Развитие эмоции радости у ребенка

Поскольку радость не может быть непосредственным результатом волевого усилия или целью деятельности, процесс развития эмоции радости у ребенка протекает несколько иначе, чем процесс развития эмоции интереса—возбуждения. Родители не могут «обучить» ребенка радости, не могут выстроить для него модель поведения, гарантированно ведущую его к счастью. Они могут лишь развлекать и забавлять ребенка, вовлекать его в игры, способствующие пробуждению эмоции радости. Подобные переживания радости очень важны для нормального развития ребенка, но они кратковременны и зависят от душевной щедрости окружающих его людей. Родители могут и должны делиться своей радостью с ребенком, позволяя ему переживать эту эмоцию косвенно, но в конечном итоге человек должен сам открыть для себя радость — только тогда она станет частью его жизненного стиля.

Генетические факторы

Способность к эмоции радости — так же как способность испытывать интерес или умственные и художественные способности — индивидуальна и генетически детерминирована. Одни люди рождаются с высоким порогом эмоции радости, и это непосредственно влияет на их жизнь — на то, насколько они ощущают себя счастливыми, благополучными и уверенными. Ведь жизнерадостность человека во многом определяет отношение к нему окружающих людей, сказывается на развитии его социальной Я-концепции (Fitts, 1971) — совокупности представлений о том, как его воспринимают окружающие. Другие люди, наоборот, от рождения имеют большую способность к переживанию радости, и, соответственно, порог возбуждения радости у таких людей будет ниже.

Изучение эмоциональной экспрессии новорожденных (Izard et al., 1980) и маленьких детей (Washburn, 1929) подтверждает гипотезу о генетических детерминантах радости. Так, при наблюдении за русскими детьми, воспитанниками детского дома, были обнаружены значительные индивидуальные различия в частоте улыбок и смеха, хотя дети росли в одинаковых условиях и были окружены одинаковой заботой и вниманием персонала (Izard, 1977).

В своих ранних работах, посвященных исследованию смеха, Уошберн (Wash-burn, 1929) выявила у своих испытуемых значительные индивидуальные различия. Она предъявляла детям различные стимулы и регистрировала их реакцию. Четверо из наблюдаемых ею детей впервые засмеялись уже в возрасте 12 недель, тогда как у одного ребенка не удавалось вызвать смех вплоть до 52-недельного возраста. Мак-грейд (McGrade, 1968) обнаружила, что «стрессовая реакция», возникающая у ребенка в ответ на отнятие соски в возрасте 3-4 дней, практически не подвержена изменениям вплоть до 8-месячного возраста. Кроме того, она обнаружила, что дети, которые в возрасте 3-4 дней менее активно реагировали на отнятие соски, в дальнейшем, в возрасте 8 месяцев, становились более жизнерадостными, активными, менее напряженными.

Социально-экономические и культурные факторы

Различные культуры и субкультуры предоставляют человеку разные возможности для переживания радости. Ниже мы рассмотрим некоторые из специфических причин, препятствующих переживанию радости, пока же ограничимся замечанием о том, что экономические, социальные и культурные условия, порождающие у индивидов усталость и скуку, условия, в буквальном смысле вынуждающие людей бороться за выживание, способствуют негативным эмоциональным переживаниям и препятствуют переживанию радости (Coles, 1971; Davis, Dollard, 1940). Однако можно также предполагать, что скудость стимуляции, поступающей из окружающей среды, в большей мере сказывается на развитии эмоции интереса, нежели эмоции радости; во всяком случае, это справедливо для таких обедненных условий, в которых человек не страдает физически, которые не вызывают хронической неудовлетворенности базовых потребностей. Дети обладают поразительной способностью к творчеству, любой имеющийся под рукой предмет они умеют превратить в игрушку, в источник радости, но если окружающая их среда дает мало пищи для развивающегося мозга, то эмоция интереса не возникает, и это непосредственно сказывается на развитии навыков и умений.

Социализация радости

Поскольку радостное переживание можно рассматривать в качестве побочного продукта деятельности, направленной на достижение некой эмоционально значимой цели, то и социализация радости, по-видимому, выступает как эпифеномен социального развития ребенка.

Формирование и развитие эмоции интереса у ребенка в какой-то степени зависят от родителей. Родители могут способствовать развитию интереса у ребенка, показывая ему разнообразные предметы, посещая с ним новые места, знакомя с разными людьми, привлекая внимание ребенка к новым свойствам'знакомых предметов, помогая по-новому увидеть их. Так же легко ребенок усваивает, чего следует бояться, что вызывает гнев, отвращение или презрение, однако вам вряд ли удастся научить его радоваться.

В любом случае, для того чтобы человек «научился» какой-то эмоции, он должен хотя бы раз испытать ее, должен узнать, какие активаторы могут ее вызывать. И это особенно справедливо в отношении эмоции радости.

Только пробуждая радость в ребенке, можно убедиться в том, что эта эмоция развивается, что жизнь ребенка достаточно насыщена радостными переживаниями.. Если родители обладают хорошо развитой способностью к радости, умеют радоваться разным людям, разнообразным событиям и явлениям окружающего мира, если круг этих активаторов радости широк и разнообразен, то и у ребенка посредством механизмов социального научения формируется радостное мировосприятие.

РАЗВИТИЕ УЛЫБКИ И СМЕХА

Обзор литературы по проблемам развития смеха и улыбки у детей, проведенный различными исследователями (Charlesworth, Kruetzer, 1973; Vine, 1973; Sroufe, Wunsch, 1972; Rothbart, 1973), показывает, что эта проблема еще не исследована в полной мере, однако мы имеем возможность обобщить наработанные к настоящему времени гипотезы и результаты.

Наши рекомендации