Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта
Рекомендации по изучению темы:
Тема «интеллект» рассматривается только в современных учебниках.Интеллект – в переводе с латинского языка означает - разумение, понимание, постижение. Изучение интеллекта требует комплексного подхода, объединения усилий психологов, биологов, физиологов, генетиков, кибернетиков, математиков. Для более глубокого изучения этой темы можно просмотреть работы М.А.Холодной «Интеллект: парадоксы исследования» и В.Н. Дружинина «Психология общих способностей».
Прочтите материалы лекции, ответьте на вопросы самопроверки, рассмотрите презентации и термины глоссария.
Определение интеллекта.
Интеллект - это целостная структура (гештальт), образованная из совокупности всех познавательных процессов, под влиянием понятийного мышления на все нижележащие уровни. Единицей интеллекта можно считать психическую структуру концепта, обладающего константностью. В нем фиксируются родо-видовые отношения между понятиями. Каждый концепт включает все более разветвленную систему понятий. При развитии интеллекта непрерывно происходит увеличение числа уровней, идет иерархизация системы. |
Факторные модели интеллекта
Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта
Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторонй теории интеллекта |
Ø генеральным фактором «G»(уровнем развития общих способностей). Это «общая умственная энергия», которой наделены люди. Общий фактор скрыт (латентен), максимально влияет на действия, протекающие во внутреннем умственном плане и минимально - на действия внешние, сенсомоторные. Фактор «G» -это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии»;
Ø специфическим фактором S (уровнем развития соответствующей специальной способности).
Развитие теории Ч.Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил групповые факторы, определяющие механические (M), арифметические (A) и лингвистические (L) способности.
Рисунок: Модель Ч.Спирмена.
Примечание: G- генеральный фактор; A, M, L – специальные способности; S – факторы операции, T- результаты тестирования.
Убедительность теоретических воззрений Ч. Спирмена нарушал факт наличия высоких корреляций между сходными по содержанию тестами. Данное обстоятельство вынуждало к признанию наличия различающихся между собой способностей, что не совмещалось с идеей универсального единства всех видов интеллектуальной деятельности.
ГЛОССАРИЙ
Интеллект – (М.А. Холодная) форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего.
Интеллект – (В.Н. Дружинин) способность к мышлению.
Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации индивидуального ментального опыта, которые обеспечивают возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием инновационных подходов к решению проблем, открытостью противоречивым аспектам ситуации и т.д.
Интеллектуальное воспитание – создание условий для совершенствования интеллектуальных возможностей каждого ребенка за счет обогащения его ментального опыта на основе индивидуализации учебного процесса и внешкольной деятельности.
Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность интеллектуальной деятельности в тех или иных конкретных ситуациях с точки зрения правильности и скорости переработки информации в условиях решения задач, оригинальности и разнообразия идей, глубины и темпа обучаемости, выраженности индивидуализированных способов познания.
Интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем.
Коэффициент интеллекта – соотношение умственного возраста (УВ) к хронологическому (ХВ), определяемое по формуле УВ/ХВ х 100% и обозначаемое символом IQ. Чем больше баллов набирает испытуемый при решении тестовых задач по сравнению с нормой исполнения для своего возраста, тем выше его IQ.
Креативность – способность к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности (в широком смысле); дивергентные способности (в узком смысле).
Метальный опыт – система индивидуальных интеллектуальных ресурсов, обусловливающая особенности познавательного отношения субъекта к миру и характер воспроизведения действительности в индивидуальном сознании. Уровень организации М.О. определяется степенью сформированности и мерой интеграции когнитивных, метакогнитивных и интенциональных психических структур.
Вопросы для самопроверки
Установите соответствие фамилий авторов факторных моделей интеллекта и их парадигм:
Трехмерная модель: три оси: операции, содержание, результат. Каждый фактор - сочетание 3-х измерений, точка в пространстве. | А | Ч.Спирмен | |
Иерархическая трехуровневая модель: на верхнем уровне находится « общая умственная энергия»; ниже – механические, арифметические и лингвистические способности; на последнем – факторы специфические для данной деятельности | Б | Л.Терстоун | |
Одноуровневая модель. Интеллектуальная активность – результат взаимодействия 12 факторов. | В | Дж Гилфорд | |
Иерархическая модель: интеллектуальные способности: общие, парциальные и факторы операции. | Г | Р.Кеттелл |
Ответ: 1 - В; 2 - А; 3- Б; 4-Г Таблица будет выглядеть так:
Трехмерная модель: три оси: операции, содержание, результат. Каждый фактор - сочетание 3-х измерений, точка в пространстве. | Дж Гилфорд | |
Иерархическая трехуровневая модель: на верхнем уровне находится « общая умственная энергия»; ниже – механические, арифметические и лингвистические способности; на последнем – факторы специфические для данной деятельности | Ч.Спирмен | |
Одноуровневая модель. Интеллектуальная активность – результат взаимодействия 12 факторов. | Л.Терстоун | |
Иерархическая модель: интеллектуальные способности: общие, парциальные и факторы операции. | Р.Кеттелл |
Презентация
Слайд 2. Модели интеллекта
Рекомендации по изучению темы:
Тема «интеллект» рассматривается только в современных учебниках.Интеллект – в переводе с латинского языка означает - разумение, понимание, постижение. Изучение интеллекта требует комплексного подхода, объединения усилий психологов, биологов, физиологов, генетиков, кибернетиков, математиков. Для более глубокого изучения этой темы можно просмотреть работы М.А.Холодной «Интеллект: парадоксы исследования» и В.Н. Дружинина «Психология общих способностей».
Прочтите материалы лекции, ответьте на вопросы самопроверки, рассмотрите презентации и термины глоссария.
Определение интеллекта.
Интеллект - это целостная структура (гештальт), образованная из совокупности всех познавательных процессов, под влиянием понятийного мышления на все нижележащие уровни. Единицей интеллекта можно считать психическую структуру концепта, обладающего константностью. В нем фиксируются родо-видовые отношения между понятиями. Каждый концепт включает все более разветвленную систему понятий. При развитии интеллекта непрерывно происходит увеличение числа уровней, идет иерархизация системы. |
Факторные модели интеллекта
Модель Ч.Спирмена: двухфакторная теория интеллекта
Чарльз Эдвард Спирмен (1863-1945) английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторонй теории интеллекта |
Ø генеральным фактором «G»(уровнем развития общих способностей). Это «общая умственная энергия», которой наделены люди. Общий фактор скрыт (латентен), максимально влияет на действия, протекающие во внутреннем умственном плане и минимально - на действия внешние, сенсомоторные. Фактор «G» -это и есть собственно интеллект, сущность которого сводится к индивидуальным различиям в «умственной энергии»;
Ø специфическим фактором S (уровнем развития соответствующей специальной способности).
Развитие теории Ч.Спирмена привело к созданию иерархической модели: помимо факторов «G» и «S» он выделил групповые факторы, определяющие механические (M), арифметические (A) и лингвистические (L) способности.
Рисунок: Модель Ч.Спирмена.
Примечание: G- генеральный фактор; A, M, L – специальные способности; S – факторы операции, T- результаты тестирования.
Убедительность теоретических воззрений Ч. Спирмена нарушал факт наличия высоких корреляций между сходными по содержанию тестами. Данное обстоятельство вынуждало к признанию наличия различающихся между собой способностей, что не совмещалось с идеей универсального единства всех видов интеллектуальной деятельности.