Нулевое занятие по схематизации
НУЛЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО СХЕМАТИЗАЦИИ
2016
Оглавление
Тест № 1. 3
Тест № 2. 3
Тест № 3. 4
Тест № 4. 5
5. Разбираем куздру. 6
6. Схематизируем куздру. 7
7. Абстракция, информация, образ. 8
8. Стереотипы, иждивенчество. 11
9. Работа интеллекта. 14
10. Толпа и авторитет. 17
11. Как научиться думать самостоятельно. 18
12. Схематизация алгоритма схематизации. 21
Приложение № 1. Грамматика русского языка. 22
Приложение № 2. Упражнения для развития образного мышления и синхронизации двух полушарий мозга. 26
Приложение № 3. Развиваем внимание. 27
Проблема в построении адекватных образов в своей психике была у людей всегда, но особенно остро она встала в наш век информации, когда объём текстов удваивается с каждым годом и наше мышление становится клиповым[1].
Возможности психики, внимания и памяти ограничены с уровня сознания – человек обычно не способен воспринимать более 7-9 объектов одновременно и более 15 кадров в секунду. Чтобы это продемонстрировать, предлагаем небольшие тесты.
Тест № 1
Первое небольшое задание. Проверим наше внимание. Перемножьте, пожалуйста, следующие трёхзначные числа в уме, не прибегая к помощи листочка, ручки или калькулятора:
123 х 456 = _______
Ну что, получилось? Не расстраивайтесь, если нет, без определённых навыков это довольно сложно, т.к. требует удержания во внимании большого количества элементов: два числа из трёх цифр каждое + промежуточные результаты + последовательность операций.
А теперь перемножьте те же самые числа, но в столбик:
Получилось? Если нет, то восполните школьную программу, спросив у Гугла (или у знакомых), как перемножать в столбик.
Как правило, с выполнением этой операции справляются все взрослые люди. Давайте теперь задумаемся, что происходило, когда мы выполняли умножение в столбик? Можно ли сказать, что мы помогали своему недисциплинированному вниманию сосредоточиться, освобождая оперативную память сознания, фиксируя на бумаге промежуточные результаты выполненных операций?
Тест № 2
Ещё одно упражнение – напишите своё имя и фамилию сначала правой рукой, а потом левой (для левшей наоборот).
Какие вы испытали ощущения, когда писали левой? А если вас заставить писать много текста левой рукой? Будет раздражение, злость и отчаяние? Это один из показателей того, что ваше правое полушарие, отвечающее за процессно-образное мышление не развито.
Для развития образного мышления есть специальные упражнения (смотри приложение № 2)
Тест № 3
А теперь попробуйте не торопясь прочитать следующее предложение:
«Понятие — как явление в психической деятельности индивида — образуется на основе установления в личностной психике определённого взаимного соответствия языковых конструкций того или иного языка и субъективных образных (а также и музыкальных) представлений о Жизни, свойственных личности».
Какие у вас при этом возникли ощущения? Есть ощущение растерянности, непонятности, сложности, недоумения? У некоторых возникает при этом такая реакция: «Зачем авторы так сложно написали? Так писать нельзя, надо проще!». Но давайте оставим эмоции и разберёмся с тем, что происходит в нашей психике при чтении этого предложения? Каждое слово по отдельности вам понятно? Если нет, посмотрите в словарях. Можно ли сказать, что наше недисциплинированное внимание, во время чтения, сталкиваясь с большим количеством абстрактных понятий, не успевает выстроить всю цепочку причинно-следственных связей? Т.е. пока мы читаем, кажется, что всё понятно, когда мы дочитываем предложение до конца, то мы понимаем, что по дороге что-то подрастерялось. Не правда ли, ситуация напоминает ситуацию с умножением трёхзначных чисел? Ведь двухзначные числа мы перемножаем без особых затруднений и с короткими предложениями проблем обычно нет. Так может проблема вовсе не в авторах текста, а в том, что нас не научили «умножению в столбик», но только с текстом? Любой язык в т.ч. русский, содержит в себе слова (аналогия цифр) и правила – грамматику и морфологию (аналогия математики). И если следовать этим правилам и определиться в терминологии, при условии, что автор текста сам придерживался этих правил, то мы можем извлечь из текста тот самый смысл (образ) и алгоритмику[2], который закладывал в текст автор. Всё, что нам нужно – это инструмент (подобный умножению в столбик), который будет нам помогать сосредотачивать внимание, фиксировать промежуточные результаты и, разгружая оперативную память сознания, постепенно приходить к точному конечному результату.
Тест № 4
А теперь давайте проверим вашу память. Многие думают, что их память никуда не годится, однако после выполнения этого теста вы будете приятно удивлены, обнаружив у себя способности о которых раньше и не догадывались, если конечно вы не владеете мнемопрактиками, которым в настоящее время обучают на специальных курсах.
Предлагаем вам прочитать один раз, не торопясь (по 2-3 секунды на слово) несколько слов, затем закрыть брошюру и вспомнить их все в том порядке, в котором они были напечатаны:
Скорее всего, у вас не получилось вспомнить все слова – около 5 вы где-то растеряли. Не торопитесь расстраиваться, сейчас мы с вами поделимся одним секретом, который увеличит ваши способности к запоминанию на порядок! Для этого вам необходимо составить из слов рассказ, а точнее представить мультфильм, в котором последовательно задействованы все предметы. Эти предметы должны не просто появляться по очереди – они должны быть привязаны друг к другу через какие-то действия. Чем смешнее и необычнее будет рассказ, тем лучше.
Потренируйтесь на первом списке, а затем прочитайте не торопясь (по 2-3 секунды на слово) один раз все слова из второго списка, используя тот приём, который мы описали выше, после чего закройте брошюру и воспроизведите все слова по порядку, вспоминая свой мультфильм.
Скорее всего, у вас получилось вспомнить все слова или почти все. Обратите внимание, что их было на целых 10 штук больше! Оказывается, ваша память не так уж и плоха! В чём здесь секрет? Наша память намного лучше запоминает образы, чем лексику. Образы должны быть связаны между собой определённым действием/процессом. Опираясь на эту особенность нашего восприятия, создано большое количество мнемопрактик для запоминания, которые можно назвать одним словом – эйдетика (от греческого слова «эйдос» - образ). Однако, методика схематизации является более широкой и включает в себя эйдетику, как одну из составляющих, ведь запоминания не достаточно для познания и творчества.
Разбираем куздру
Теперь давайте немного развлечёмся и запишем ещё одно предложение:
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка».
С разбора этого предложения начинал свою первую лекцию по языкознанию академик Щерба[3]. Можно ли сказать, что оно не имеет смысла? Конечно, нет! Смысл можно передать примерно следующей фразой:
“Нечто женского рода в один приём совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детёнышем.”
Что позволяет нам извлечь этот смысл? Суфиксы, приставки и окончания, которые указывают нам на то, какие это части предложения, части речи, род, падеж, число и т.д.
Если вас попросить попробовать представить глокую куздру и даже нарисовать её, что у вас всплывёт из безсознательного? Часто люди называют корову или ещё какое-то животное, которое совершает какие-то негативные действие в отношении других животных, например быка и телёнка. Почему безсознательное выдаёт такие ассоциации? Разгадка, опять же, в русском языке – его корневая база несёт в себе и некую эмоциональную окраску. Определённое сочетание букв вызывает определённые эмоции, а наше безсознательное пытается достроить картину какими-то подробностями, привязав непонятные слова к старым образам. Часто так бывает, что данная функция безсознательного (выдавать старые образы на непонятные слова) играет с нами злую шутку – не даёт понять тот смысл, который заложен в тексте. Если значение какого-то слова нам не понятно (нет конкретных образов), то наша задача заключается не в том, чтобы представить «корову» вместо «куздры» (подменить образ), а в том, чтобы выстроить тот алгоритм, по которому «куздра» взаимодействует с другими субъектами и объектами и выяснив это, соотнести полученную алгоритмику (образ) с жизнью – наполнить конкретным содержанием из ситуаций жизни.
ЗАДАНИЕ: Проведите небольшой анализ и разберите предложение про глокую куздру по составляющим. Если не можете вспомнить курс школьной программы, смотрите приложение №1 в конце документа.
Схематизируем куздру
Теперь попробуйте составить блок-схемку на данное предложение. Для этого существительные наделите любыми геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник и т.д.), а глаголы - действия, совершаемые одними субъектами в отношении других субъектов и объектов – стрелками.
Подпишите каждый элемент схемы (в т.ч. и стрелки) либо снаружи, либо внутри. Порядок совершаемых в предложении действий можно проставить цифрами (1,2,3) или буквами (а,б,в).
Ну что, получилось? Проверьте себя сами, всё ли вы отразили на схеме? Обратите внимание, что в данном предложении прилагательное «глокая» и наречие «штеко» остались не востребованными для составления схемы – это второстепенный смысл, который не так важен, как основной.
Чем отличается предложение про глокую куздру от первого предложенного вам предложения про понятие? Тем, что в предложении профессора Щербы корни слов выдуманы им (т.е. не имеют конкретных образов), а в предложении с определением понятия содержатся общеупотребительные слова русского языка, каждое из которых является абстрактным понятием (т.е. за ним стоит абстрактный образ).
Стереотипы, иждивенчество
Стереотип – это устойчивый образ (состоящий из взаимосвязи более простых образов, алгоритмики и их оценки: хорошо-плохо-нейтрально) для нескольких человек, некий шаблон восприятия явлений окружающего мира, основанный на предыдущем опыте общества.
Все стереотипы и модули, которые есть в нашей психике можно разделить на два типа: фактологические и методологические.
К фактологическим модулям относятся:
· образы явлений внешнего и внутреннего миров и взаимосвязи между образами;
· кодовые системы сами по себе — пустые формы, лишённые содержания образов и явлений[10];
· стереотипы отношения (хорошо-плохо-нейтрально) к образам и явлениям;
· стереотипы поведения: внешнего и внутреннего (мышления).
К методологическим модулям относятся:
· стереотипы разпознавания явлений внешнего и внутреннего мира;
· стереотипы формирования как новых образов, так и системы отношений между ними во внутреннем мире.
А теперь отвлекитесь от чтения этого текста и попробуйте найти в своей психике сначала фактологические стереотипы, а затем методологические. Не торопитесь, поищите несколько примеров.
Как правило, с первой группой проблем не возникает, а вот когда дело доходит до второй, то у многих начинаются проблемы найти в своей психике примеры из этой группы. И это нормально для той культуры, в которой мы с вами живём, к сожалению, она не так уж богата методологическими стереотипами и осваивают их в более-менее достаточной мере для продуктивной работы мышления единицы людей. Почему это так и возможно ли восполнить этот пробел, вы узнаете из дальнейшего повествования.
Попробуйте вспомнить своё детство, когда вас учили читать. Как проходил этот процесс? Далее вспомните свои школьные годы (в начальных классах), как вас учили работать с информацией? В большинстве случаев, вас учили запоминать те кодовые (языковые) конструкции, те информационные модули, которые уже кем-то сформированы, не строя в психике образы тех явлений, о которых идёт речь, не соотнося эту информацию с самой Жизнью и не пытаясь выработать новое знание самостоятельно. Если вы научились играть с преподавателями и родителями в эту “увлекательную игру”: выучи урок => расскажи учителю => получи оценку => получи похвалу родителей, то с годами такой стереотип работы с информацией, как зубрёжка стал для вас неотъемлемым, возможно единственным методом работы с информацией.
Теперь вспомните в своём детстве такой момент, когда вы увидели в другом человеке (друге/родственнике/учителе) образец умственных способностей и захотели подражать ему, стали говорить его фразами, запоминать смешные истории или анекдоты, рассказанные им и пересказывать их в своей компании, что, возможно, в свою очередь, делало вас для многих образцом для подражания. Если такую ситуацию вспомнить не удаётся, тогда попробуйте вспомнить человека, поведение и фразы которого вам очень не нравились, но избежать давления с его стороны вы не могли и были вынуждены находиться с ним рядом долгие месяцы или годы и вследствие этого контакта, со временем, вы сами не заметили, как стали говорить его фразами…
Теперь вспомните юношеский возраст. Откуда вы брали больше всего информации: телевизор, музыка, фильмы, книги, общение со сверстниками? Вспомните тот “кайф”, который вы получали, когда пересказывали что-то кому-то - увиденное/услышанное/прочитанное, и ваши пересказы радовали других людей, что повышало вашу самооценку и создавало стимул запоминать и воспроизводить информацию ещё и ещё.
Таким образом, вы самоутверждались, прокачивая свой Я-центризм[11] и гордыню, играя определённую роль «умника» и пересказывая запомненную вами информацию. Одно из проявлений этой алгоритмики – «диванные войска» в интернете, написание разных постов и комментариев с целью получить побольше лайков[12]. В крайних случаях эта алгоритмика приводила вас в такую ситуацию, когда вы не слышали и не видели ничего вокруг, кроме себя самого и самозабвенно вливали поток информации в окружающих людей, желая осчастливить их той “правдой” (на сколько при этом информация соответствовала объективной реальности, оставляем без рассмотрения – это в данном случае не важно), которую недавно узнали сами из других источников, и не знать которую, по вашему мнению, другие просто не имеют права, либо просто поясничали, “отмачивая” разные приколы, чтобы захватить внимание компании. При этом, над вопросами, какие были цели у ваших собеседников и нужна ли им была эта информация, вы даже не задумывались. Далее эта алгоритмика разрасталась и в неё добавлялся алгоритм сравнения себя с другими, т.е. слушая другого человека, вы пытались оценить, на сколько развит его ум относительно вашего: если в большую сторону, то вы принимали относительно него иждивенческую позицию (готовность служить) – «учи меня гуру», «говори, что мне делать»; если интеллект собеседника по вашим оценкам был менее развит, вы прикладывали усилия, чтобы задавить его и чтобы он подчинялся вашему авторитету: «смотри какой я умный, давай научу, как жить», «я знаю как решить твои проблемы, слушай меня, выполняй команды и будет тебе счастье».
В итоге интеллектуальные иждивенцы, не обладающие концептуальной властностью собираются в тусовки, для эмоциональной разрядки и “катают” друг друга по очереди на своих интеллектах, “травят” разные “приколы” и “фишки”, вместо конструктивных бесед, совместных полезных дел[13].
Возможно, у вас возник вопрос, а как можно по-другому общаться с другими людьми? Альтернатива существует, чуть позже мы приведём несколько примеров, но необходимо учитывать, что готового рецепта на все случаи жизни нет – общение – это искусство и надо каждый раз прислушиваться к голосу совести.
Теперь, когда перед вашим внутренним взором открылись эти эпизоды вашей жизни, постарайтесь держать их в уме при чтении дальнейшего текста и соотносить прочитанное с вашим личным опытом.
Иждивенчество – отрицательная нравственно-этическая черта характера и соответствующая манера поведения, выражающиеся как злоупотребление вниманием, помощью и слабостью других людей и организаций, сознательное стремление жить за чужой счёт, не прилагая к решению собственных проблем никаких усилий. Иждивенчество – это целая жизненная идеология эгоизма, позиция признания обязанности кого-либо брать на содержание, помогать тому, кто сам не желает себя обеспечивать. Иждивенчество, как правило, скрывается под красивым лозунгом взаимопомощи, меценатства, да и просто заботы и помощи. Иждивенчество – это потребительство, без созидания, вполне здоровых людей. Проявляется это качество уже в детстве, например, при списывании домашнего задания или контрольной, при посягательстве на чужие вещи. Это качество провоцирует воровство, зависть и другие пороки.
Работа интеллекта
Рассмотрим, как устроена психика, что такое интеллект и как он работает[14].
Интеллект — самоизменяющийся, самонастраивающийся алгоритм выбора, преобразования информации, в результате действия которого возникают информационные модули, ранее субъекту не известные и в готовом виде в него извне не поступавшие. Это та компонента психики, которая, прежде всего прочего, отвечает за осмысление жизни, в основе чего лежит установление взаимосвязей во всей совокупности смысловых единиц «это» – «не это», которые индивиду даны Свыше в Различении за всю его жизнь. Все остальные задачи интеллект способен решать тем успешнее, чем лучше он решил эту задачу построения собственной информационной модели Мира в форме мозаики смысловых единиц «это» – «не это» на общем информационном фоне.
Интеллект, опираясь на существующие стереотипы, создаёт новые стереотипы всех видов. Интеллектуальная мощь скрыта в безсознательном.
Сознание по сравнению с безсознательным в своём обычном — не трансовом состоянии — обладает крайне низкими возможностями обработки информации. Оно может удерживать не более 7 — 9 объектов и проводить с ними простейшие операции при скорости обработки информации не более 15 бит/сек. Эти параметры близки и у гениев, и у слабоумных[15]. Поэтому сознанию предстаёт картина мира, примитивизированная безсознательным настолько, чтобы логика сознания могла с нею иметь дело. Логика сознания оперирует только с осознаваемыми образами, т.е. теми, понятийные границы которых определены[16]. Безсознательное оперирует с более сложной мозаичной картиной мира, в состав которой входят и не осознаваемые образы, лежащие вне круга осознанных понятий.
Сознание в состоянии бодрствования занято непрерывным просмотром содержимого памяти и сопоставлением его с информационным потоком внешнего или внутреннего миров, на основе чего вырабатываются поведенческие реакции и новые осознанные и неосознанные стереотипы.
Всё это функции головного мозга, полушария которого также имеют функциональное разделение[17]. Правое отвечает за предметно-образное мышление. Оно мыслит ПРОЦЕССАМИ, целостностями разной степени детальности, но лишёнными связей между целостностями. Оно отображает мир, как он есть. Вопрос только о детальности этого отображения.
Левое отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь. Оно мыслит безсодержательными формами целостностей и связей между ними. Оно способно лгать, нарушая связи и полноту элементов в логических системах преднамеренно, или самообманываться при непреднамеренном нарушении связей и полноты.
Образному мышлению открыто ви́дение общего хода процессов в Мироздании, т.е. неограниченность. Абстрактно-логическому видна только конечная последовательность состояний в конечной системе элементов, подчинённых конечной совокупности формальных преобразований, т.е. ограниченность.
Образное мышление отвечает за гармонию, абстрактно-логическое — за “алгебру”. Поэтому попытки “поверить алгеброй гармонию” — это попытки поверить ограниченностью неограниченность, измерить конечным безконечное. Логика может вскрыть только свои же ошибки в конечной системе элементов и их отношений. Вывести логику за пределы ограниченности этих элементов и отношений между ними может только образное мышление, единственно способное дать ограниченной конечной системе элементов отношений и формальных преобразований, с которой имеет дело логика, новый элемент или процесс преобразований.
Ход логического процесса — только часть общего хода процессов в Мироздании.
В речевой деятельности образное и абстрактно-логическое мышление объединяются: при говорении образное даёт содержание, а абстрактно-логическое — лексические формы; при слушании и чтении абстрактно-логическое возпринимает ЧУЖИЕ лексические формы, а образное подыскивает к ним в памяти СВОИ образы, а также и создаёт новые, если не находит уже готовых образов.
Двое могут пользоваться одними и теми же лексическими формами, но не поймут друг друга, если:
· у них разные системы стереотипов образов явлений внешнего и внутреннего миров и отношений между ними;
· они не будут успевать со-ОБРАЖАТЬ услышанные ими лексические формы, ранее не знакомые им, с образами, необходимыми для понимания речи (как раз об этом пример про глокую куздру).
Основа непонимания — внесение своих образов в услышанные лексические формы.
Основа понимания — освоение чужих образов, передаваемых в лексических формах.
Понятийная адресация слов в живом языке не постоянна, но в разговоре и говорящий, и слушающий должны каждый раз строго разграничивать и различать понятия, передаваемые речью. Это понимали всегда, но по-разному объясняли: с древности известно утверждение «мысль изреченная есть ложь!» Согласие и несогласие с чужими речами может быть и формально-лексическим, и предметно-образным: и одно от другого достаточно независимы.
Как видно из сказанного выше, душа человека — информационная система, управляющая его поведением, — многоуровневая иерархическая система, в которой протекают различные процессы, в значительной степени не контролируемые сознанием большинства современных людей.
Это создаёт хорошую основу к вмешательству в поведение человека, опирающемуся на изпользование неподконтрольных ему информационных потоков и уровней в организации его психики.
Основой самоуправления человека по полной функции является интеллект, опирающийся на методологические стереотипы. Для обеспечения надёжного управления человеком извне необходимо:
· парализовать или отвлечь на ерунду его интеллект;
· изуродовать методологические стереотипы до невозможности пользоваться ими вне узкопрофессиональной деятельности.
После этого можно бесконтрольно со стороны сознания человека тасовать его фактологические стереотипы как колоду карт, мухлевать при тасовке, подбрасывать краплёные карты, красть козырные и т.п. На этом основано управление толпой, которая «сама» выражает гнев и «одобрям»[18].
В обществе, где длительное время господствует какой-либо идеологический культ, освящённый неусомнительными авторитетами, человек, входящий в жизнь, основную массу наиболее важных жизненных стереотипов разпознавания явлений, формирования образов, стереотипов отношения, стереотипов поведения в готовом виде получает из культа. Священные писания религий, святоотеческие предания, канонические толкования в обществах Евро-Американской и Западно-Азиатской цивилизаций явились скелетом, вокруг которых из века в век формировалась культура, — информационная среда общества и её материальные носители. Поэтому интересен сравнительный анализ стереотипов, которые порождают тексты Ветхого Завета и Талмуда, христианской Библии и Корана, и в каких взаимоотношениях они находятся по отношению к природе, другим людям и друг другу.
Толпа и авторитет
Основное качество толпы — нежелание и неумение самостоятельно думать и приходить ко мнениям, соответствующим реальному положению дел и направленности течения событий. Так называемая “элита” — тоже толпа, но более информированная в некоторых вопросах, нежели простонародье. В толпо-“элитарном” обществе отчасти не-толпа — знахари, умеющие думать самостоятельно и внедрять не мытьём так катаньем своё мнение в психику окружающих под видом их собственного мнения, либо под видам мнения безукоризненных авторитетов, которых они сами же взрастили для того, чтобы их авторитетное мнение было воспринято толпой. В данном случае термин “толпа-народ” не имеет такого специфического смысла, а именует исторически сложившуюся общность людей, на фоне которой и во взаимодействии с которой действуют так называемые “исторические личности”.
Общность предания является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты предания, вождя-основоположника, вождей-наследников и верных толкователей. Предание может быть сколько угодно преднамеренно и непреднамеренно изолгано по сравнению с тем, что было и есть в жизни на самом деле. Разрушение авторитета предания или самого предания обращает толпу — всё бездумное и превозносящееся в самомнении о своей интеллектуальной мощи — в сброд.
“Раcсуждение” по авторитету — интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нём проявляется стремление толпы жить чужим умом и готовыми рецептами, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы — жить по-человечески — толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей. Благодаря своему бездумью толпа следует за вождём страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в правоту вождя. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведёт толпу за вождём-провокатором куда ей угодно, даже на убой не за понюх табаку. Также бездумно толпа участвует в общественном объединении труда, не интересуясь ответственно в нём ничем, даже своим частным делом.
Среди людей, знакомых с Концепцией общественной безопасности, интеллектуальное иждивенчество проявляется в просмотре большого количества лекций и видеороликов, по большей части с информацией фактологического характера. При этом, анализировать самостоятельно происходящие события, зрители, как правило, не могут и ждут каждую неделю очередного выпуска аналитики или обзора от своего любимого блогера. Но как такие просмотры помогают им решать реальные проблемы в своей жизни? Ответ очевиден – никак. Такой задачи и не стоит – наоборот, человек убегает от своих реальных проблем в интернет-пространство глобальных новостей или новых интернет-приколов. Всё это ведёт к прокачке алгоритма Я-центризма и нарастанию череды жизненных неурядиц, депрессий и разочарований. Рекомендуем посмотреть на данную тему мультфильм «Добро пожаловать!»[19].
11. Как научиться думать самостоятельно
После того, как мы рассмотрели, что такое интеллектуальное иждивенчество и к чему оно приводит, у вас наверняка появился вопрос, как перестать быть иждивенцем и научиться думать самостоятельно, ставить перед собой и решать творческие задачи? На сегодняшний день разработан уникальный метод (с помощью наработок советских учёных и педагогов) самоОБРАЗования на основе схематизации (создание образов по текстам), который позволяет научиться работать с информацией, перекодировать лексику в абстрактные схемы и затем наполнять эти абстракции содержанием – жизненными примерами, т.е. применять полученные знания на практике. Чтобы узнать об этом методе подробнее, предлагаем ознакомиться с брошюрой “Рекомендации по самообразованию”[20] и посмотреть видеоролики на данную тему[21].
Чтобы понять, как наилучшим образом должно происходить общение между людьми, рекомендуем прочитать брошюру «О личностной культуре общения»[22] и «Алгоритмика соборности: Бог, люди, течение Жизни»[23], а так же пройти занятие (посмотрев видеоролик и прочитав статью) на тему Тандемный принцип деятельности[24].
Исходя из такого подхода к информации и познанию, появляется понимание того, что лекторская работа по изложению материала в магнитофонном режиме теряет всякий смысл (это касается школьного, профессионального, высшего и всех других видов образования). Ведь намного проще написать текст, доработать его до определённой степени совершенства и предоставить людям для самостоятельного изучения (возможно для удобства дополнительно в виде аудиозаписи профессионального диктора). Работа с аудиторией при этом обретает иные смыслы:
· Обсуждение уже прочитанного с учениками в формате вопросов-ответов;
· Проведение семинара, что подразумевает диалог и постоянную обратную связь от аудитории (талантливые педагоги умеют снимать обратную связь по глазам учеников);
· Описание проблемы, постановка цели, задания для группы (и последующая помощь группе в самостоятельной работе);
· Доклад в среде разбирающихся в данном вопросе в случае, если тема ещё не изложена на бумаге - это позволяет докладчику сформулировать свои мысли и снять обратную связь с аудитории, чтобы в итоге получился информационный продукт в текстовом виде.
Такой подход к информации может не понравиться тем, кто зарабатывает себе на хлеб воспроизведением информации в магнитофонном режиме. Однако, если страх потерять средства к существованию не заставит откинуть эту информацию, как ненужную, то перед педагогом откроются новые горизонты, ведущие к образованию будущего. Есть поговорка о том, что можно голодных людей накормить рыбой, можно дать удочку и научить ловить рыбу, а можно научить делать удочки. Если продолжить эту цепочку, то можно научить людей учить других делать удочки, а можно научить людей такой культуре мышления, при которой люди смогут самостоятельно придумать не только удочку, но и любой другой инструмент и усовершенствовать его. Последним мы и предлагаем заняться всем, кто не равнодушен к будущему нашей цивилизации. Для этого надо сначала самому освоить метод построения образов в своей психике, освоить навыки тандемной деятельности, решить те проблемы, которые давят на психику и мешают жить (нравственные неопределённости), войти в соборность и в ту общественную инициативу, которая трудится в этом направлении (либо создать свою).
Чтобы не катать другого человека на своём интеллекте (в случае, если им ещё не освоен тандемный принцип деятельности), необходимо сначала понять вектор его состояния – какие у него реальные проблемы (незадачи) существуют в настоящий момент, и какая информация ему поможет в их решении. После этого нужно диалектически, задавая вопросы, используя примеры (аналогии и подобия), подвести его к осознанию причинно-следственных связей в своей жизни и предложить самостоятельно освоить те образы, которых не хватает в психике для решения этих проблем. Если человек пройдёт этот путь самостоятельно (с вашей помощью в постановке вопросов, пока сам не научился ставить эти вопросы), то пользы от этого будет гораздо больше, чем если бы вы сразу выдали ему готовое решение его проблем. Кроме того, чтобы самому не “кататься” на чужом интеллекте, в случае, если кто-то разбирается в какой-то теме лучше вас, необходимо стремиться не узнать готовый ответ на тот или иной вопрос, а узнать, где находиться методика, которой владеет другой человек, что нужно прочитать и что сделать, чтобы освоить её самостоятельно.
Приложение № 3. Развиваем внимание
Таблицу Шульте необходимо проходить, смотря строго в центр таблицы и периферийным, боковым зрением находить цифры (или буквы) в порядке их возрастания. Чем быстрее будут найдены все цифры или буквы в порядке их возрастания, тем лучше. Во время прохождения упражнения необходимо отключить внутренний диалог и ничего не проговаривать про себя. Это упражнение способствует развитию скорочтения, потому что улучшает периферийное зрение, так же помогает развивать память и устный счёт.
Буквенные таблицы Шульте являются модификацией классических таблиц Шульте, они помогают "разорвать шаблон" и попробовать выполнить все тоже самое, только с буквами. С таким подходом придется сначала вспомнить последовательность букв в алфавите, а потом в процессе выполнения упражнения научиться быстро находить нужную букву.
Таблицы Горбова-Шульте
Проходить такие таблицы необходимо без ошибок парными значениями. Чёрные цифры проходятся по возрастающей от 1 до 25, а красные цифры по убывающей от 24 до 1. Счёт идёт попеременно, сначала чёрная 1, потом красная 24, далее чёрная 2, потом красная 23 и т.д.
Найдите все числа по порядку:
Лабиринты
Пройти лабиринт от входа до выхода. Двигаться можно только на соседнюю по горизонтали или вертикали клетку, цифра на которой равна, больше на 1 или меньше на 1 чем текущая.
Правильнее ставить задачу найти путь наименьшей длины, тогда решение головоломки всегда будет однозначным. Во всех остальных случаях обычно возникают побочные решения, либо головоломка становится слишком простой.
Преодолеть лабиринт с одного угла до другого. Двигаться можно только в направлении стрелок. Г оловоломка кажется достаточно сложной, но можно придумать достаточно простой способ преодолеть ее буквально за несколько минут.