Задачи нахождение числа по доле и доли по числу.
В книге 90 страниц. Дедушка прочитал 1/3 часть книги. Сколько страниц прочитал дедушка?
Вся кн. – 90 стр.
1/3 кн. - ? стр.
Рассуждай так: Чтобы найти долю числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель.
60 : 3 • 1 = 20 (стр.)
Ответ: 20 страниц прочитал дедушка.
Длина ¼ верёвки составляет 8 метров. Определи длину всей верёвки.
¼ в . – 8м
Вся в. - ? м
Рассуждай так: Чтобы найти число по доле, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
8: 1 • 4 = 32 (м)
Ответ: 32 метра длина всей верёвки.
Методика Узоровой-Нефёдовой
ПО РЕШЕНИЮ ВСЕХ ВИДОВ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ.
ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ
После нахождения опорных слов, составления краткой записи или чертежа, мы настоятельно рекомендуем ЛЮБУЮ задачу начинать решать С КОНЦА, то есть с ВОПРОСА. Эта СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ приведет ребёнка к правильному решению ЛЮБОЙ ЗАДАЧИ.
В приведённых ниже разборах задач, ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ ТОГО, ЧТО НАДО НАЙТИ сначала идёт после слов: Рассуждай так.
Потом ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ превращается в схему, типа:
Осталось Ушло
Как составлялась эта схема? Была задача:
Во дворе гуляли 16 ребят. Сначала домой ушли 6 девочек, а потом 3 мальчика. Сколько ребят осталось во дворе?
Пошаговый образец рассуждения вслух ребёнка:
Решаем с конца, с вопроса.
- Что спрашивается в задаче?
- сколько ребят осталось.
- значит, первое слово в цепочке пишем - осталось.
Осталось
- чтобы узнать, сколько осталось, надо знать, сколько БЫЛО и сколько УШЛО. Сколько БЫЛО мы знаем, сколько УШЛО – не знаем, значит в цепочке дописываем слово Ушло.
Осталось Ушло
- так как в цепочке ДВА СЛОВА, то, значит, в задаче ДВА ДЕЙСТВИЯ.
РЕШАЕМ ЗАДАЧУ, РАСРУЧИВАЕМ ЦЕПОЧКУ С КОНЦА.
- Первое слово с конца – УШЛО, значит, сначала узнаем, сколько ребят УШЛО:
6+3 = 9 (р)
- Второе слово в цепочке – Осталось. Значит, вторым действием мы отвечаем на главный вопрос задачи и узнаём, сколько ребят Осталось.
16 – 9 = 7 (р)
Почему так важна такая ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ,
которая пишется слева направо, а раскручивается с конца, справа налево?
Почему ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ НЕОБХОДИМА
При решении КАЖДОЙ ЗАДАЧИ?
· Потому что ТОЛЬКО при ТАКОМ систематическом ПОДХОДЕ Ваш ребёнок сможет решать ЛЮБУЮ ЗАДАЧУ в начальной и средней школе, экономя Вам лично время, силы и нервы.
· Потому что это развивает логику ребёнка
· Потому что такая ЦЕПОЧКА РАССУЖДЕНИЙ развивает ВСЕГО ребёнка по ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ.
P.s. Я знаю, что эту задачу можно решить другими способами. Тогда будут другие цепочки.
ТИПЫ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
Задачи на нахождение суммы
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон? (1 класс)
Б. – 5 п.
М. –? п., на 2 п. больше ?п.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл, мы знаем. Надо найти сколько маленьких.
1) 5 + 2 = 7 (п.) – маленьких.
2) 5 + 7 = 12 (п.)
Выражение: 5 + (5 + 2) = 12 (п.)
Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Светы? (1 класс)
Ир. – 5 к.
Ан. –? к., на 2 к. меньше С.- ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.
1) 5 – 2 = 3(к.) – у Ани
2) 5 + 3 = 8 (к.)
Выражение: 5 + (5 – 2) = 8 (к.)
Ответ: 8 кукол у Светы.
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б. – 6 п.
М. –? п., в 2 раза больше? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл, мы знаем. Надо найти, сколько маленьких.
1) 6 • 2 = 12(п.) – маленьких.
2) 6 + 12 = 18 (п.)
Выражение: 6 + 6 • 2 = 18 (п.)
Ответ: 18 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Иры и Ани вместе?
Ир. – 6 к.
Ан. –? к., в 2 раза меньше ?к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько всего кукол Иры и Ани вместе, нужно знать, сколько кукол у Иры и сколько кукол у Ани. Сколько кукол у Иры, мы знаем. Надо найти, сколько кукол у Ани.
1) 6 : 2 = 3(к.) - у Ани.
2) 6 + 3 = 9 (к.)
Выражение: 6 + 6 : 2 = 9 (к.)
Ответ: 9 кукол у Иры и Ани вместе.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4 м., это в 2 раза меньше
С. – ? к. ? м.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
1) 4 • 2 = 8(м.) - у Серёжи.
2) 4 + 8 = 12 (м.)
Выражение:4 + 4 • 2 = 12 (м.)
Ответ: 12 машинок у мальчиков.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В. – 4 м., это в 2 раза больше ?м.
С. – ? к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
1) 4 : 2 = 2(м.) у Серёжи
2) 4 + 2 = 6 (м.)
Выражение:4 + 4 : 2 = 6(м.)
Ответ: 6 машинок у мальчиков.