Возрастные особенности развития логического мышления младших школьников на уроках математики
Умение человека логически мыслить является одним из важнейших достоинств, которые ведут к самореализации и успеху. Мышление взрослых и детей значительно различается и это заметно каждому. Мышление взрослого человека построено на базе опыта и пережитых моментах, а у ребёнка на впечатлениях, эмоциях, воображении и всевозможных наглядных образах. В возрасте 6–7 лет ребёнок имеет высокий уровень развития психических процессов, именно этот возраст сензитивен к формированию логического мышления. Все познавательные процессы тесно связанны друг с другом. Взаимосвязь психических процессов не изменяется, но при этом в разные периоды развития преобладает какой–то один процесс. В этот период происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому, понятийному мышлению, что дает двойное влияние на мыслительную деятельность ребёнка: конкретное мышление, связанное с действительностью и наблюдениями подчинилось логическим принципам, но формально–логическое рассуждение им пока не доступно [24].
А.В. Белошистая утверждает [2], что новообразованием младшего школьного возраста выступает логическое мышление, от того на каком уровне будет его развитие будет зависеть успешность обучения в школе. Ученые утверждают, что большое значение в развитии логического мышления детей имеет развитие мыслительных операций. Но этот процесс развития протекает медленно, и дети в 1–2 классе все ещё продолжат мыслить, как дошкольники, то есть восприятие и анализ информации происходит путями:
–наглядно–действенным (мышление, которое связанно непосредственно с практическими действиями с предметом);
–наглядно–образным (мышление, опирающиеся на представление и восприятие).
В этом возрасте характеристику предметам они дают исходя из внешних признаков, рассматривая их с понятной, очевидной стороны. Новый этап восприятия и анализа наступает с достижением детьми 8–9 лет [22].
Мышление младших школьников в 3 классе уже позволяет ребятам улавливать логические связи между элементами, какой либо информации. Данную особенность сопоставлений называют родовидовым соотношением. В этом возрасте школьники приобретают навыки абстрактного (логического) мышления. Данное изменение позволяет ученикам мыслить понятиями, отходя от наглядности, которая присуща восприятию и представлению. Умение логически мыслить появляется в связи с изменением содержание мышления. Огромное значение в процессе преобразование видов мышления имеет учебная деятельность [6]. С учётом новой концепции Федеральных государственных образовательных стандартов и системно–деятельностного подхода, задача учителя при обучении заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [29].
Умение мыслить абстрактно даёт возможность решать логические задачи и делать выводы, опираясь на существенные внутренние свойства, а не на явные признаки объектов [4].
Со временем осваивая приёмы мыслительных действий, ученик осваивает решение задач «в уме», а также производить анализ процесса своего рассуждения. Позже рассуждения приобретают логически–верный характер, включая операции анализа, синтеза, сравнения, распределения и обобщения. Данная стадия развития становится основой для логического мышления, а следствием этого ребёнок учится моделировать, сопоставлять, находить родственные связи [27].
Учащиеся младших классов, обучаясь в школе, когда существует необходимость в обязательном порядке регулярно выполнять задания, учатся управлять своим мышлением. Во многом развитию такому произвольному, управляемому мышлению способствуют задания учителя, побуждающие детей к размышлению. При общении в начальной школе у детей формируется осознанное критическое мышление. Это происходит благодаря тому, что на уроках обсуждаются различные пути решения задач, учитель регулярно даёт задание школьникам обосновывать, рассказывать, доказывать правильность своих суждений. Ученик всегда включается в процесс, когда ему нужно рассуждать, сопоставлять разные суждения, выполнять умозаключения. Все операции логического мышления тесно связаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом [21].
Психолог Л.С. Выготский [5] отмечал интенсивное развитие интеллекта детей в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы.
К моменту перехода в среднее звено школы, дети должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности т.е владеть логическими основами [13].
Развитие мышления учащихся – неотъемлемая часть методической системы обучения математике. Известный математик, методист, автор школьных учебников, в том числе и для начальной школы, Г.В. Дорофеев писал: «Научить думать – главное назначение предмета математики в начальной школе, а вовсе не в том, чтобы помнить километры математических формул и теорем. Объяснять, обосновывать свои рассуждения (т.е. доказывать) необходимо любому человеку, независимо от его профессиональной деятельности» [9, с. 4]. Поэтому, одной из главных задач обучения детей в начальной школе является научить детей доказывать математические утверждения, что в дальнейшем послужит основой обучения.
По мнению Т.Н. Ведерникова [3], математика как школьный предмет содержит большие потенциальные возможности для развития логического мышления. В этой науке очень высокий уровень абстракции, математические понятия фиксируют лишь формы и отношения между реальными предметами. На уроках математики учащиеся оперируют всеми формами мышления, овладевают средствами логического вывода.
Н.Б. Истомина [11] предлагает из опыта своей богатой методической работы общее соображение о важности широкого внедрения в школьный урок математики нестандартных задач, таких как «задачи с изюминкой», задачи на смекалку, задачами–ловушками, «обманными», провоцирующими задачами, задачи на логику, так как в любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления.
В силу своего педагогического опыта Н.Б Истомина [11]приходит к выводу, что роль математики в развитии логического мышления в начальных классах исключительно велика. Ведь в большинстве своём задачи на логику, а также сводящиеся к ним комбинаторные задачи используются в основном на уроках математики. На сегодняшний день среди приёмов умственных действий можно выделить методы развития логического мышления в начальной школе, использование которых способствует активизации мышления учащихся, что будет являться залогом положительного и активного отношения детей к обучению в школе, основа полноценного усвоения знаний, умений и навыков.
Выводы по первой главе
Таким образом, теоретическое исследование проблемы развития логического мышления детей на уроках математики в начальной школе приведенное в главе I, позволило сформулировать следующие выводы:
1) Мышление – это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в неё действий и операций ориентировочно – исследовательского, преобразовательского и познавательного характер.
2) Традиционная логика состоит из операций: определение, сравнение и различение, анализ, абстрагирование, классификация, умозаключения и др. 3) Для развития логического мышления целесообразно проектировать и создавать преобразовательно–развивающую образовательную ситуацию; создавать ситуацию осмысленного, самостоятельного решения задач. Акцент важно ставить на природе внутренних связей и отношений между математическими элементами, а не только на внешних особенностях и свойствах. Важно научить учащихся решать различные типы задач, формирующие функциональную грамотность в области начального математического образования.
4) Развитие ребенка происходит в процессе самостоятельной познавательно–преобразовательной деятельности; чем активнее деятельность, тем успешнее развитие. Следовательно, логическое мышление не может развиваться вне активной деятельности самого школьника и не получит своего развития без его собственных усилий. Это означает, что важнейшее условие развития логического мышления младших школьников – вовлечение их в активную поисковую деятельность.
5) В развитии логического мышления исключительно велика роль математики, так как этот школьный предмет содержит большие потенциальные возможности для развития логического мышления.