Исследование умения находить заданные буквосочетания в отдельных словах, предложениях и тексте
Регевой материал — слова: широкий, чаша, щука, срочный, сорока, здравствуй, солнце, радостный (второй класс); животное, чудовище, ненастный, грустный, лестница, одиннадцать (третий класс); предложения: Чудесным утром мама с дочкой решили пойти в лес за грибами (второй класс). Глубокой осенью опавшие листья ковром выстилают землю (третий класс).
Процедура и инструкция: внимательно прослушай и запиши слова, выдели в них сочетания жи, ши, га, ща, гу, щу, гн, гк, стн, стл и др.
Оценка результатов: высокий уровень — точное и быстрое выполнение задания; уровень выше среднего — неправильное указание 2-3 «опасных» мест (слов), ошибки исправляются после наводящих вопросов педагога или в ходе самопроверки; средний уровень — систематические ошибки нахождения определенной сочетаемости в половине предложенных слов; уровень ниже среднего — стойкие ошибки в определении заданных сочетаний букв, интенсивная помощь логопеда помогает найти отдельные из них; низкий уровень — не выполняется большинство заданий, ни при уточнении, ни при интенсивной помощи взрослого.
Проводилась ли коррекция дефекта, ее результат Логопедическое заключение
\
Указать:
— степень выраженности дизорфографии (тяжелая, средняя, легкая);
— характер дизорфографии (нарушение ведущего принципа правописания: морфологического, фонематического, традиционного или принципа графики);
— другие нарушения устной и письменной речи (степень нарушения чтения и письма (аграфия, дисграфия, алексия, дислексия; характер нарушения чтения и письма (вид дислексии, дисграфии).
Глава 3
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ДИЗОР2ОГРАЗИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Формирование гностике-практических функций
На основе анализа диагностических данных и психологической структуры процесса овладения орфографическими навыками выделены основные направления коррекционного воздействия, которые формируют у детей неречевые предпосылки орфографически правильного письма.
Развитие сенсомоторных функций является основой для перехода к более сложным этапам коррекции дизорфографии. Овладение грамматическими понятиями, содержанием орфограмм и каллиграфическими навыками предполагает наличие достаточно высокого уровня сформированности зрительного гнозиса, праксиса, представлений, мнестических процессов, слуховой и моторной функций, умения ориентироваться в схеме собственного тела и в пространстве.
В операциях письма, теоретически обоснованных А. Р. Лу-рия и Б. Г. Ананьевым, выделяются такие функции, которые необходимы прежде всего для правильного графического воспроизведения букв. К ним относятся умение учащихся ориен-
161
тироваться на листе бумаги, наличие у них элементарных представлений об одномерном (на плоскости, на бумаге) и двухмерном пространственном расположении предметов (при манипуляциях с кубиками).
Коррекция нарушений сенсомоторных функций и их координация включают следующие направления:
— развитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза;
— развитие оптико-пространственного гнозиса и праксиса;
— развитие речезрительных функций;
— развитие восприятия и воспроизведения ритма;
— развитие зрительной и речедвигательной памяти. Развитие зрительно-слухо-моторных функций проходит
ряд этапов.
Первый этап - формирование зрительного и слухового восприятия и представлений, уточнение и закрепление соответствующих понятий и направлений окружающего пространства с использованием простых по форме упражнений и заданий, конкретного наглядного материала, активизация словаря.
Второй этап — формирование обобщенного восприятия и соответствующих представлений с опорой на усвоенные ребенком процессы анализа, сравнения, сопоставления, синтеза. Ребенок овладевает операциями классификации воспринимаемых предметов и изображений, умением оречевлять свои действия.
Третий этап — закрепление сформированных умений в письменных работах.