диагностика вредной игры

1. Что это за игра ?Опишите суть игры с точки зрения состояний, метасостояний, многосложных состояний. Каков сценарий игры?Какие субигры и субфреймы входят в нее?

2. Ключевая информация и ориентиры. Какая ключевая информация (лингвистическая, физическая, относящаяся к среде и т. д.) указывает на присутствие игры? Откуда вы знаете о ней? Что подает вам сигнал?

3. Игроки. Кто играет в эту игру? С кем? Кто еще способствует играм? Каков социальный характер игры? (Заведите отдельную анкету для каждого участника.)

4. Приманки (побудительныемоменты, ловушки). Что втягивает вас в игру? Каким образом игра захватывает или увлекает других участников?

5. Эмоциональная интенсивность игры. Насколько интенсивна игра (по шкале от 0 до 10)? Каковы возможные соматические реакции или симптомы?

77

Мир фрейм-игр

6. Правила игры. Как устроена игра? Как вы играете в нее? (Команды, запреты.)

7. Контроль качества. Вам нравится эта игра? Насколько она нездорова? Вы готовы изменить ее?

8. Программа игры. Каковы устремления, мотивы и итоги игры? Что в результате?

9. Дайте название фрейм-игре.

10. Тактика. Каков ваш ментальный фрейм? Образ мышления? Метапрограмма или отношение, позиция?

— Сочетаются/не сочетаются

— Быстрый/медленный

— Агрессивный/пассивный/настойчивый

— Варианты/процедуры

— Реактивный/вдумчивый

— Жесткий/гибкий

— Я/окружающие

— Глобальный/конкретный

11. Средства воздействия. Какие средства воздействия вы могли бы использовать, чтобы остановить, изменить, переделать игру?

12. Предпочтительная фрейм-игра. В какую игру вы предпочли бы поиграть?

Как играть во фрейм-игры и достигать в них мастерства

РАБОЧАЯ АНКЕТА ФРЕЙМ-ИГР № 2

Проект новой фрейм-игры

1. Желаемая игра:

2. Мишень. Назовите человека (людей), на которого вы хотели бы повлиять (несомненно, список должен включать и вас, но он может включать и только вас).

3. Эмоциональная программа/мотивация. Что особенно беспокоит его/ее? Что он/она ценит? Что по-настоящему важно для этого человека? Чем можно заманить или вовлечь его в эту игру? Заинтересованные круги?

4. Общие системы. Какова общая социальная система игры? Кого еще она включает?

5. Дели и результаты. К чему я стремлюсь? Чего я хочу для других участников?

6. Описание. Как нужно играть в новую игру? Какие фреймы принесут ей максимальную пользу? Опишите их.

7. Средства воздействия. Какое средство воздействия можно использовать, чтобы изменить или прекратить

Мир фрейм-игр

прежнюю игру и начать новую? Какие фреймы способны максимально воздействовать на ее участников?

8. Процесс. Как можно ввести эти фреймы? Чем вы можете подкрепить свои доводы, приглашая окружающих в свой мир и в новую игру?

9. Этапы проверки. Понадобится ли вам прерывать, смещать, ослаблять влияние и/или изменять фреймы? Какие стереотипы, приемы или методы были бы особенно полезны при этом?

10. Механизмы установки. Какой способ фрейм-игры вы могли бы применить, чтобы установить для себя новые фрейм-игры?

11. Фреймы. Какие ментальные фреймы вам понадобятся, чтобы играть в новую игру?

Часть II ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ФРЕЙМ-ИГР

Глава 4 Энергия для игры

Глава 5 Дополнительная энергия для игры

Глава 6

Развитие способности спрашивать «Почему?»

Глава 4

ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ИГРЫ

«Я хотел бы поиграть, но, как видите, слишком устал»

Игры в этой главе:

«Повышение уровня энергии» «Изучение своих энергетических зон»

Вам случалось браться за какую-нибудь игру - подвижную, вроде гимнастики, плавания, катания на лыжах, или более интеллектуальную, как шахматы или карты, - и понимать, что у вас на нее не хватает сил? «Просто я слишком устал». «Я не в состоянии играть». Участие в игре требует энергии. Вероятно, именно поэтому дети играют гораздо больше взрослых. Умственная, эмоциональная и физическая усталость лишает нас способности играть в подвижные игры, требующие серьезных усилий. В периоды усталости, слабости и стресса мы становимся более уязвимыми для других игр — ментальных, в которых истолковываем свою усталость как неумение, неспособность, ощущаем себя жертвой и т. д.

«Я просто не создан для этого! Передайте мне пончик!» Поскольку фрейм-игры обусловливают то, как мы играем в подтянутость, жизненную силу, стройность и т. д., очевидно, что для подобных игр необходимы умственная и эмоциональная, вербальная, лингвистическая, поведенческая энер-

Энергия для игры

гия и энергия взаимоотношений. Мастерски достигнутой стройности и подтянутости мы не видим в жизни ленивых, пассивных, слабовольных людей, а также тех, кто выбирает «путь наименьшего сопротивления». Такими достижениями могут похвастаться увлеченные натуры, искатели приключений, активные мечтатели, люди, склонные к риску.

«Похоже, это оскорбление в адрес людей с избыточным весом!»

«Вы хотите сказать, что все полные люди ленивы и апатичны?» Спокойствие! Я никого не хотел обидеть. Такое мне и в голову не приходило. Зачем возмущаться? Вам хочется поиграть в такую игру? А если вы «выиграете» спор или «проиграете» его? Чего вы этим добьетесь? Или вам просто легче играть в такие игры, как «Отвлекающий маневр», «Порицание», «Оскорбление» и т. д.? А я предлагаю вам сыграть в «Поиск решения», чтобы обрести энергию, — она необходима, чтобы уметь сказать «нет!» себе и своим пагубным пристрастиям. Еще больше энергии потребуется, чтобы сказать решительное «да!» своим целям и желаемым результатам. Если же вам приятнее думать, что быть активным и энергичным вам незачем, — ваше дело, оставайтесь ленивым. Если вы предпочитаете считать, что когда-то были энергичным, но набрали избыточный вес и потеряли форму, а лень тут ни при чем, — будьте и впредь верны таким мыслям. Выберите толкование, которое позволит вам принять позитивные меры.

Фреймы для энергии

Фрейм-игры всецело управляют нашей жизнью. Каждый день мы играем в них в связи с едой и питанием, физической формой, активностью и т. д. Это означает, что нам просто приходится «ввязываться в схватку», играть в эти игры,

Энергия для фрейм-игр

если мы хотим достичь мастерства в какой-либо области. В таком случае возникает несколько вопросов:

♦ Где мы находим источник энергии для игры, для того, чтобы оставаться живым и бодрым, поддерживать свои способности к игре?

• Какие механизмы управляют источником личной энергии, позволяя пользоваться ею для преодоления препятствий?

Создавать фреймы, психофизические состояния и играть в игры нам позволяют четыре силы, или способности. К ним относятся две личностные — мышление и ощущение — и две социальные — речь и поведение. Эти психологические и личностные силы состоят из множества основных сил, поддерживающих умственные, эмоциональные, вербальные, поведенческие способности, необходимые нам для мышления, выбора, создания ментальных моделей, представления и обработки информации, самопознания, оценки, создания значений и принятия эффективных мер.

Эти психофизические силы (наши нейролингвистичес-кие способности) — источник всех ментальных и эмоциональных фреймов, необходимых для освоения желаемых игр. В конце концов, мы задаем фреймы тем, как и о" чем мы думаем, с помощью связанных с этими фреймами эмоций, с помощью нашей речи и поступков. Эти человеческие функции позволяют нам играть во внутренние мыслительные игры и внешние поведенческие игры.

Рис. 4.1

РАБОЧАЯ АНКЕТА ФРЕЙМ-ИГР № 1 - student2.ru

Энергия для игры

Чтобы повысить уровень энергии, которую можно черпать и применять для осознанного участия во фрейм-играх, начнем с еще одной игры. Распознаем и признаем наши глубинные «силы», или функции, работу нашей нервной системы и речи (то есть наше нейролингвистическое функционирование). Тем самым мы создадим основу для развития личностных способностей, ответственности, энергетич-ности, а также многих других состояний высшего уровня, которые должны сыграть значительную роль в достижении мастерства.

Фрейм-игра «Повышение уровня энергии»

Мне нравится расспрашивать людей о глубинных силах, питающих и поддерживающих все остальные.

«Каковы самые фундаментальные силы?»

«Если бы вы захотели повысить уровень энергии, к каким глубинным силам вы обратились бы в первую очередь?»

Многие не знают, как ответить. Они не посвящены в эту тайну, а когда узнают ее, то зачастую оставляют без внимания, считая, что это слишком просто.

«К каким глубинным силам мы можем обратиться, чтобы использовать их на высших логических уровнях для задания фреймов?»

Ответ поражает простотой, а простота — глубиной. Вот он: у нас есть четыре фундаментальные силы (способности). Две из них, глубинные, включают наши личностные силы, две проявляются более открыто и называются социальными. Каждая из этих четырех центральных и неизбежных сил наделяет нас способностью реагировать. Две из них проявляются незаметно (мысли и эмоции), еще две пред-

Энергия для фрейм-игр

ставляют собой наше участие в жизни (речь и поведение). В этом и заключается наша способность преодолевать препятствия, с которыми мы сталкиваемся. В этом также состоит сущность нашей способности реагировать, то есть способности или умения проявлять реакцию. Эти четыре силы образуют нашу основную энергетическую зону.

1) Мышление-чувства

В потайных уголках своего разума мы мыслим и чувствуем. Это — основной двигатель, приводящий в действие все прочие реакции и придающий форму самой структуре и эмоциональному тону нашей «личности». Никто не может заставить вас думать так или иначе без вашего согласия, но вам могут подсказать определенный способ мышления; то же самое справедливо в отношении чувств. В лучшем случае окружающие способны вызвать или пробудить в вас какие-либо чувства.

2) Речь и поступки

Мы выражаем свои мысли и чувства речью и поступками. 1Эти коммуникативные способности служат для самовыражения, позволяя нам влиять на окружающий мир. Мы делаем это, предпринимая конкретные действия как проявление нашей способности делать мысли и эмоции осязаемыми, иными словами - действовать. Кроме того, мы говорим, пользуясь языком, формулируем свои мысли в различных лингвистических формах - в виде прозы, поэзии, публицистики, художественной литературы, решения задач и т. д. В этом состоит наша способность оказывать воздействие на события, людей, системы и т. д. путем применения символов высшего уровня и влияния на разум и эмоции других людей.

Энергия для игры

Наши рекомендации