Тема 1.1. Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности

Логика

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

Вологда – 2015

Логика: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 14 с.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. №946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

Разработчик программы:

Л.В. Фивейская – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.

Н.В. Дрянных – доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук, доцент.

Рецензенты программы:

Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук, профессор.

Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории, протокол № 7 от 19.03.2015 г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

©ВИПЭ ФСИН России, 2015

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – формирование логической культуры мышления, выражающейся в точности, определенности понятий, последовательности и системности изложения мыслей, а также обоснованности процесса рассуждения.

Задачи:

– сформировать знания об основных понятиях и категориях логики в профессиональной деятельности;

– представление о формально-логических принципах последовательного, определенного и доказательного мышления;

– навыки аргументировано строить свою речь, мыслить точно и непротиворечиво.

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Логика» относится к базовой части (код Б1.Б.11)программы бакалавриата для направления подготовки 37.03.01 – Психология.

В процессе освоения курса обучающиеся опираются на знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения обществознания, русского языка, математики на предыдущей ступени образования.

Освоение логики является необходимой основой для последующего изучения философии, социологии, политологии, культурологии, религиоведения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование элементов следующей компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

а) общекультурной (ОК): выпускник должен обладать способностью и готовностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК–1).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

– знать формы логического мышления;

– основные законы логики;

– формы и методы логической аргументации;

– уметь применять законы логики в образовательной деятельности;

– применять формы и методы логической аргументации в профессиональной деятельности

– владеть приемами и методами ведения дискуссии, полемики, диалога.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч.

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Практические занятия
  Раздел 1          
1.1 Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности  
1.2 Понятие как форма мышления  
1.3 Суждение как форма мышления  
1.4 Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности  
  Раздел 2          
2.1 Дедуктивное умозаключение  
2.2 Индуктивное умозаключение  
2.3 Умозаключение по аналогии  
  Раздел 3          
3.1 Логические основы теории аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности  
3.2 Формы развития знания      
КПР          
Форма контроля – зачет          
Всего по курсу


5. Содержание дисциплины

Раздел 1

Тема 1.4 Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности

Сущность и логическая структура вопроса. Понятие вопроса. Проблема, задача, предпосылки вопроса. Виды вопросов: по существу и не по существу темы, простой и сложный, уточняющий и восполняющий, корректный и некорректный. Правила постановки вопросов

Сущность и виды ответов. Понятие ответа. Виды ответов: по существу и не по существу вопроса, прямой и косвенный, полный и частичный, краткий и развернутый, определенный и неопределенный. Правила постановки ответа.

Используемая литература: [1], [2], [4], [21], [22], [24], [25].

Раздел 2

Тема 2.1 Дедуктивное умозаключение

Понятие дедуктивного умозаключения. Типы дедуктивных выводов: выводы, базирующиеся на субъектно-предикатной структуре суждений; выводы, базирующиеся на логических связях между суждениями (выводы логики высказываний).

Непосредственные выводы: превращение, обращение (чистое и с ограничением), противопоставление предикату, выводы по «логическому квадрату».

Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Общие правила силлогизма. Фигуры и модусы силлогизма. Специальные правила фигур. Правильные модусы.

Сокращенный силлогизм (энтимема), восстановление силлогизмов из энтимем. Сложные (полисиллогизмы), сложносокращенные силлогизмы (сориты и эпихейремы).

Выводы логики высказываний. Выводы из сложных суждений.

Чисто условные умозаключения. Условно-категорические умозаключения: утверждающий модус и отрицающий модус.

Разделительно-категорические умозаключения: утверждающе-отрицающий и отрицающе-утверждающий модусы.

Условно разделительные (лемматические) умозаключения: конструктивная и деструктивная, простая и сложная дилемыы.

Используемая литература: [1], [2], [3], [16], [21], [24], [25].

Тема 2.2 Индуктивное умозаключение. Умозаключение по аналогии

Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция. Неполная индукция. Виды неполной индукции; популярная и научная индукция. Популярная индукция. Научная индукция. Принципы отбора и исключения. Методы установления причинно-следственных связей. Метод сходства, метод различия, объединенный метод сходства и различия, метод остатков, метод сопутствующих изменений.

Используемая литература: [1], [2], [3], [15], [19], [21], [24], [25].

Тема 2.3 Умозаключение по аналогии

Умозаключения по аналогии. Виды умозаключений по аналогии: аналогия свойств и аналогия отношений. Строгая и нестрогая аналогия. Аналогия права и закона. Роль аналогии в профессиональной деятельности.

Используемая литература: [1], [2], [6], [17], [19], [21], [22], [24], [25].

Раздел 3

Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины 3

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 3

5. Содержание дисциплины.. 4

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 7

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) 13

Логика

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

Вологда – 2015

Логика: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 14 с.

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. №946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

Разработчик программы:

Л.В. Фивейская – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.

Н.В. Дрянных – доцент кафедры философии ВоГУ, кандидат философских наук, доцент.

Рецензенты программы:

Б.В. Ковригин – профессор кафедры философии ВоГУ, доктор философских наук, профессор.

Е.А. Агафонов – доцент кафедры философии и истории ВИПЭ ФСИН России, кандидат философских наук.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры философии и истории, протокол № 7 от 19.03.2015 г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

©ВИПЭ ФСИН России, 2015

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Цель – формирование логической культуры мышления, выражающейся в точности, определенности понятий, последовательности и системности изложения мыслей, а также обоснованности процесса рассуждения.

Задачи:

– сформировать знания об основных понятиях и категориях логики в профессиональной деятельности;

– представление о формально-логических принципах последовательного, определенного и доказательного мышления;

– навыки аргументировано строить свою речь, мыслить точно и непротиворечиво.

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Логика» относится к базовой части (код Б1.Б.11)программы бакалавриата для направления подготовки 37.03.01 – Психология.

В процессе освоения курса обучающиеся опираются на знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения обществознания, русского языка, математики на предыдущей ступени образования.

Освоение логики является необходимой основой для последующего изучения философии, социологии, политологии, культурологии, религиоведения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Логика» направлен на формирование элементов следующей компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению:

а) общекультурной (ОК): выпускник должен обладать способностью и готовностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК–1).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

– знать формы логического мышления;

– основные законы логики;

– формы и методы логической аргументации;

– уметь применять законы логики в образовательной деятельности;

– применять формы и методы логической аргументации в профессиональной деятельности

– владеть приемами и методами ведения дискуссии, полемики, диалога.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зач. ед., 72 ч.

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по учебному плану Из них аудиторных: Самостоятельная работа
Всего часов Лекции Практические занятия
  Раздел 1          
1.1 Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности  
1.2 Понятие как форма мышления  
1.3 Суждение как форма мышления  
1.4 Вопросно-ответная система. Роль вопросов и ответов в профессиональной деятельности  
  Раздел 2          
2.1 Дедуктивное умозаключение  
2.2 Индуктивное умозаключение  
2.3 Умозаключение по аналогии  
  Раздел 3          
3.1 Логические основы теории аргументации. Применение аргументации в области профессиональной деятельности  
3.2 Формы развития знания      
КПР          
Форма контроля – зачет          
Всего по курсу

5. Содержание дисциплины

Раздел 1

Тема 1.1. Логика как наука. Роль логики в профессиональной деятельности

Логика и язык. Язык как реализация мыслительной деятельности человека. Образные и знаковые информационные системы. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Основные аспекты анализа языка: синтаксис, семантика, прагматика, Науки о языке.

Формально-логические законы. Основные характеристики правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и доказательность.

Понятие формально-логический закон. Закон тождества. Условия закона тождества. Закон противоречия. Логическое противоречие. Закон исключенного третьего. Закон достаточного основания. Использование формально-логических законов в практике социального работника. Познавательные и коммуникативные аспекты законов формальной логики.

Логика формальная, диалектическая и математическая, Преемственность и расширение логической проблематики. Многообразие современных логических систем. Значение логики в профессиональной деятельности.

Используемая литература: [7], [8], [9], [10], [12], [14], [24].

Наши рекомендации