Научные, методологические и методические основания программы

Клинико-психологический подход к пониманию

задержки психического развития.

По данным многочисленных исследований количество детей, испытывающих трудности в усвоении программ обучения в дошкольном возрасте, достигает 25%, среди учащихся общеобразовательных школ – 20-30% от детской популяции [12].

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляют дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР), которые по сформированности ряда психических функций (недостаточности общего запаса знаний об окружающем, ограниченности представлений, необходимых для усвоения различных учебных предметов, незрелости мышления) находятся как бы на ранней возрастной ступени развития [12].

Одним из ведущих признаков этого состояния является незрелость эмоционально-волевой сферы, из-за чего такие дети в шестилетнем возрасте не способны к длительным (в течение 30-35 мин.) волевым усилиям и сосредоточенности.

При этом достаточная сообразительность в пределах имеющихся знаний и способность к принятию помощи свидетельствуют против олигофренической структуры нарушения.

Увеличение числа детей с ЗПР отмечается во всем мире, и проблема трудностей в обучении стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

В зависимости от подхода к изучению этих детей в разных странах предлагались разные термины. Так в США эта группа детей первоначально изучалась медиками и определялась как «дети с минимальными повреждениями мозга» (или с минимальными мозговыми дисфункциями). В Германии использовалось психолого-педагогическое понятие «дети с нарушениями поведения», поскольку, с одной стороны, учение рассматривается как важная форма поведения, а с другой стороны, характерной особенностью этих детей является нарушение поведения в целом.

Отечественные психологи при изучении этой группы детей пользовались определением «дети с пониженной обучаемостью», «отстающие в обучении» и др. В конце 60-х годов американские педагоги и психологи предложили термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы подчеркнуть отсутствие у этих детей каких-либо других значительных физических или психических недостатков. Понятие ЗПР – сугубо российское [1].

В начале 50-х годов проводилось интенсивное изучение состава вспомогательных школ. Оно показало, что там, есть дети, отличающиеся более высокими возможностями, чем основной контингент – умственно отсталые дети. Это дало основание выделить детей с особым нарушением, которое С.С. Ляпидевский назвал «псевдоолигофрения» [15].

В Институте дефектологии этими детьми занималась М.С. Певзнер. У нее постепенно сложилось другое название – «дети с временной задержкой психического развития» [10]. В середине 60-х годов институт дефектологии возглавил исследования по этой проблеме, руководил которыми В.И. Лубовский [11].

Сначала существовал термин «временная задержка психического развития», но потом слово «временная» было отброшено, потому что «задержка» это и есть нечто временное. Сам процесс изучения этих детей показал, что к подростковому возрасту в тех случаях, когда с ними ведется коррекционная работа, ЗПР преодолевается. Без оказания своевременной медицинской и психолого-педагогической помощи отклонения в развитии становятся более выраженными, затрагивают все сферы психического развития ребенка, препятствуют его социальной адаптации.

Задержки развития могут быть обусловлены разными причинами: негрубыми внутриутробными поражениями ЦНС, легкими родовыми травмами, недоношенностью, инфекционными заболеваниями на ранних этапах жизни ребенка, воздействием ряда других вредностей.

Существует мнение, что ребенок с ЗПР, как бы соответствует по своему психическому развитию, более младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации.

Эта недостаточность проявляется, прежде всего, в низкой познавательной активности ребенка, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, он как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой сферы.

Нейрофизиологические и нейропсихологические особенности детей с ЗПР достаточно хорошо изучены. У таких детей, как правило, ослаблена активация левого полушария при поступлении информации в правое, вследствие чего происходит снижение влияния правого полушария на левое. Определенную роль в этом играет и недостаточность системы, связывающей оба полушария. Ослабленность включения в деятельность структур левого полушария, характерное для более ранних этапов нормального развития и наблюдаемое у детей с задержанным развитием к началу школьного обучения, влияет на процессы восприятия и переработки информации. У них замедляется передача информации из одного полушария в другое, снижена скорость приема и переработки сенсорной информации (информации от органов чувств). Это проявляется в медленном реагировании на внешние стимулы, особенно при усложнении сигналов или нарастании темпа предъявления стимулов. Прежде всего, детям с ЗПР характерны инфантильные черты психики: эмоциональная незрелость, слабость мотивации поведения, игровой характер интересов, неспособность к волевому усилию.

Т.А. Власовой и М.С. Певзнер была выделена «вторичная» ЗПР, обусловленная нарушением познавательной деятельности и работоспособности в связи со стойкой церебрастенией – повышенной истощенностью психических функций [10].

М.С. Певзнер и Т.А. Власовой были выделены:

1. ЗПР, связанная с психическим и психофизическим инфантилизмом;

2. ЗПР, обусловленная длительной церебрастенией;

Таким образом, этими учеными заложены основные принципы клинического подхода к пониманию механизмов формирования ЗПР: возможность ее возникновения как за счет замедления созревания эмоционально-волевой сферы, так и за счет нейродинамических расстройств, тормозящих развитие познавательной деятельности.

Разность патогенетических механизмов обуславливает и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения.

При преобладании же выраженных нейродинамических и, в первую очередь, стойких церебрастенических расстройств, ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.

Опыт коррекционной работы с детьми, имеющими ЗПР, показал, что через 1-2 года в дошкольном возрасте, и через 3-4 года в школьном при специальных формах и методах обучения, щадящем режиме, поддерживающей медикаментозной терапии общеукрепляющими, успокаивающими и стимулирующими препаратами, в большинстве случаев, эти дети в своем развитии достигают нормы.

Клинико-психологическая систематика

задержки психического развития.

Первая клиническая классификация предложена Т.А. Власовой и М.С. Певзнер [10]. По их мнению, при первом варианте нарушения проявляются, прежде всего, в формировании эмоционально-волевой сферы и личности вследствие психического инфантилизма. При втором варианте преимущественные нарушения познавательной деятельности, которые являются следствием стойких астенических и особенно цереброастенических состояний.

Клиническая систематика ЗПР, где задержки дифференцированы по этиопатогенетическому принципу [15]:

I. ЗПР конституционального происхождения.

II. ЗПР соматического происхождения.

III. ЗПР психогенного происхождения.

IV. ЗПР церебрально-органического происхождения.

I. ЗПР конституционального происхождения.

Речь идет о так называемом гармоническом инфантилизме (неосложненном психическом и психофизическом инфантилизме), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на ранней ступени развития, во многом напоминающая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста. Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении объясняются незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов. Часто инфантильный тип телосложения сочетается с чертами эмоционально-волевой незрелости. Все это, позволяет предположить преимущественно врожденно-конституциональную этиологию этого типа инфантилизма.

II. ЗПР соматогенного происхождения.

Этот тип аномалии развития обусловлен длительной соматической недостаточностью различного генеза: хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь, жизненно важных органов. Значительная роль в замедлении темпа психического развития этих детей принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус.

Нередко, имеет место и задержка эмоционального развития – соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, капризностью, связанными с ощущением своей неполноценности, иногда индуцированными режимами определенных ограничений и запретов, в котором находится соматически ослабленный и больной ребенок.

III. ЗПР психогенного происхождения.

Этот тип ЗПР связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Социальный генез этой аномалии не исключает ее патологического характера. Как известно, неблагоприятные средовые условия, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.

Этот тип ЗПР следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющей собой патологического явления, а заключающейся в ограниченных дефицитом знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации. ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости. Чаще всего эта задержка обусловлена явлениями гипоопеки – условием безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения связаны с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок.

Вариант аномального развития личности по типу кумира семьи обусловлен наоборот – гиперопекой – изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности. Для этого инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу, чаще наблюдается у детей, в семьях которых имеют место грубость, жестокость, деспотичность, агрессия к ребенку или другим членам семьи.

В такой обстановке формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе.

IV. ЗПР церебрально-органического происхождения.

Этот тип занимает основное место в данной полиморфной аномалии развития. Он встречается чаще, нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

Изучение анализа в большинстве случаев показывает наличие грубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального характера: патологию беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору, недоношенность, асфиксию и травмы в родах, постнатальные нейроинфекции, токсикодистрофирующие заболевания первых лет жизни); причем, 70% - падает на внутриутробную патологию, 30% - на раннюю постнатальную патологию. Характерно запаздывание начала ходьбы, речи, этапов формирования игровой деятельности.

В соматическом состоянии, наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие роста, мускулатуры, недостаточность мышечного тонуса) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключение патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции трофических и иммунологических функций; могут наблюдаться различные виды диспластичности телосложения.

Достаточно часто встречаются нарушения электрической активности мозга: от 30% по Д.Г. Саттерфиль, М.Е. Даусону, до 50% - 55%. отмечается отсутствие альфа-ритма, преобладание генерализованных медленных волн тета- и дельта-диапазона. Исследование зрительных вызванных потенциалов выявляет незрелость коры головного мозга, которая наиболее выражена в ее лобных отделах, и особенно в ее левом полушарии. Имеются указания на несформированность, незрелость системы сенсорного анализа высших интегрированных центров, и, следовательно, незрелость мозга, в первую очередь его корковых отделов, нередко сочетающаяся с признаками локального поражения мозговых структур.

Эмоционально-волевая незрелость представлена органическиминфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций. Эти дети характеризуются слабой заинтересованностью в оценке, низким уровнем притязаний. Внушаемость у них имеет более грубый оттенок и нередко отражает органический дефект критики. В игре преобладает монотонность и однообразие, преобладает компонент двигательной расторможенности.

Выделяют два вида органического инфантилизма:

I вид. Неустойчивый – с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, имитирующими детскую жизнерадостность и непоседливость. Характерны малая способность к волевому усилию и систематической деятельности, отсутствие стойких привязаностей при повышенной видимости.

II вид. Тормозимый – с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, безинициативностью, часто боязливостью.

В формировании ЗПР церебрально-органического генеза значительная роль принадлежит и нарушениям познавательной деятельности, обусловленным недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью. У детей с ЗПР церебрально-органического генеза, как правило, наблюдается ряд энцефалопатических расстройств.

1) Церебрастенические явления в первую очередь истощаемость ЦНС. К ним относятся нарушение интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности, эмоционального расстройства с феноменом «раздражительной слабости»: ранимостью, тормозимостью, слезливостью, либо раздражительностью, возбудимостью, двигательными расстройствами, моторной расторможенностью.

2) Неврозоподобные явления, патогенетически связанные с церебрастенической почвой: тревожность; боязливость; склонность к страху темноты; одиночества, тикозные гиперкинезы – навязчивые движения, связанные с мышечной дистонией; заикание; энурез.

3) Синдром психомоторной возбудимости чаще наблюдается у мальчиков: аффективная и общая двигательная расторможенность, отвлекаемость, суетливость.

4) Аффективные нарушения появляются в немотивированных колебаниях настроения церебрально-органического регистра.

5) Психопатоподобные нарушения: сочетание двигательной расторможенности, фиктивной неустойчивости, снижения интереса к интеллектуальной деятельности с отрицательным отношением к учебе, иногда расторможенностью влечений (склонность к побегам, воровству, лживости, онанизму и т.п.).

6) Эпилептиформные нарушения – различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

7) Апатико-адинамические расстройства снижение инициативы и побуждений в интеллектуальной деятельности, выраженная эмоциональная вялость и двигательная заторможенность.

Наши рекомендации