Механизм выполнения проекта.

Этапы Содержание Методы Сроки Ответственные
    1этап под- гото- ви- тель-ный     Цель: готовность детей к участию в работе по повышению уровня развития мышления через усвоение знаний о животных. Анализ знаний детей, выявление проблем, путей их решения, диагностика исходной ситуации. С детьми. -Разработка вопросов для бесед; -Подбор сюжетных и предметных картинок; -Подбор произведений художественной литературы; -Обработка диагностических материалов, анализ уровня знаний детей. С родителями. -Анкетирование родителей. -Встречи за круглым столом Анализ предметно-развивающей среды, результатов диагностического обследования.     Наблюдения за детьми в играх, беседы, дидактические игры.     Сентябрь     Сентябрь Вос- пита тель     Вос- питатель  
    2 этап пре- обра- зова- тель- ный       3этап Обобща- ющий Цель: Создание системы взаимо- связанных мероприятий, форм, приемов и методов организации детской деятельности, в итоге обеспечиваю- щую совокупность условий для формирования образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста при изучении животных.     Работа с детьми. Занятия: -«Век динозавров». -«Птицы – наши помощники и друзья».   -«Царство животных». -«Дикие животные». -«Домашние животные». -«Волк и лиса – лесные хищники». -«Сравнение белого и бурого медведя».   Беседы: - «Жизнь домашних животных в разные времена года». - «Жизнь диких животных в разные времена года». - «Как белка, лось и заяц проводят зиму в лесу». - «Естественный отбор в мире животных». - «Насекомые». - «Нелегкая жизнь лягушачья». -«Птицы-хозяева неба». -Куда ведут следы?» -«Домашние любимцы».   Игры-занятия: -«Путешествие на лесную поляну». -«Кто тут живет». -«Кто это?» -«Путешествие на волшебную полянку».   Дидактические игры: -«Чего не хватает?» -«Четвертый лишний?» -«Найди лишнее слово». -«Сравни по размеру». -«Дорисуй». -«Так и не так». -«Кто чем питается?» -«Кто где живет?» -«Найди ошибки у художника». -«Узнай по описанию». -«Бывает или нет?» -«Лесные заморочки».   Речевые логические задачи: -«Чьи следы?» -«Что здесь случилось?» -О чем рассказал ежик?» -«Что бабушка сообщила Саше?» -«Кто обедал в птичьей столовой?» -«Что случилось на прогулке?»     Совместная деятельность воспитателя с детьми -Чтение художественной литературы -Дидактические игры -Психотренинги -Этюды -Совместная художественно-продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирова-ние) -Театрализова- ная деятель- ность -Подвижные игры -Сюжетно-ролевые игры   Самостоятель-ная игроваядеятельность     Работа с педагогами -Обмен опыта на педсовете «Эффективные методы и приемы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте» -Создание методических рекомендаций «Развитие умственных способностей детей через наглядное моделирование при ознакомлении с животными» -«День открытых дверей» . Игра-занятие в форме КВН «Любить все живое – любить себя». -Выступление на семинаре «Развитие образно-логического мышления через дидактические игры».   Работа с родителями. - Творческая встреча «Загадки мира животных». -Творческий семинар «Создание организованной среды для развития мышления детей». -Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома». -Родительское собрание «Воспитание любви к живому». -Родительское собрание «Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности». -Наглядная агитация. · Фотогазе-та «Кто живет на нашем участке?» · Дневник наблюде-ний «Нашафотоохо-та». · Папка-передвиж-ка «Игры и упражне-ния для развития мышления при ознаком-лении с миром живот-ных». -Экскурсия в музей «Природа нашего края». -Участие родителей в подготовке раздаточного и демонстрацион-ного материала». -Изготовление декораций, игрушек, костюмов и масок животных.   Внедрение инновационной деятельности Проектная деятельность с детьми «Загадки мира животных». Создание методических рекомендаций по развитию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.   Взаимодействие с учителями начальных классов МОУ СОШ № 3. «Взаимосотруд-ничество по вопросу разви-тиямыслитель-нойдеятельнос-ти у детей.   Мониторинг. Цель.Оценочный анализ деятельности детей. Отслеживание результатов, характеризую-щих знания детей о животных, уровень развития образно-логического мышления.   Тематическое планирование   Реализация системы в проектной деятельности.     Сравнительный анализ результатов на начальном этапе и итого- вой диагностики.       2010-2011     Октябрь   Но- Ябрь     Де- кабрь   Ян- варь Фев- Раль   Март   Ап- рель   Сен- тябрь     Ок- тябрь 1неде- ля   Ок- тябрь 3неде- ля   Но- ябрь   Де- кабрь   Ян- варь   Фев- раль   Март   Ап- рель   Ян- варь     Фев- раль   Март   Ап- рель   Де- кабрь 2не- деля Ян- варь 2не- деля Фев-раль 2не- деля Март 2не- деля Но- ябрь Де- кабрь Ян- варь Фев- раль     Март   Ап- рель   Ян- варь Фев- раль 1нед. Фев- раль 2не- деля   Март   Ап- рель   Май   В течение года     В течение года     Ноябрь     Январь   Март   Апрель   Ок- тябрь   Но- ябрь     Де- кабрь   Ок- тябрь   Январь   Фев- раль   Март     Апрель   Май   В тече- ниего- да     Де- кабрь   Творческая вст- реча     Январь   Ок- тябрь, май   Вос- питатель.     Воспи- татель   Воспи- тель     Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель Воспи- татель     Воспи-татель   Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель Воспи- татель     Воспи- татель Воспи- татель   Воспи- татель Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель     Воспита- тель     Воспи- татель     Воспи- татели   Воспи-татель     Воспи-татель     Воспи-татель     Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи-татель     Воспи- татель   Воспи- татель   Воспи- татель     Воспи- татель     Воспи- татель, роди- тели   Воспи-татель   Воспи- татели   Учителя началь- ных классов, воспи- татели     Воспи- татель  
                     

-29-





3.1.Проектная деятельность. (Описание проекта).

Уровень образно-логического мышления в старшем дошкольном возрасте повысится, если дети научатся устанавливать связи и отношения, существующие между объектами природы.

Для развития у детей устойчивого познавательного интереса к миру животных были проведены беседы:

· «Жизнь домашних животных в разные времена года».

· «Жизнь диких животных в разные времена года».

· «Как белка, лось и заяц проводят зиму в лесу».

· «Естественный отбор в мире животных».

· «Что мы знаем о насекомых».

· «Нелегкая жизнь лягушачья».

Цикл занятий:

· «Царство животных»

· «Дикие животные»

· «Волк и лиса – лесные хищники»

· Сравнение белого и бурого медведя» помог познакомить детей с особенностями внешнего мира животных, устанавливать взаимосвязь между образом жизни животного и питанием, отражать свои впечатления в речевом диалоге.

В рамках проекта требовалось продуманное использование зоны по ознакомлению детей с животными. На занятиях по художественному творчеству дети с воспитателем изготовили макеты:

· «Домашние животные»

· «Животные нашего леса»

· «Животные Севера»

· «Животные жарких стран»

Альбомы:

· «Птицы»

· «Дикие птицы»

· «Наши питомцы»

-30-

· «Что такое «Красная книга?»

Дети вместе с родителями искали картинки с изображением животных, сами рисовали животных.

Построение среды включало в себя принцип постоянного обновления и соответствия возрасту детей, содержанию этапа обучения и воспитания.

В соответствии с принципом постепенности усложнялся материал. Дети любят играть в настольные игры.

-Игра «Береги живое» помогла детям осознать важность бережного, заботливого отношения к природе и ее обитателям.

-Игра «Кто как устроен» помогает усвоить знания о том, как и где живет животное, при помощи чего животные передвигаются.

-Лото «Герои русских сказок» учит детей описывать животных по внешним признакам; ориентировке во времени; пересказывать.

-Игра «Сам себе сказочник» развивает образно-логическое мышление, образную речь, умение строить рассказ.

- Игра «Четыре сезона» знакомит детей с временами года, обогащает детей знаниями о сезонных изменениях в природе.

Во второй половине дня с детьми в увлекательной форме проводились игры-занятия:

-«Путешествие на лесную поляну».

-«Кто тут живет».

-«Кто это?»

-«Путешествие на волшебную полянку».

Эти занятия развивают у детей эмоциональное воображение, способность к переживанию, радости, печали.

Дети совместно с воспитателями сочинили экологические сказки:

-«Однажды в лесу…»

-31-

-«Новогодняя история»

Сказки помогли делают речь детей грамматически правильной, обогащают словарь.

В процессе художественно-продуктивной деятельности (лепка, конструирование, рисование) дети активно отражали свои впечатления.

В течение года в процессе своей работы делилась опытом с коллегами, выступала на педсовете «Эффективные формы активизации мыслительной деятельности в старшем дошкольном возрасте», где поделилась технологией, методами и приемами, которые способствуют развитию образно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Практика показала, что взаимодействие педагогов и родителей значительно повышает качество воспитательного процесса, преодолевает трудности в обучении.

Необходимо было заинтересовать родителей. Для этого использовались следующие формы работы:

-Творческая встреча «Загадки мира животных».

-Творческий семинар «Создание организованной среды для развития мышления детей».

-Консультация «Мини-исследования поведения животных в природе и дома».

-Родительское собрание «Воспитание любви к живому».

-Родительское собрание «Роль знаний о животных в развитии мыслительной деятельности».

-Наглядная агитация.

· Фотогазета «Кто живет на нашем участке?»

· Дневник наблюдений «Нашафотоохо-та».

-32-

· Папка-передвижка «Игры и упражнения для развития мышления при ознакомлении с миром животных».

-Экскурсия в музей «Природа нашего края».

-Участие родителей в подготовке раздаточного и демонстрационного материала».

-Изготовление декораций, игрушек, костюмов и масок животных.

Такое доверительное взаимодействие с родителями помогло многим из них открыться во время бесед, более внимательно подходить к интересам и возможностям детей. Повысилось само понимание значимости партнерских отношений с ребенком, что способствовало эффективности педагогического воздействия на детей.

Для того, чтобы метод проектирования воспитательно-образовательной работы по развитию образно-логического мышления влился в общую систему работы, тщательно продумала планирование каждого этапа, использование разнообразных форм, методов и приемов работы с детьми, родителями; создание предметной среды; были изготовлены необходимые пособия и материалы.

Был разработан проект «Познание мира животных».

Мотивом создания проекта послужили показатели диагностического обследования детей.Дети не всегда ясно, грамматически правильно выражали свою мысль, не могли установить причинно-следственные связи в природе, их рассуждения носили несовершенный характер, не смогли выделить характерные особенности данного сезона.

Стояла необходимость коррекционной работы с детьми.

Учитывая принцип «развитие из сотрудничества», предлагались доступные пониманию дошкольников основы знаний из наук о животных: экологии, зоологии. Важно, как говорил К.Д. Ушинский, «не само знание, а идея, развиваемая в уме дитяти», то есть развивающее влияние знаний. Поэтому проектная деятельность носит поисковый, творческий характер, где особую роль играют разнообразные формы поисковой активности

-33-

ребенка. Это занятия-загадки, прогулки, развивающие игры, создание проблемных ситуаций:

-«Сравни по размеру».

-«Дорисуй».

-«Так и не так».

-«Кто чем питается?»

-«Кто где живет?»

-«Найди ошибки у художника».

-«Узнай по описанию».

-«Бывает или нет?»

-«Лесные заморочки».

Такие формы деятельности систематизируют знания детей о животных, устанавливают связь с природной средой обитания.

В ходе работы широко использовались речевые логические задачи. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, в данном случае о природе, о животных, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности в природы. Давая детям речевую логическую задачу, ставишь их в ситуацию, когда они должны использовать разные приемы умственной деятельности (сравнение, рассматривание явлений с разных сторон, поиск путей решения).

-«Чьи следы?»

-«Что здесь случилось?»

-О чем рассказал ежик?»

-«Что бабушка сообщила Саше?»

-«Кто обедал в птичьей столовой?»

-«Что случилось на прогулке?»

-34-

При решении речевых задач у детей формировалось умение рассуждать, коллективно обосновывать правильность решения.

В ходе проекта использовался комплекс индивидуальных занятий «Хочу все знать!» Грамотное проведение коррекции развивает мышление детей:

· Для развития способности на основе зрительного и мыслительного анализа устанавливать закономерность в изображении использовалась игра «Чего не хватает?»

· Игра «Сравни животных» помогла выделить черты сходства и различия по существенным признакам.

· Игра «Четвертый лишний» развивает умение классифицировать предметы и обобщать.

· Игра «Найди лишнее слово» способствовала развитию мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

· Для развития мыслительных операций анализа и сравнения проводилась игра «Угадай животное».

Эти игры использовались в качестве промежуточной аттестации.

Результативность данного проекта ярко показывает сравнительный анализ обследования в начале и в конце проектной деятельности. (Приложения 23-31).

Наши рекомендации