Классификация творческих продуктов для ВКР проектного типа
Творческие продукты ВКР проектного типа | |
Учебные пособия | Методические пособия |
| 1. Методические рекомендации 2. Методические разработки |
Классификация учебных пособий
Учебные пособия | Характеристика |
Учебник | Ø содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе; Ø официально утвержден; Ø предназначен для студентов. |
Учебное пособие | Ø частично или полностью дополняет учебник; Ø предназначено для учащихся и студентов. |
Учебно-методическое пособие | Ø содержит материалы по учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания; Ø предназначено для преподавателей. |
Практикум | Ø тетрадь на печатной основе , сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний; Ø предназначен для учащихся и студентов. |
Пособие учебное | Ø словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, видеофильмы, звукозаписи, электронное сопровождение (презентации) и др. Ø предназначено для учащихся и студентов. |
Методические пособия
Методическое пособие обычно представляет собой брошюру небольшого объема, содержащую подробный методический материал в какой-либо области.
Методические издания можно разделить по их практической направленности (теоретические материалы или практические), проблематике (сфера научных изысканий).
Классификация методических пособий
Наиболее распространенными методическими пособиями являются методические рекомендации и методические разработки.
Методические рекомендации - комплекс предложений и указаний, способствующих внедрению наиболее эффективных методов и форм работы для решения какой-либо проблемы педагогики[1].
Методические рекомендации– это разновидность методического пособия, раскрывающая порядок, логику и специфику изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия с целью распространения наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к определенному виду деятельности.
Обязательным элементом является включение конкретных примеров, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
В отличие от методических разработок методические рекомендации ориентированы не столько на описание последовательности осуществляемых действий, сколько на раскрытие содержания одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта.
Выделяют методические рекомендации по изучению курса, выполнению контрольных работ и др.
Примерная структура методических рекомендаций:
1. Введение. Обосновывается актуальность и необходимость данной работы, определяется цель составления данных методических рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, разъясняется, какую помощь призвана оказать работа.
2. Основная часть. Содержание этой части состоит из анализа и описания передовых технологий, которыми пользуются руководители, преподаватели дополнительного образования для достижения поставленных целей. Одновременно указывается, что именно рекомендуется делать для исправления и улучшения существующего положения, дается описание перспективы результатов использования рекомендаций.
3. Заключение. Излагаются краткие, четкие выводы, логически вытекающие из содержания методических рекомендаций.
4. Список использованных источников.
Оформление соответственно требованиям ГОСТ 7.1-2003.
5. Приложения (памятки, схемы, графики, рисунки, фотографии, планы-конспекты занятий и т. д.).
Методическая разработка - издание, содержащее конкретные материалы в помощь проведению какого-либо мероприятия, сочетающее методические советы и рекомендации. (Полонский В.М. Словарь понятий и терминов по законодательству Российской Федерации об образовании.М.: "МИРОС", 1995).
Методическая разработка- эторазновидность методического пособия в помощь учителю, содержащая логично структурированный и подробно описанный ход проведения учебного занятия, мероприятия.
Наряду с описанием последовательности действий включает характеристику поставленных педагогом целей и средств их достижения, ожидаемых результатов, сопровождается соответствующими методическими советами.
Различают методические разработки уроков и методические разработки внеклассных мероприятий.
Примерная схема методической разработки
1.Название разработки.
2.Название и форма проведения мероприятия.
3. Введение, в котором указываются задачи проводимого мероприятия, предполагаемый метод проведения, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для проведения, осуществления.
4. Оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, название и авторы музыкальных произведений, используемых в сценарии).
5. Методические советы на подготовительный период (правильное распределение поручений).
6.Сценарный план, ход проведения мероприятия.
7. Сценарий мероприятия, где соблюдаются все композиционные сюжетные части, ссылки источники, используемые материалы.
8. Методические советы организаторам и постановщикам (место проведения мероприятия, варианты оформления, пути создания эмоционального настроя, риски).
9. Методические советы на период ближайшего последействия (как подвести итоги, что сделать для закрепления полученного результата и т. п.).
10. Список использованных источников.
Оформление соответственно требованиям ГОСТ 7.1-2003.
Заключение
Заключение по объему может представлять до 5% ВКР. Заключение должно содержать общие выводы, обобщенное изложение основных проблем, авторскую оценку работы с точки зрения решения задач, поставленных в дипломной работе, данные о практической эффективности от внедрения рекомендаций или научной ценности решаемых проблем. Могут быть указаны перспективы дальнейшей разработки темы. В заключении не должно содержаться рисунков, формул и таблиц.
Требования к оформлению ВКР [2]
Поля и шрифты
ВКР должна быть выполнена с учетом требований:
ü печатным способом с использованием компьютера и принтера;
ü на одной стороне листа белой бумаги формата А4;
ü шрифт – TimesNewRoman, кегль 14 - 1,5 интервал; цвет шрифта должен быть черным;
ü поля: левое поле – 20 мм; правое поле – 10 мм; верхнее поле – 20 мм; нижнее поле – 20 мм;
ü выравнивание текста по ширине;
ü красное поле (отступ первой строки) – 1,25.
Все слова в тексте нужно писать полностью. Допускаются только общепринятые сокращения (например: и так далее – и т.д., то есть – т.е., смотри – см.) и сокращения, расшифровываемые в перечне сокращений, символов и специальных терминов.
Иноязычные фамилии, названия учреждений, фирм, марок изделий, печатных изданий и другие собственные имена в тексте желательно писать на языке оригинала.
Части и параграфы
Основную часть ВКР следует делить на части и параграфы.
Части и параграфы следует нумеровать арабскими цифрами и записывать с абзацного отступа. Части должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений.
После номера параграфа в тексте точку не ставят.
Номер параграфа включает номер части и порядковый номер параграфа, разделенные точкой: 1.1, 1.2, 1.3 и т. д. |
Части, параграфы должны иметь заголовки. Заголовки должны четко и кратко отражать содержание частей, параграфов.
Заголовки частей, введения, заключения, содержания и списка использованных источников должны быть напечатаны жирным шрифтом, прописными (заглавными) буквами, выравнивание по центру. Заголовки параграфов начинаются с прописной буквы, последующие буквы – строчные. Заголовки параграфов выравниваются по центру. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Не допускается:
· использование подчеркивания в заголовках;
· использование двух и более типов выделения в заголовках (например, курсив и жирный шрифт);
· переносы слов в заголовках.
От текста заголовки отделяются сверху и снизу пустой строкой (отбивка абзаца).
Каждая часть работы должна начинаться с новой страницы.
Каждый абзац должен начинаться с красной строки. Отступ красной строки – 1,25 от левой границы текста.