Тема 1.1. Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности
Логика
Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)
Вологда – 2015
Логика: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 14 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. №946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Разработчик программы:
Л.В. Фивейская – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.
Н.В. Дрянных – доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук, доцент.
Рецензенты программы:
Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук, профессор.
Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории, протокол № 7 от 19.03.2015 г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2015
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель – формирование логической культуры мышления, выражающейся в точности, определенности понятий, последовательности и системности изложения мыслей, а также обоснованности процесса рассуждения.
Задачи:
– сформировать знания об основных понятиях и категориях логики в профессиональной деятельности;
– представление о формально-логических принципах последовательного, определенного и доказательного мышления;
– навыки аргументировано строить свою речь, мыслить точно и непротиворечиво.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Логика» относится к базовой части (код Б1.Б.11)программы бакалавриата для направления подготовки 37.03.01 – Психология.
В процессе освоения курса обучающиеся опираются на знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения обществознания, русского языка, математики на предыдущей ступени образования.
Освоение логики является необходимой основой для последующего изучения философии, социологии, политологии, культурологии, религиоведения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование элементов следующей компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
а) общекультурной (ОК): выпускник должен обладать способностью и готовностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК–1).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать формы логического мышления;
– основные законы логики;
– формы и методы логической аргументации;
– уметь применять законы логики в образовательной деятельности;
– применять формы и методы логической аргументации в профессиональной деятельности
– владеть приемами и методами ведения дискуссии, полемики, диалога.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч.
Учебно-тематический план, заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||
Всего часов | Лекции | Практические занятия | ||||
Раздел 1 | ||||||
1.1 | Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности | |||||
1.2 | Понятие как форма мышления | |||||
1.3 | Суждение как форма мышления | |||||
1.4 | Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности | |||||
Раздел 2 | ||||||
2.1 | Дедуктивное умозаключение | |||||
2.2 | Индуктивное умозаключение | |||||
2.3 | Умозаключение по аналогии | |||||
Раздел 3 | ||||||
3.1 | Логические основы теории аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности | |||||
3.2 | Формы развития знания | |||||
КПР | ||||||
Форма контроля – зачет | ||||||
Всего по курсу |
5. Содержание дисциплины
Раздел 1
Тема 1.4 Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности
Сущность и логическая структура вопроса. Понятие вопроса. Проблема, задача, предпосылки вопроса. Виды вопросов: по существу и не по существу темы, простой и сложный, уточняющий и восполняющий, корректный и некорректный. Правила постановки вопросов
Сущность и виды ответов. Понятие ответа. Виды ответов: по существу и не по существу вопроса, прямой и косвенный, полный и частичный, краткий и развернутый, определенный и неопределенный. Правила постановки ответа.
Используемая литература: [1], [2], [4], [21], [22], [24], [25].
Раздел 2
Тема 2.1 Дедуктивное умозаключение
Понятие дедуктивного умозаключения. Типы дедуктивных выводов: выводы, базирующиеся на субъектно-предикатной структуре суждений; выводы, базирующиеся на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний).
Непосредственные выводы: превращение, обращение (чистое и с ограничением), противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».
Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Специальные правила фигур. Правильные модусы.
Сокращенный силлогизм (энтимема), восстановление силлогизмов из энтимем. Сложные (полисиллогизмы), сложносокращенные силлогизмы (сориты и эпихейремы).
Выводы логики высказываний. Выводы из сложных суждений.
Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения: утверждающий модус и отрицающий модус.
Разделительно-категорические умозаключения: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.
Условно разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная, простая и сложная дилемыы.
Используемая литература: [1], [2], [3], [16], [21], [24], [25].
Тема 2.2 Индуктивное умозаключение. Умозаключение по аналогии
Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция. Неполная индукция. Виды неполной индукции; популярная и научная индукция. Популярная индукция. Научная индукция. Принципы отбора и исключения. Методы установления причинно-следственных связей. Метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.
Используемая литература: [1], [2], [3], [15], [19], [21], [24], [25].
Тема 2.3 Умозаключение по аналогии
Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия. Аналогия права и закона. Роль аналогии в профессиональной деятельности.
Используемая литература: [1], [2], [6], [17], [19], [21], [22], [24], [25].
Раздел 3
Содержание
1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины 3
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 3
5. Содержание дисциплины.. 4
6. Рекомендуемые образовательные технологии. 7
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 8
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 13
Логика
Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)
Вологда – 2015
Логика: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 14 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. №946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Разработчик программы:
Л.В. Фивейская – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.
Н.В. Дрянных – доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук, доцент.
Рецензенты программы:
Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук, профессор.
Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории, протокол № 7 от 19.03.2015 г.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2015
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цель – формирование логической культуры мышления, выражающейся в точности, определенности понятий, последовательности и системности изложения мыслей, а также обоснованности процесса рассуждения.
Задачи:
– сформировать знания об основных понятиях и категориях логики в профессиональной деятельности;
– представление о формально-логических принципах последовательного, определенного и доказательного мышления;
– навыки аргументировано строить свою речь, мыслить точно и непротиворечиво.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Логика» относится к базовой части (код Б1.Б.11)программы бакалавриата для направления подготовки 37.03.01 – Психология.
В процессе освоения курса обучающиеся опираются на знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения обществознания, русского языка, математики на предыдущей ступени образования.
Освоение логики является необходимой основой для последующего изучения философии, социологии, политологии, культурологии, религиоведения.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины
Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование элементов следующей компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:
а) общекультурной (ОК): выпускник должен обладать способностью и готовностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК–1).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать формы логического мышления;
– основные законы логики;
– формы и методы логической аргументации;
– уметь применять законы логики в образовательной деятельности;
– применять формы и методы логической аргументации в профессиональной деятельности
– владеть приемами и методами ведения дискуссии, полемики, диалога.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч.
Учебно-тематический план, заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по учебному плану | Из них аудиторных: | Самостоятельная работа | ||
Всего часов | Лекции | Практические занятия | ||||
Раздел 1 | ||||||
1.1 | Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности | |||||
1.2 | Понятие как форма мышления | |||||
1.3 | Суждение как форма мышления | |||||
1.4 | Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности | |||||
Раздел 2 | ||||||
2.1 | Дедуктивное умозаключение | |||||
2.2 | Индуктивное умозаключение | |||||
2.3 | Умозаключение по аналогии | |||||
Раздел 3 | ||||||
3.1 | Логические основы теории аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности | |||||
3.2 | Формы развития знания | |||||
КПР | ||||||
Форма контроля – зачет | ||||||
Всего по курсу |
5. Содержание дисциплины
Раздел 1
Тема 1.1. Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности
Логика и язык. Язык как реализация мыслительной деятельности человека. Образные и знаковые информационные системы. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Основные аспекты анализа языка: синтаксис, семантика, прагматика, Науки о языке.
Формально-логические законы. Основные характеристики правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.
Понятие формально-логический закон. Закон тождества. Условия закона тождества. Закон противоречия. Логическое противоречие. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Использование формально-логических законов в практике социального работника. Познавательные и коммуникативные аспекты законов формальной логики.
Логика формальная, диалектическая и математическая, Преемственность и расширение логической проблематики. Многообразие современных логических систем. Значение логики в профессиональной деятельности.
Используемая литература: [7], [8], [9], [10], [12], [14], [24].