Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче

Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче

Последовательные стадии медитации на пустотность

http://www.ktgrinpoche.org/
http://www.ipc.ru/~karmapa/

Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче - student2.ru

Progressive stages of meditation on emptiness
by Khenpo Tsultrim Gyamtso, Rinpoche; S K Hookham
Publisher: Auckland, N.Z. : Zhyisil Chokyi Ghatsal Publications, ©2001.
ISBN: 1877294012 : 9781877294013
OCLC: 51533522
http://www.worldcat.org/

Цультрим Гьямцо. Последовательные стадии медитации на пустотность.. 5

ПРЕДИСЛОВИЕ. 5

ПЕРЕВОДЧИК. 5

ВВЕДЕНИЕ. 5

ТРИ СТАДИИ ПРОЦЕССА ПОНИМАНИЯ. 5

ТРИ ПОЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. 5

ТРИ СПОСОБА УДАЛИТЬ СОМНЕНИЕ. 6

ТРИ ТЕКСТА КОТОРЫМ НУЖНО СЛЕДОВАТЬ. 6

ВАЖНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ (САМВРИТИСАТЬЯ, КЮНДЗОБ ДЕНПА) 6

АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА (ПАРАМАРТХАСАТЬЯ, ДЁНДАМ ДЕНПА) 6

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЕ СТАДИИ МЕДИТАЦИИ НА ПУСТОТНОСТЬ. 7

ПЕРВАЯ СТАДИЯ.. 7

МЕДИТАЦИЯ ШРАВАКОВ НА ОТСУТСТВИИ ЭГО.. 7

ПРИМЕР СО СНОМ.. 9

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.. 9

ФОРМА. 10

ЧУВСТВО.. 10

ВОСПРИЯТИЕ. 11

МЕНТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ.. 11

СОЗНАНИЕ. 11

РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКИ ШРАВАКОВ. 12

МЕДИТАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС.. 12

ВТОРАЯ СТАДИЯ.. 13

ПОДХОД ЧИТТАМАТРЫ.. 13

ПРИМЕР СО СНОМ.. 14

СУБЪЕКТИВНАЯ ПРИРОДА ВРЕМЕНИ.. 15

ОТСУТСТВИЕ ЕДИНОГО МНЕНИЯ.. 15

ДОКТРИНА ЧИТТАМАТРЫ.. 15

ПЛОД ЧИТТАМАТРЫ.. 17

МЕТОД РАССМОТРЕНИЯ.. 18

ПРОЦЕСС МЕДИТАЦИИ.. 18

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ.. 18

ПОДХОД СВАТАНТРИКИ.. 18

ПРИМЕР СО СНОМ.. 19

МЕТОД РАССМОТРЕНИЯ.. 20

ПРОЦЕСС МЕДИТАЦИИ.. 21

ЧЕТВЕРТАЯ СТАДИЯ.. 21

ПОДХОД ПРАСАНГИКИ.. 21

ПРИМЕР СО СНОМ.. 22

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.. 22

ОСНОВА, ПУТЬ И ПЛОД. 23

СПОСОБ МЕДИТАЦИИ.. 24

ПЯТАЯ СТАДИЯ.. 24

ПУСТОТА ДРУГОГО (ЖЕНТОНГ) 24

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТАТХАГАТАГАРБХИ.. 25

ОСНОВА, ПУТЬ И ПЛОД. 26

ДОКТРИНА РАТНАГОТРАВИБХАГИ.. 26

ДОКТРИНА МАХАЯНАСУТРАЛАМКАРЫ.. 26

ДОКТРИНА МАДХЬЯНТАВИБХАГИ.. 27

1. Три Вида Существования. 27

2. Три Вида Пустотности. 27

3. Три Вида Отсутствия Сущности. 27

НЕКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ДЖНЯНА. 28

ПРИМЕР СО СНОМ.. 28

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ.. 28

ПРОЦЕСС МЕДИТАЦИИ.. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ. 29

ТРИ КОЛЕСНИЦЫ.. 29

ШКОЛЫ.. 29

ДХАРМАЧАКРЫ.. 29

Спонтанные строфы Йогина Кхенпо Цультрима Гьямцо относительно Рангтонг и Жентонг. 30

Кэнпо Цултим Гьямцо Ринпоче. О двадцати видах Пустоты... 30

Относительно логики, которая возникает в (изложении) «Пустоты». 30

1. Пустота внутреннего. 31

2. Пустота внешнего. 31

3. Пустота внешнего и внутреннего. 31

4. Пустота пустоты.. 31

5. Пустота великого. 31

6. Пустота высшего. 32

7. Пустота обусловленного. 32

8. Пустота не-обусловленного. 32

9. Пустота выходящего за пределы крайностей. 32

10. Пустота не имеющего начала и конца. 32

11. Пустота того, что не следует оставлять. 32

12. Пустота самосущности явлений. 33

13. Пустота всех феноменов (санскр.: дхарм – элементов бытия) 33

14. Пустота собственных признаков (явлений) 33

15. Пустота необъективируемого. 33

16. Пустота небытия предметов. 34

Шестнадцать видов пустоты умещаются в четыре вида пустоты. Эти четыре вида пустоты – сумма предшестующих шестнадцати. 34

1. Пустота предметов. 34

2. Пустота не-предметов. 34

3. Пустота самой природы (явлений) 34

4. Пустота «предмета иного». 34

Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче - student2.ru

http://en.wikipedia.org/wiki/Khenpo_Tsultrim_Gyamtso_Rinpoche
http://www.nitartha.org/publications.html



Цультрим Гьямцо. Последовательные стадии медитации на пустотность

(Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче)

ПРЕДИСЛОВИЕ

В 1977г. Почтенный Кхенпо Цультрим Гьямцо Ринпоче по просьбе Его Святейшества 16-го Кармапы приехал в Европу. Он является одним из наиболее эрудированных ученых и реализованных йогов линии Карма Кагью. Особенно он хорошо известен за свою широту взгляда и ясность в подаче Дхармы.

Впервые он учил Последовательным Стадиям Пустотности в Европе, в 1978г., и на протяжении нескольких лет он давал эти учения снова и снова в разных странах, включая Америку в 1985г. В 1979г. он попросил меня написать небольшую брошюру в которой были бы изложены учения, которые он давал в этом году для Института Кагью Изучений Махаянского Буддизма (Кагью Текчен Щедра), в Брюсселе. В силу того, что обстоятельства заставили меня написать этот текст очень быстро, во многих случаях он оказался неудовлетворительным. Тем не менее он был выпущен и незамедлительно переведен на греческий и французский языки. Французский переводчик Джером Эдо имел возможность расширить некоторые моменты в книге в результате консультаций с Кхенпо Ринпоче, и это было включено во второе издание английской версии. На протяжении нескольких лет прошедших с тех пор как появилось первое издание, Кхенпо Ринпоче прояснил множество вопросов и попросил меня включить эти пояснения в настоящее издание. С позволения Кхенпо Ринпоче я также вставила много моментов, которые выяснялись в ходе дискуссий между моим мужем, Майклом Хокамом, и мною с Ринпоче в Брюсселе и Оксфорде, в 1984 и 85гг.

Таким образом этот текст представляет более очищенную и обширную версию изначально переведенного курса. Для того чтобы внедрить материал в соответствующие разделы текста не прерывая его плавного течения, весь материал был переработан и переписан. Я надеюсь, что все слова Ринпоче переданы верно, ясно, точно и в читабельной форме.

К тому же сюда также были включены обсуждения взглядов, которых обычно придерживаются люди на Западе. Я обнаружила, что многие умные и проницательные читатели имеют трудности в отношении предмета этой книги, поскольку они строят определенные домыслы относительно того, о чем говорит Кхенпо Цультрим. Видя, что некоторые вопросы часто возникают – я постаралась развеять недопонимания формулируя их так как это было выражено, а затем, показывая как они реально относятся к предмету обсуждения. Обычно, там где появляются подобные ”западные взгляды” – разделы снабжаются моими собственными дополнениями.

Я должна отметить, что большинство из изложенного Кхенпо Цультримом извлечено из “Энциклопедии Знания” (тиб. щед жа кун кьяб) Джамгона Конгтрула, который был великим учителем Кагью в конце 19го века прославившимся благодаря своему несектарному подходу.

Шенпен Хокам
Оксфорд, Май 1986г.

ПЕРЕВОДЧИК

Шенпен Хокам перед тем как встретила Преподобного Кхенпо Гьямцо Ринпоче в 1927г. уже проходила обучение и практику под руководством лам Кагью в течении десяти лет. Она обучалась также и у него примерно одиннадцать лет и является членом Кагью Текчен Щедра (основанного Кхенпо в 1978г.). В 1986г. она защитила докторскую диссертацию в Оксфордском Университете на тему доктрины Татхагатагарбхи в соответствии с интерпретацией Жентонг Ратнаготравибхаги, которая вскоре была опубликована.

ВВЕДЕНИЕ

Тибетский термин тонг ньид гом рим можно перевести как ”последовательные стадии медитации на пустотность”. Смысл такой серии медитативных практик, связанных с отдельным аспектом учения Будды, в том, что мы начинаем с довольно грубого и общего понимания, а затем развиваемся через все более утончающиеся и очищающиеся стадии пока не достигаем полного и совершенного понимания. Каждая стадия этого процесса готовит ум для следующей, когда каждая ступень полностью интегрируется с нашим пониманием посредством процесса медитации.

ТРИ ПОЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Весь буддизм структурирован вокруг тройной тренировки слушания, размышления и медитации. В то время как буддийские ученые сосредоточены на изучении или слушании доктрины Будды, логики изучают верные средства познания и довода, инструменты при помощи которых размышляют и становятся способными различать что есть истина, а что ложь – это соответствует стадии размышления. Йоги или медитаторы – это те кто установили через слушание и размышление то, что необходимо установить и кто теперь вовлечен в самосовершенствование в искусстве прекращения своих заблуждений. Решить исходя из доводов, что должно быть истинным – это одно, другое дело – действительно видеть мир таким образом.

Полагаясь на эти три практики и используя каждую, чтобы усилить остальные – туман заблуждения и облака неведения удаляются. Поэтому знание и понимание может беспрепятственно освещать, подобно тому как солнце на заре прорывается через дымку.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ

ПРИМЕР СО СНОМ

Будда часто использовал пример со сном, чтобы проиллюстрировать свои учения о пустотности и этот пример может применяться со все увеличивающейся степенью утонченности для каждой стадии медитации на пустотность. Это хороший пример, чтобы показать как две истины, относительная и абсолютная, работают вместе. Во сне есть ощущение того, что ты человек, с телом и умом, живущий в мире вещей к которым чувствуешь симпатию или отвращение в зависимости от того как они проявляются. Пока не понимаешь, что это просто сон, приниманшь все эти вещи за реальные и чувствуешь счастье или грусть в их окружении.

Например, может присниться, что вы съедены тигром или сожжены на костре. В абсолютном смысле никто не съеден и не сожжен, но, однако, в пределах сна можно действительно испытывать страдание так как если бы оно было на самом деле. Страдание возникает просто благодаря тому факту, что идентифицируют себя с тем кто находится во сне. Как только осознают, что это лишь сон, даже если сон не прекращается, тем не менее мы можем думать: ”Это не важно, это просто сон. На самом деле это происходит не со мной”. Человек, который страдал во сне возникает лишь как временное проявление, которое зависит от условий неосознавания того, что это был только сон. Здесь нет отдельного, независимого, длящегося ЭГО.

Недостаточно одного интеллектуального понимания, чтобы освободиться от укоренившейся привычки цепляться за свой ум и тело как за отдельное, независимое и длящееся ЭГО. Необходимо исследовать поток нашего ментального и физического переживания снова и снова, размышляя над тем что найдено и не найдено пока не достигается полная уверенность и определенность. Выяснив в чем дело, необходимо медитировать покоя ум в этом вновь обретенном знании пока завесы привычных тенденций мышления наконец не исчезнут. В этот момент возникает прямая безошибочная реализация отсутствия ЭГО и это подлинное переживание, которое действительно освобождает от страдания.

МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Инстинктивно мы идентифицируем себя с нашими телами и умами. У нас есть очень сильная эмоциональная привязанность к этому даже если наша идея Я и “мое” довольно смутная и запутанная. Например, когда мы больны, то иногда говорим: “я болен”, а со вторым вдохом мы можем сказать: “потому что у меня болит голова”. Что мы подразумеваем? Означает ли это, что Я – это одна вещь, а голова – другая? Необходимо начинать свое исследование с этих очень обычных понятий Я, а также “Я – действующий” или “Я – переживающий”.

Например, можно поразмышлять о некоторых частях тела и органах, которые удаляют или вживляют. Если мы получим сердце другого человека – повлияет ли это на наше Я? Мы естественно думаем, что Я (переживающий или действующий) получил новое сердце, а не то, что сердце было вживлено в Я как таковое. Насколько далеко можно зайти в этом процессе? С конечностями и органами кажется довольно ясным, что Я – это отдельная сущность, но что можно сказать о мозге? Предположим мы имеем мозг одного человека имплантированый в череп другого. Будет ли это влиять на Я? Здесь можно задаться вопросом: может ли Я (переживающий или действующий) действительно использовать мозг другого человека и при этом оставаться той же личностью? Будет выглядеть странным если одни действия определяются Я, которое есть сейчас, а другое тем Я человека у которого этот мозг был изъят. Конечно, невозможно знать каким был бы результат подобной операции, даже если бы это и было возможно сделать, но инстинктивно мы чувствуем, что важно знать будет ли наше Я затронуто этим или нет.

Хотя это и кажется таким важным, мы все еще очень неосведомлены о том чем может быть это Я. Мы можем предположить, что возможно это маленькая живая частичка мозга. Однако, когда мы думаем об этом то не цепляемся эмоционально за устройство нашего серого вещества. Если бы это было все на чем сосредоточена наша эмоциональная привязанность, – было бы достаточно легко избавиться от всех связанных с этим страданий. Жизнь бы тогда не имела какого-то смысла, также и человеческая жизнь не обладала бы особой ценностью. Не было бы необходимости продолжать бороться в жизни полной страдания и неприятностей. Однако, такой взгляд делает нас совершенно нигилистичными и приниженными. Я чувствует, что это более важно чем что-то другое.

Я, к которому мы эмоционально привязаны, как бы отступает на задний план и смотрит на жизнь, оценивая переживания и желая избавиться от страдания. Мы не переживаем его и не относимся к нему как к физическому объекту такому, например, как мозг. В основном мы знаем от других людей, что мозг находится в черепе. Он может иметь такие свойства как определенное местоположение, его можно пощупать и измерить. У него есть некоторая связь с умом поскольку когда меняется наше ментальное состояние – в мозге также могут быть обнаружены изменения. Однако, то что ученые могут выяснить о мозге касается лишь детализации отношения между ним и умом. Они могут изучить и измерить его чтобы получить сведения о том как функционирует ум, но как они узнают о том что переживает ум когда они это делают? Например, они могут сказать, что есть повышенная активность в определенном участке мозга когда человек думает о красном. Но как они могут знать, что человек действительно видит красный цвет? Только сам человек точно знает природу своего переживания. Он может называть или не называть это красным. Он может вообще никак это не называть. И он никогда не узнает переживает ли кто-то другой то же что и он сам, несмотря на то, что все соглашаются называть переживание, которое они имеют одним и тем же именем. Кто может знать как воспринимаемое отличается от воспринимающего? Ученый может сказать, что мозг действует как переживающий красное поскольку он делает то, что делает всегда воспринимая красное. Кто знает, правы ли они в любом частном случае или нет? Только тот кто это переживает может точно знать это. Ученый опирается на обоснованное предположение. Определенные теории принимаются за истинные, поскольку кажется, что они очень хорошо объясняют события.

Однако, во многом доверие к буддизму связано совсем не с теорией, а с переживанием. В частности это связано с переживанием страдания. Буддизм обнаружил, что переживание страдания всегда связано с сильной эмоциональной привязанностью к смутному ощущению Я. Таким образом буддизм обращает свое внимание на эту сильную эмоциональную реакцию связанную с ощущением Я и спрашивает о том как это Я переживается в действительности. Где оно переживается?

Можно ответить, что переживание находится в мозге. Однако, нет необходимости знать что-либо о мозге для того чтобы страдать. Даже собака или ребенок страдают. У них нет никаких теорий об ЭГО но их поведение предполагает, что они обладают чувством Я. Если это не так, тогда почему ребенок или собака существуя в один момент времени заботятся о собаке или ребенке, которые будут существовать в следующий момент? Разумеется, это происходит потому, что бессознательно они думают, что собака или ребенок в следующий момент, это все еще “они” и что они являются отдельными от чего-то еще. Когда ЭГО видит угрозу для своей жизни – оно старается избежать этого. Бессознательно оно думает, что может избавиться от этой угрозы и продолжить свое существование в более приятном месте; это указывает на то, что есть чувство обладания независимым существованием.

Можно возразить, что у низших форм живых организмов отрицательная реакция на неприятные раздражители, это просто механическая связь похожая на то как деревья качаются на ветру. Может быть это и справедливо для примитивных форм жизни, но это не имеет никакого отношения к проблеме страдания. Если бы мы были просто сложным механическим устройством, тогда можно было бы доказать, что объективно, страдание это ничто. Это было бы очень поверхностным и не очень убедительным подходом к жизни.

Можно считать, что то, что реально подразумевается когда говорят о страдании, которое переживается в мозгу, это переживание ума. Поскольку в современном западном обществе автоматически предполагается, что ум находится в мозге, и поскольку наше представление об уме достаточно смутное, по видимому не будет большой разницы между разговорами об уме и о мозге. Однако, эти понятия не могут быть синонимами даже если в абсолютном смысле выясняется, что они имеют одинакову природу и материальную основу.

Нельзя уйти от вопроса что же мы подразумеваем под умом. Мы очень неточны и неопределенны в наших повседневных разговорах об этом. Иногда кажется, что мы идентифицируем себя со своим умом, когда, например, говорим, что мы счастливы или грустны. Хотя мы подразумеваем, что это ум счастлив или грустен, на самом деле мы не проводим различия между своим ЭГО и умом. Несмотря на это мы можем говорить: “Я не контролирую свой ум”. Иногда мы также говорим: “Я не могу себя контролировать”, как будто у нас два Я. Также есть подобное отсутствие ясности заставляющее нас иногда говорить, что я это ум, а в следующий раз – Я обладает умом.

Здесь можно соблазняться спекуляциями о природе ума и ЭГО. Можно даже философствовать об этом, размышляя над такими утверждениями как: “Я мыслю – следовательно я существую”. Однако, поскольку Я, это просто мысль, единственная вещь в которой мы уверены – это переживание мысли. Единственная уверенность здесь означает обнаружение того чем является такое переживание, это безошибочное и беспристрастное переживание, насколько это возможно. Таким образом, подход Шраваков – это исследование переживания будучи просто осознающим каждый момент.

Для того, чтобы провести это исследование систематически, на сколько это возможно, буддийские учителя подразделили все переживания на множество исчерпывающих сводов категорий. Один из таких сводов называется пятью скандхами, что буквально означает пять скоплений. Они называется скоплениями поскольку, взглянув беспристрастно, все наши переживания возникают момент за моментом, как отдельные безличные события. После того как они появились, сразу же после этого, почти одновременно, мы эмоционально вовлекаемся и создаем весь сценарий ЭГО предстоящего “миру” или “другим”.

Пять скандх это:

1) форма,
2) чувство,
3) восприятие,
4) ментальные конструкции,
5) сознание.

ФОРМА

Форма относится к телу и его окружению. Мы считаем как само собой разумеющееся, что есть мир “во вне”, за пределами наших чувств, и что наше тело также включено в этот мир. Когда мы садимся медитировать, первое, что цепляет наше внимание, это тело и его окружение. Отсюда мы можем начать свое исследование. Я сижу здесь потому что мое тело сидит здесь. Значит Я являюсь телом?

Можно систематично рассмотреть тело, член за членом, орган за органом. Моя рука – это Я? Если руки нет – это все еще Я? Тогда что такое рука? Без пальца – это все еще рука? Без кожи? Без костей? Без плоти? Когда это становится полностью исчерпанным, мы находим, что рука это просто общепринятая концепция. Строго говоря, нет такой вещи как “рука”. То же касается любой части тела. И точно также дело обстоит с каждой мельчайшей клеткой или атомом, с мельчайшей частицей атома, о чем хорошо знают ученые. Однако, исследуя дальше, выявляются все больше и больше частей, и когда каждая часть получает имя, она становится основанием для дальнейшего разбиения на отличные от нее самой части. Этот процесс бесконечен.

Рассматривая тело таким образом можно прийти к выводу, что Я и “тело” это просто общепринятые концепции необходимые для того, чтобы разобраться с миром и переживаниями. Они обладают некоторой относительной, но не абсолютной реальностью. На относительном уровне это потоки событий, которые идентифицируются и определяются как Я или “тело”. Но о таком Я или “теле” нельзя говорить как о вечном, отдельном, независимом существовании. Если бы тело обладало таким существованием – его можно было бы назвать ЭГО, но оно не обладает такими качествами и сколько его не исследуй – оно никогда не будет обладать ими. Это не ЭГО, а ЭГО – это не тело. Конечно то же касается и мозга.

ЧУВСТВО

Здесь чувство относится к чему-то приятному, неприятному или нейтральному. Например, когда садятся в медитацию: можно хотеть медитировать и оставаться на месте или же не хотеть и уйти. Единственная альтернатива – не следовать ни тому ни другому. Где бы мы не были и чего бы мы не делали, мы всегда переживаем то или иное из этих трех чувств. Однако, это не ЭГО поскольку не является вечным. Они (чувства) непостоянны в своем возникновении: то счастье, то грусть и т. д. Я не может быть чувствами поскольку они всегда изменяются.

ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие здесь относится к первому моменту узнавания воспринимаемого посредством органов чувств. Когда, например, воспринимают синий цвет, то узнают его как синий, когда что-то чешется – узнают это ощущение, когда слышат заводящуюся машину – узнают звук, то же касается запахов и пр. Когда мы не спим, то все время переживаем непрерывный поток восприятия через свои органы чувств. Мы либо слушаем что-то, либо смотрим, либо ощущаем с помощью осязания, вкушаем или обоняем, либо даже воспринимаем некий образ, возникающий в уме. У нас есть шесть органов чувств, включая ум. Когда мы сидим в медитации можно воспринимать входящее и выходящее дыхание, образы, проплывающие в уме, доносящийся с улицы шум и т. д. Хотя мы думаем, что наше ЭГО воспринимает эти вещи, но мы не предполагаем, что эти восприятия являются ЭГОм. Ни одно из них не имеет характеристик ЭГО, поскольку они не являются длящимися.

МЕНТАЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ

Ментальные конструкции включают всю умственную активность мышления, мыслительные стереотипы, негативные эмоции, такие как желание, гордость или ревность, а также положительные эмоции, такие как любовь, преданность и терпение. На самом деле, чувства и восприятия, это тоже ментальные конструкции, но в данном подразделении они приводятся отдельно. Санскритский термин для этого скопления (скт. скандха) – самскара (тиб. дю дже). Самскара также имеет значение предрасположенности в смысле следов, оставленных прошлыми действиями, которые обуславливают наши нынешние мысли и поступки. Тибетский термин дю дже, это общее наименование означающее ментальные конструкции любого вида. Хотя мы должны понять, что все возникающее в уме обусловлено тем, что было прежде, в общем, мы можем просто принять эту скандху, чтобы собрать все ментальные события, которые не включены в три остальные скандхи относящиеся к уму.

Хотя мы не думаем о ментальных конструкциях или событиях как об ЭГО, но мы склонны идентифицировать свое Я с тем, что мы представляем как свою личность. Эмоционально, если критикуется некоторая часть нашей личности, мы чувствуем, что мы (наше ЭГО) было подвергнуто критике. Однако, если очень тщательно и беспристрастно рассматривать идею своей личности, то находят ее даже более эфемерной чем тело. По крайней мере с телом мы были уверены в том из чего оно состоит, хотя ни одна часть не могла быть идентифицирована как ЭГО. Личность, с другой стороны, это просто поток всегда изменяющихся ментальных конструкций и событий. У нас есть тенденция выбирать определенные, более или менее постоянные черты, в качестве характеристики данной личности, и когда они проявляются – мы думаем, что личность является сама собой. Если же начинают проявляться (снова более или менее постоянным образом) совершенно другие характеристики – мы говорим об этом как об изменении личности. Мы говорим, что у людей не все в порядке с умом, что они пока не в себе и т. д. Следствием будет то, что есть личность или ЭГО иные чем нынешняя личность или состояние ума. Это как раз то ЭГО, которое мы исследуем. Совершенно ясно, что ни личность ни любые ментальные конструкции или события, которые его составляют, поскольку ни одно из них не представлено отдельным, независимым и длящимся элементом – не могут называться ЭГОм.

СОЗНАНИЕ

Сознание в буддизме относится к моменту осознавания. Когда мы думаем о четырех скандхах, упомянутых выше, мы можем почувствовать, что за всем этим стоит общее состояние осознавания или знания. Мы даже можем назвать сам этот ум противоположностью ментальных событий, которые происходят внутри него. Мы можем чувствовать, что на самом деле это то, что мы называем Я или ЭГО. Нам кажется, что оно неизменное, отдельное и независимое осознавание, которое просто продолжается как основа всего нашего переживания и это осознавание, которое есть Я “деятель”. Давайте внимательно рассмотрим эту идею.

Говоря в общем, мы думаем о своей жизни и переживаниях как о некоем потоке во времени и пространстве. Есть ощущение начала и конца, а также того, что события следуют одно за другим. Даже если не думают строго в терминах момента переживания, имеющего четкие очертания, однако есть ощущение, что это где-то кончается иначе оно могло бы раствориться во всем остальном. Таким образом наше переживание и ощущение я определенно ограничивается временем и пространством. Поэтому должна быть возможность подразделить его на мельчайшие возможные частицы, а также на мельчайшие моменты времени. В подходе Шраваков стараются осознать такие мельчайшие моменты переживания для того, чтобы быть уверенным, что ничего не упущено в поисках длящегося, отдельного и постоянного ЭГО.

Здесь обнаруживают, что каждый момент переживания имеет два аспекта. Если таких двух аспектов нет – вряд ли можно считать это моментом переживания. Что же такое эти два аспекта? Необходимо наличие переживающего и переживаемого. Другими словами, всегда есть нечто осознающее или познающее нечто. Если любой из этих элементов отсутствует – переживание невозможно. Эти мельчайшие моменты сознания возникают на основании соответствующих моментов объектов сознания, в буддизме это называется сознанием – “виджняна” (тиб. нам ще). Частица “ви” означает частность или подразделение. Таким образом сознание, это частное или подразделенное знание. Это отличается от “джняны” (тиб. еще), которая означает знание или мудрость. Разница между джняной и виджняной становится очень важной на дальнейших стадиях последовательной медитации на пустотность.

В итоге этой довольно долгой дискуссии о том, что в буддизме подразумевается под сознанием, мы подошли к моменту, когда в надежде на разрешение трудностей, полагают, что ЭГО, это продолжающееся осознавание, которое за пределами всех переживаний, и тут нам необходимо обратиться к потоку виджняны. Мы, возможно, не анализировали это достаточно глубоко, но если мы все же принимаем общепринятое мнение относительно времени и пространства, тогда природа сознания должна рассматриваться так как это было сделано выше. Более того, поскольку каждый момент сознания имеет различный объект – каждый момент сознания отделен от другого. Это может быть сознанием формы, звука, запаха, вкуса, осязаемого или ментального образа; как бы то ни было, все это отделено от любого другого момента, который возник прежде или собирается появиться после. Предыдущий момент уже исчез, а последующий еще не появился. Таким образом, сознание может быть лишь моментальным, а такой моментальный феномен никогда не определяется как ЭГО. Значит ум или осознавание которое, как нам кажется, находится за пределами всякого нашего переживания – также не может быть ЭГОм.

В конце своего анализа мы приходим к выводу, что ЭГО это просто смутная и общепринятая концепция, которую мы проецируем на поток переживаний, однако, сама по себе она ничем не является. Можно утверждать, что ЭГО, это протяженность потока физических и ментальных событий, которые составляют личность и как таковые не имеет характеристик постоянства, единичности и независимости. Это просто переопределение термина ЭГО где совсем не объясняется наше эмоциональное поведение. Буддизм не заставляет верить в существование ЭГО или, напротив, в его отсутствие. Он утверждает, что если взглянуть на то как мы страдаем, думаем или эмоционально реагируем на жизнь – это похоже на то как если бы мы верили, что есть ЭГО, которое длящееся, единичное и независимое, но при более близком анализе такое ЭГО не может быть ни выделено ни найдено. Иными словами, скандхи пусты от ЭГО.

Однако, на уровне относительной реальности, поскольку мы эмоционально привязаны к собственной концепции ЭГО, все наши ментальные клеши и стереотипы (скт. самскары) питают и усиливают эту идею. Более того, действия, которые мы производим, веря, что это делает ЭГО, служат созиданию мира в котором затем мы себя и находим. Иными словами, хотя в абсолютном смысле и нет никакого ЭГО, в относительном мы все еще испытываем страдание в результате своих хороших или плохих деяний.

Чтобы проиллюстрировать этот момент: возьмем пример с пламенем свечи. В общем смысле, возможно такое высказывание как: “Это пламя горело весь день”. Однако, в абсолютном смысле, никакое пламя весь день не горело. Пламя не оставалось тем же от момента к моменту. Не было никакого независимого и постоянного единичного пламени. Нет такой вещи как пламя само по себе, но несмотря на это имеет смысл говорить о пламени.

Когда медитируют на пустотность скандх, то просто видят их такими каковыми они являются, в них нет ничего твердого и реального, они не длящиеся, не независимые и не являются отдельной сущностью, в них нет никакого ЭГО. Также как во сне, когда видят, что та личность это не мы, какое бы страдание не возникало: горели бы мы, или за нами гнался бы тигр – все это просто улетучивается. Точно также, когда сосредоточивают свое внимание во внутрь, на отсутствии сущности в скандхах – улетучивается все страдание, полученное от принятия скандх за ЭГО.

Затем ум может мирно покоится в пустом пространстве, в совершенной уверенности и твердости. Таким же образом посредством медитации все тонкие сомнения рассеиваются и ум может естественно пребывать в пустотности.

РЕЗУЛЬТАТ ПРАКТИКИ ШРАВАКОВ

Наша инстинктивная эмоциональная привязанность или цеплянье за смутное представление об ЭГО – это источник всех наших страданий. Из идеи Я появляется “другое”. Из взаимодействия Я и “другое” появляется желание, неприязнь и неведение. Есть много видов желания включая жадность, зависть и скупость. Неприязнь может принимать форму ревности, злости и негодования. Неведение включает ментальную тупость, глупость и замешательство. Из этих нездоровых ментальных состояний возникают ими мотивированные действия и их результаты. Результаты принимаю форму всех видов страдания, которых нельзя избежать пока отождествляешься с ЭГО – это и есть страдание.

Таким образом единственным способом избавиться от страдания будет понимание отсутствия ЭГО. Мудрость ума, которая понимает отсутствие ЭГО подобна свету прогоняющему тьму. Также как тьма не может существовать при свете, также и страдание не может существовать при свете мудрости ума.

Там где есть страдание – непременно присутствует и цеплянье за ЭГО. Там где есть цеплянье за ЭГО – необходимо присутствует неведение относительно отсутствия ЭГО. Поэтому единственный способ избавиться от страдания – это исключить неведение, которое приводит к цеплянью за ЭГО.

Таким образом цель шраваков – удаление страдания. Шраваки не стараются удалит страдание всех существ, а также достичь Состояния Будды. У них нет видения, понимания и доверия необходимые, чтобы сделать это. Их цель относительно скромна, они хотят просто избавиться от причин своего страдания. Несмотря на это, нельзя сказать, что их реализация пустотности не слишком глубокая. Считается, что это соответствует состоянию бодхисаттв с первого по шестой уровни. Это удаляет завесы неведения и запутанности, которые делают недоступными более глубокие и тонкие уровни. Поэтому реализуя бессущностную пустотность скандх подготавливают путь к высшим колесницам, чья цель не простое избавление от страдания, но освобождение от страдания всех существ.

МЕДИТАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

Хотя последовательные стадии медитации на пустотность изучены, зачастую у нас мало времени для медитации на одной стадии прежде чем мы переходим на следующую. Лучше всего во время каждой стадии практиковать пока не появится определенное переживание.

Очень важно иметь регулярное медитативное расписание, начиная с периода 15-30 минут утром и вечером. От такой медитации можно прогрессировать переходя ко все более долгим периодам. Также как в случае с изучением и размышлением, вначале необходима некоторая настойчивость и усилие, но никогда ненужно позволять своему уму становится ограниченным. Помните пример музыканта, настраивающего струны своего инструмента. Напряжение должно быть соразмерным – не слишком слабым и не слишком сильным.

Выберите определенное время утром и вечером, чтобы заниматься медитацией. Садитесь в хорошую медитативную позу и всегда начинайте с принятия прибежища и зарождения мотивации бодхичитты.

Когда вы начинаете практиковать, сосредоточьтесь на некоторое время на значении отсутствия ЭГО и исследуйте это так как объяснялось выше. Однако, если вы уже развили некоторую уверенность и понимание, не беспокойтесь о продолжении исследования, просто переходите прямо к медитации на пустотность. Возвращение к стадии исследования после того как уверенность уже возникла, подобно включению или выключению света когда в этом нет никакой необходимости. Если свет включен – оставьте его включенным. На медитативной стадии в вашей практике больше нет необходимости в размышлениях. Нужно просто покоиться в медитации безо всякого колебания.

В конце каждой сессии посвящайте всю заслугу просветлению живых существ. Между медитациями снова и снова размышляйте о том, каким образом в скандхах нет сущности, и думайте обо всем как о сне, фильме или магической иллюзии. Есть проявление ЭГО но оно не существует реально. Думайте следующим образом: “как могут возникнуть такие нездоровые эмоции, как жадность, ненависть и неведение?” Если они не возникают – как может возникнуть страдание?

ВТОРАЯ СТАДИЯ

ПОДХОД ЧИТТАМАТРЫ

Тогда как стадия шраваков относится к тому, что иногда называют Хинаяной, стадия Читтаматры относится к Махаяне. Махаяна переводится как “Великая колесница”, поскольку у нее великая цель – просветление всех существ. Это отличается от цели Хинаяны, каковой является простое прекращение своего собственного страдания. С точки зрения Махаяны, Хинаяна, это истинные и действенные средства для удаления цеплянья за ЭГО порождающего нездоровые эмоции (скт. клеши) – корень всех страданий. Махаяна также соглашается, что Хинаяна удаляет завесы неведения, которые препятствуют пониманию истинной природы скандх как бессущностной или пустотной. Однако, Махаяна утверждает, что Хинаяна не полностью избавляется от неведения. Там просто удаляется грубое неведение, которое порождает клеши и страдание. Технически, здесь идет речь об удалении “завесы клеш”, тогда как более тонкая “завеса знания” остается. Клеши и страдание гаснут как пламя свечи, когда прогорает все масло и медитирующий переходит в состояние мира, которое называется нирваной.

Однако, последователь Махаяны понимает, что даже в этом состоянии мира все еще остаются тонкие типы неведения. Это неведение истинной природы реальности, затемняющее полноту потенциала, который есть у человека. На самом деле, человек способен достичь состояния совершенного и полного пробуждения в котором он наделен всеми силами Будды. Это по

Наши рекомендации