Внушение правильного решения /тахдис/.

Пророческое откровение стоит выше, чем эта степень. Более того, эта степень даже ниже степени правдивейших /сиддиков/. Эта степень имела место в отношении Умара ибн аль-Хаттаба. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Среди израильтян,живших до вас,былилюди, которым (нечто внушалось свыше), несмотря на то что пророками они не являлись, и если есть такой и в моей общине, то им является ‘Умар». Бухари, 3689./ат-Тахдис/ - то есть ему внушается в сердце что-то, а потом происходит так, как ему внушалось.

Сказал наш шейх (Ибн Теймия): «Правдивейший /сиддик/ занимает более совершенное место, чем тот, кому внушается. Потому что правдивейший, благодаря своей совершенной вере и совершенному следованию за пророком (мир ему и благословение Аллаха), не нуждается во внушении. Правдивейший отдал свое сердце тому, с чем пришел пророк (мир ему и благословение Аллаха), внешне и внутренне».

Также он сказал: «Тот, кому было что-то внушено, должен сверять это с тем, что принес пророк (мир ему и благословение Аллаха). Если его мысли соответствуют религии, то их нужно принимать, а если нет, тогда они отвергаются. Отсюда мы понимаем, что степень правдивейших превосходит степень внушения».

Также он сказал: «Многие последователи мистических течений и невежды говорят:

"Сообщило мне мое сердце от моего Господа". Да, верно! Его сердце сообщает ему что-то, но от кого? От шайтана или от Господа? Когда он говорит: "Сообщило мне мое сердце от моего Господа", не зная от кого оно на самом деле, он возводит ложь на Всевышнего Аллаха. И если тот, кому внушалось в этой умме (Умар ибн аль-Хаттаб) не произносил такие слова, как они могут говорить такое? Более того, когда его писарь подписал письмо: «И это то мнение, которое показал Всевышний Аллах повелителю правоверных, Умара ибн аль-Хаттабу», -Умар сказал:«Вычеркни это! Напиши: "Это мнение Умара ибн аль-Хаттаба. Если это истина, то это от Аллаха, а в противном случае это ошибка самого Умара, а Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) непричастны к этому"».Также,когда у Умара спросили поповоду человека, который оставил наследство, однако у него не было наследников, он ответил: «Я говорю об этом на основании своего мнения. Если я прав, то это от

Аллаха, а если я ошибся, то это от меня и от шайтана».

Внушение понимания /ифхам/.

Всевышний Аллах сказал:



                  ِ ِ     ِ ِ     ِ     ِ           ِ ِ     ِ ِ ِ ِ         ِ              
ﻼﻛو نﺎﻤﻴﻠﺳ ﺎﻫﺎﻨﻤﻬﻔـﻓ ﻦﻳﺪﻫﺎﺷ ﻢﻬﻤﻜﺤﻟ ﺎﱠﻨﻛو       ﻢﻨﻏ ﻪﻴﻓ ﺖﺸﻔـﻧ ذإ ﻲﻓ نﺎﻤﻜﺤﻳ ذإ نﺎﻤﻴﻠﺳو دووادو﴿  
ُ َ َ َ ْ َ ُ َ َ ْ ﱠ َ َ َ   َ ْ   ْ ُ   ُ َ مﻮﻘْﻟا ُ َ َ   ْ َ ََ ْ   ثﺮﺤْﻟاَ     َ ُ ْ َ ْ   َ َ ْ َ ُ َ َ ُ َ َ  
                        َ   ِ                            
                                              ﺎﻤﻜﺣْ ﺎﻨـﻴـﺗآ                                
                                    ﴾ ﺎﻤﻠﻋوْ                                
                                        ً   َ ً ُ َ َْ                                

«Помяни также Давуда и Сулеймана, которые судили о ниве, потравленной ночью чужими овцами. Мы были Свидетелями их суда. Мы помогли Сулейману разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание».(Сура аль-Анбийа,аяты78-79)

Всевышний Аллах упоминает в этом аяте двух благородных пророков, которым Он даровал мудрость и знание. Но в этом аяте выделен именно Сулейман (мир ему), которому было даровано понимание /ифхам/.

Также сообщается, что Абу Джухайфа, да будет доволен им Аллах, сказал: «Однажды я

спросил ‘Али, да будет доволен им Аллах: “Знаете ли вы что-нибудь об откровениях помимо тех, что содержатся в Книге Аллаха?” ‘Али ответил: “Нет, клянусь Тем, Кто расщепляет зёрна и создаёт души, я об этом ничего не знаю, но мы обладаем пониманием /ифхам/ Корана, даруемым Аллахом человеку, и есть у нас то, что написано на этом листе”. Я спросил: “А что написано на этом листе?” Он сказал: “То, что следует выплачивать /дия/, освобождать пленных и не убивать мусульманина за неверного”». Бухари, 3047.

/Дия/ - компенсация за убийство, выплачиваемая ближайшим родственникам убитого.

Умар ибн аль-Хаттаб написал письмо Абу Мусе аль-Аш’ари, в котором было сказано:

«Стремись обрести понимание /ифхам/ в тех вопросах, которые поставлены перед тобой».

Понимание - это милость Аллаха для Его рабов, это свет, брошенный в сердце раба. С помощью этого света раб познает то, что не могут познать другие.

Понимание слов Всевышнего Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха)

- это признак того, что человек из правдивейших. И в понимании есть разные степени, а понимающим из тысячи может быть только один. Посмотрите на понимание Ибн Аббаса. Когда собрались люди в числе которых был и Умар, и участники битвы при Бадре. Умар спросил относительно аятов:

        ﱠِ     ِ         ِ ِ       ْ ِﱠ ِ ِ ِ               ِﱠ         ِ  
﴾ ﺎﺑاﻮـﺗ نﺎﻛ ﻪﻧإ ﻩﺮﻔﻐـﺘﺳاو ﻚﺑر ﺪﻤﺤﺑ ﺢﺒﺴﻓ ﻪﻠﻟا ﻦﻳد ﻲﻓ نﻮُﻠﺧﺪﻳ سﺎﱠﻨﻟا   ﺢﺘﻔْﻟاوَ ﻪﻠﻟا ﺮﺼﻧ ءﺎﺟ اذإ﴿  
ً ﱠ َ َ َ ُ   ُ ْ   ْ َ ْ َ َ ﱢ َ ْ َ ْ َ َ ﺎﺟاﻮـﻓَأً       َ ُ ْ َ َ ﺖﻳَأروْ   ُ ْ َ َ َ    
                                ُ َ          

«Когда придет помощь Аллаха и настанет победа, когда ты увидишь, как люди толпами обращаются в религию Аллаха, восславь же хвалой Господа своего и попроси у Него прощения. Воистину, Он - Принимающий покаяния».(Сура ан-Наср,аяты 1-3)

Умар спросил: «Что вы понимаете из этой суры?» Ибн Аббас ответил: «В этих аятахуведомление пророка (мир ему и благословение Аллаха) о его близкой смерти». Этопоняли только Умар и ибн Аббас, а для других, несмотря на величие их положения, данное понимание не было известно. Ведь, внешне в этой суре не видно упоминания о смерти пророка (мир ему и благословение Аллаха). Бывают такие тонкие вопросы, связанные с пониманием, которые неизвестны большинству людей.

Общее разъяснение.

Это общее разъяснение истины, и проведение границ между истиной и ложью, с помощью доказательств. И истина становится видной для сердца, также как для глаза видны окружающие предметы. Этот вид хидайа - довод от Аллаха для Его творений. Без этого

вида хидайа Всевышний Аллах никого не наказывает и никого не вводит в заблуждение. Всевышний Аллах сказал:

    ِ ِ   ِ                 ِ   ِ     ٍ ِ    
﴿وﻣﺎ ﻛﺎن اﻟﻠﻪّ                           ﺑﻜﻞ ﺷﻲء ﻋﻠﻴﻢ ﴾  
ﻟﻴﻀﻞ ﻗـﻮﻣﺎ ﺑـﻌﺪ إذ ﻫﺪاﻫﻢ ﺣﺘﻰﱠ ﻳـﺒـﻴﻦ ﻟﻬﻢَ ﻣﺎ ﻳـﺘـﻘﻮنﱠ إن اﻟﻠﻪّ  
َ َ َ َ ُ ُ ﱠ َ ْ ً َ ْ َ   ْ َ َ ُ ْ َ َُ َ ُ ﱠ َ ُ َ     َ   ُ ﱢ َ ْ َ   ٌ  

«Аллах не вводит в заблуждение людей, которым Он указал прямой путь, пока Он не

Наши рекомендации