Психолого-педагогическая классификация нарушений слуховой функции у детей.
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
1. Глухие (неслышащие). К ним относят детей со степенью потери слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею.
Среди них выделяют:
А. Ранооглохших. Дети, родившиеся с нарушенным слухом либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах. Обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.
Б. Позднооглохших. Дети, сохранившее в той или иной мере речь, потерявшие слух в том возрасте, когда она уже была сформирована. Главной задачей в работе с ними является закрепление уже имеющихся речевых навыков, предохранению речи от распада и обучению чтению с губ.
2. Слабослышащие (тугоухие). Дети, с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному накоплению речевого запаса при помощи остаточного слуха.
В психическом развитии детей с нарушенным слухом выделяют две (по И.М. Соловьеву) характерные закономерности.
Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий. Вследствии этого ограничения психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными. Компоненты психики у таких детей развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях: наблюдается несоразмерность в развитии наглядно-образного и словесно-логического мышления (превалирует первое); письменная речь (чтение и письмо) приобретает большую роль по сравнению с устной.
Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха, по сравнению с нормально слышащими детьми. И.М. Соловьев считает, что различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до того момента, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются.
Ощущения и восприятия. Зрительное восприятие.
Большое значение для компенсации нарушений слуха имеет развитие зрительного восприятия. У глухих детей аналитический тип восприятия преобладает над синтетическим. Зрительному восприятию формы предметов способствует практическая предметно-манипулятивная деятельность детей при одновременном овладении соответствующими словесными обозначениями.
Специфические особенности восприятия изображений: глухие дети испытывают трудности в восприятии и понимании перспективных изображений, пространственно-временных отношений между предметами; не всегда понимают изображенное движение предметов; у них возникают трудности с восприятием предметов в необычном ракурсе, при восприятии контурных изображений предметов; дети не могут узнать предмет, если он частично закрыт другим.
Зрительное восприятие для ребенка с нарушением слуха – это главный источник представлений об окружающем мире, оно имеет большое значение для развития возможностей общаться с людьми. Общение предполагает при использовании дактильной речи тонкое и дифференцированное восприятие мимики и жестов, изменения положений пальцев руки; движений губ, лица и головы – при восприятии устной речи. Следовательно, необходимо раннее развитие зрительного восприятия у детей с нарушением слуха в единстве с обучение речи.
Речь.
Дактильная речь – это своеобразная кинетическая форма словесной речи. Движения рук обозначают буквы национального языка. Дактилирование обязательно сопровождается устной речью.
Жестовая речь возникает из потребности в общении. Они сопровождают устную речь говорящего. Словесно-жестовое двуязычие глухих влияет на их психическое развитие в целом и отдельные его стороны – развитие памяти, мышления, личности.