Развитие интеллекта и специальных познавательных способностей в течение жизни

Интеллект подвержен изменению: в течение жизни способность к решению познавательных задач изменяется неравномерно. Большинство исследователей сходится на том, что в первые 20 лет жизни происходит основное интеллектуальное развитие человека, причем наиболее интенсивно интеллект изменяется от 2 до 12 лет.

К этому выводу независимо друг от друга пришли Я.А.Пономарев [27], Л.Терстоун [28], Ж. Пиаже [29], Н. Рейли [30] и многие другие исследователи. Интеллект человека достигает своего максимального развития к 19 - 20 годам, затем наступает фаза стабилизации и с 30 - 34 лет наступает (по данным многочисленных исследований) спад продуктивности интеллектуальных функций.

1. Быстрота восприятия (Thurstone, 1955)

2. Интеллект (по Bayley, 1970)

3. Суждения (Thurstone, 1955).

Рис. 13. Интеллектуальное развитие ребенка и подростка. (по Ж.Годфруа, 1993)

Развитие общих интеллектуальных способностей в большой степени зависит не только от возраста, но также от вида деятельности (учебной и профессиональной), которыми занимается человек.

В последнее время концепция снижения интеллекта у лиц пожилого возраста подвергается критике. Сохраняются в первую очередь - индивидуальные различия интеллекта. Сторонники концепции индивидуальной стабильности JQ в течении жизни приводят целый ряд аргументов. Так, по результатам тестирования учеников средней школы и колледжей, успешность выполнения интеллектуальных тестов остается практически неиз­менной за все время обучения [30]. В частности, Т.Хансен провел исследование интеллекта 613 мальчиков третье­классников и сравнил результаты с их же показателями через 10 лет перед поступлением на службу в армию. Корреляция оказалась равной 0,73. Другие психологи, проводившие аналогичные исследования, получали еще более высокие корреляции между уровнем интеллекта, изме­ренного в раннем детстве, и более поздними результатами (0,46<r<0,83).

Разумеется, с течением жизни корреляция результатов раннего тестирования уменьшалась, но все равно была велика: через 10 лет оставалась на уровне 0,65, а через 25 лет на уровне 0,60. Дж.Андерсон [31] выдвинул гипотезу перекрытия для объяснения связи между последо­ватель­ными тестирования интеллекта. В течение жизни индивид не утрачивает приобретенные знания и интеллектуальные навыки, потому константа JQ отражает отношение часть-целое между существовавшим потенциалом и вновь приобретенным. Однако критики концепции стабильности JQ считают, что можно говорить лишь о постоянстве уровня интеллекта в среднестатистическом отношении, между тем как индивидуальные показатели могут у одних людей ухудшаться, а у других - улучшаться в течение жизни.

Исследования калифорнийских психологов показали, что индивидуальные показатели интеллекта с 6 до 18 лет могут изменяться до 30 единиц (при s = 15). Эти изменения были связаны не со спонтанными колеба­ниями, а с различиями в семейном окружении: у детей, оказавшихся в благоприятной эмоциональной среде, уровень интеллекта постоянно повышался, а у детей, по отношению к которым родители не проявляли достаточной заботы, наблюдалось прогрессивное снижение уровня интеллекта. По данным американских исследователей решающим фактором, влияющим на относительный прогресс или регресс в развитии интеллекта, оказался уровень образования родителей. Что касается эмоцио­нальных отношений, то эмоциональная подчинен­ность родителям влияла на спад JQ в возрасте от 4,5 до 6 лет. Подъем же JQ связан с эмоциональным одобрением со стороны родителей, поощрением инициативы и благоразумия, а также формированием родителями у ребенка еще не потребных в данном возрасте умений и навыков.

Развитие интеллекта в школьном возрасте опреде­ляется преимущественно внутренней мотивацией ребенка: стремлением к высоким достижениям, соревнователь­ностью и любознательностью.

Гораздо большие проблемы возникают при иссле­довании интелллекта взрослых. Как уже отмечалось выше, большая часть исследований изменения интеллекта взрос­лых отмечает подъем показателей от 17 до 20-30 лет, а затем - прогрессивно нарастающее снижение. Особо резкое падение наблюдается после 60 лет (данные получены по тесту Д.Векслера WAJS) [32]. Однако эти данные подвергаются обоснованной критике. Во-первых, эти результаты получены методом срезов, т.е. исследование проводилось в данный момент на группах людей разных возрастов. Но различия групповых данных могут быть обусловлены не возрастными особенностями, а тем, что люди, вошедшие в разные возрастные группы, принадлежат к различным поколениям, обладающим разным уровнем образования и культуры. Поскольку уровень образования населения с течением времени повышается, то это неизбежно сказывается на повышении результативности выполнения теста WAJS молодым поколением по сравнению с людьми пожилого возраста. Более старшие хуже выполняют тесты, потому что им не хватает образованности. Вторым аргументом являются результаты лонгитюдов, противоречащие результатам, полученным методом срезов. Во всех лонгитюдных исследованиях, которые основаны на повторном тестировании одних и тех же людей, имеющих высокий интеллектуальный и/или образовательный уровень, замечены тенденции прогрессивного увеличения уровня интеллекта от 5 до 40 лет. Сходные результаты получены при обследовании лиц со средним уровнем интеллекта и образования, а также при изучении умственно отсталых [33]. Наиболее тщательное исследование по этому вопросу провели К.В.Шай и С.Р.Стротер в 1968 году [33]. Они обследовали тестом элементарных умственных способностей 500 человек, отобранных из популяции 18000 человек случайным образом. В возрастные группы входили по 25 мужчин и 25 женщин возраста от 20 до 70 лет с интервалом 5 лет. Через 7 лет 302 человека из исходной выборки вновь были протестированы. Сравнение данных, полученных методом срезов и лонгитюдным методом, показало, что родившиеся ранее значительно лучше выполняют тест, чем рожденные позднее.

Кроме того, лонгитюд показал, что по некоторым тестам результативность практически не изменяется с возрастом, а по некоторым наблюдается небольшое, но значимое снижение.

Пространственные способности остаются неизменны­ми примерно до 60 лет, после чего наблюдается снижение продуктивности. Тест на логическое мышление лучше всего выполняют люди в возрасте от 35 до 45 лет, а после 45 начинается уменьшение средних показателей. Понимание слов улучшается до 55-60 лет, снижение наступает к 65-70 годам. Наконец, арифметический тест практически одинаково успешно выполняют испытуемые от 25 до 60 лет (с некоторым прогрессивным улучшением), после 60 лет наступает ухудшение.

Анализируя данные многочисленных исследований, ведущий американский специалист в области тестирования интеллекта, А.Анастази [30] приходит к выводу, что снижение интеллекта, связанное с возрастом, проявляется только после 60 лет, а до этого периода различия средних данных по разным возрастным группам объясняются различиями в уровне образования и культуры между поколениями. Результаты эмпирических исследований говорят о жесткой связи интеллектуальной продуктивности людей в 60-80 лет с их профессией: некоторые интеллектуальные функции с годами могут развиваться даже в преклонном возрасте. Однако все же с возрастом происходит снижение продуктивности основного показа­теля интеллекта, а именно "общего интеллекта", за счет замедления мыслительного процесса, связанного с умень­шением скорости обработки информации головным мозгом. Причем скоростные показатели интеллекта по многочисленным данным снижаются уже с 30 лет. Считается, что из парциальных способностей наиболее страдают мнемические процессы, связанные с активным восприятием и долгосрочным хранением информации, а способность к краткосрочному удержанию снижается с возрастом весьма незначительно. Снижается скорость приема кодирования и актуализации информации из кратковременной памяти.

Главной особенностью изменения интеллекта при старении является дифференциация психических функций. В молодом возрасте основные парциальные способности (пространственные, вербальные, арифметические и пр.) могут варьировать относительно независимо друг от друга. В пожилом возрасте проявляется дифференцировка функций на кристаллизованные и текучие (в смысле Р.Б.Кэттелла). Напомним, что по Р.Б.Кэттеллу кристалли­зованные функции зависят от тренировки, образования, приобщенности к культуре (логическое мышление, способность к счету, знания и пр.). Под "текучими" способностями Кэттелл понимал способности, позволяю­щие осуществлять гибкое и быстрое восприятие и обработку информации (скорость обработки информа­ции). Эти способности обусловлены генетически. На наш взгляд, "текучий интеллект" тождественен фактору "общей умственной энергии" по К.Спирмену.

Данные исследований возрастных изменений позна­вательных функций свидетельствуют о том, что кристал­лизованные функции мало зависят от процесса старения, их структура не изменяется, они могут тренироваться (способность заучивать стихи). Между тем скоростные способности ("текучий интеллект"), как правило, снижается значительно с возрастом, особенно после 60 лет.

Результаты В.Д.Освальда, полученные при исследо­вании стариков, страдающих деменцией (снижением интеллекта при органическом заболевании мозга) также свидетельствуют в пользу разведения этих двух видов интеллекта: кристаллизованные функции у дементных больных могут даже улучшиться при упражнениях, между тем как "текучий интеллект" резко снижается при старческой деменции.

Больные затрудняются в удержании новой информации, запоминании новой информации, с трудом распоряжаются содержанием памяти при воспроизведении материала, не успевают воспринимать, обрабатывать и отыскивать в памяти необходимую для принятия решения информацию (при телефонном разговоре, переходе через улицу, просмотре телепередачи и пр.) и так далее.

Можно сделать вывод, что общий интеллект в течении жизни претерпевает определенные изменения: развиваясь особенно интенсивно от 0 до 12 лет, достигая оптимума развития к 20-30 годам, его уровень несколько снижается и затем падает после 60 лет. Между тем как "кристаллизованный интеллект" либо снижается незначи­тельно, либо остается неизменным и может даже развиваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кочубей В.И. Анализ количественных признаков // Роль среды и наследственности в формировании индиви­дуальности человека. Под ред. Равич-Щербо И.В. М.: Педагогика, 1988. С. 14-52.

2. Проблемы генетической психофизиологии человека. М.: Наука, 1978.

3. Cattell R.B. The multiple abstrakt variance analysis eguations for nature-nurture research on continuans variablis // Psychal. Rev. 1957. Vol. 67. P. 356-372.

4. Eaves L.J. Computer simulation of sample size and experimental design in human psychologenetics // Psichol. ub. 1972. Vol. 77. P. 144-152.

5. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. Под ред. Равич-Щербо И.В. М.: Педагогика, 1988.

6. Newman H., Freeman F. Holzinger. ztwins: A Stady Heriditi and Enviroment. Chicago, 1937.

7. Loellin J.C., Nichals R.C. Meredit, Enviroment and Personality: A Study of 850 Twins. Austin, 1976.

8. Vandenberg S.G. The hereditary abilities study: Meredity coproments in a psychological test battery // American Jornal of Human Genetics, 1962. Vol.14.

9. Harn J.M., Lcehlin J.C., Williman L. Aspects of inheritance of intellectual bilitics // Behavior Genetics. 1982. Vol. 12. N 5.

10. Goodenough D.R., Gandini E., Olhin J., Pissamiglio L., Thayer D., Within N.A. A study of x-chomosome linhage with field dependence and spatical vizualizations // Behavior Genetics. 1977. N 7.

11. Forh F., Plomin R. Specifics. 1980. Vol. 10.

12. Nicols R.C. Twin studies of ability, personality and interests // Homo. 1978. Vol. 29.

13. Канонистова Н.С. Роль гено- и паратипических факторов в формировании отдельных сторон интеллекту­аль­ной деятельности: Автореферат кандидатской диссер­тации. М., 1978.

14. Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотип-средовых отношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. N 2. С. 106-108.

15. Royce J.R. The conceptual frameworn for a multivariate theory of individuality // Multivariate Analisis in Psychological Theory. L. 1973.

16. Fuller J.l., Thompson W.R. Foundations of Behavior Genetics. Saint Louits. 1978.

17. Plomin R. Developmental behavior genetics // Child development. 1983. Vol 54. P. 253-259.

18. Plomin R. De Fries J.C. Origins of individual differences in infancy. Orlando ets.: Academic Pr., 1985.

19. Plomin R. De Fries J.C., Loehlin J.G. Genetyceenviroment interaction and correlation in the analysis of human behavior // Psychological Bulleten. 1977. Vol. 84, N 2.

20. Plomin R. Development, genetics and psychology. L. 1986.

21. Zajons R. The decline and rise of scholastic aptitude.

22. Zajons R., Markcus H., Markcus G. The birth ander puzzle // J. of Personality and Soc. Psichology. 1979. 37(8). P. 1325-1341.

23. Runco M., Bahlenda M. Rizth arder and devergent thinhiny // J. of Genetic Psychology. 1987. 148(1). P. 119-125.

24. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопросы психологии. 1991. N 1. С. 135-142.

25. Piaget J. The moral judgement of the child. N.J. 1932.

26. Тадж Дж. Влияние коммуникации между сверстниками на их развитие // Вопросы психологии. 1991. N 1.

27. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1973.

28. Thyrstone L.L., Thyrstone T.G. Factorial studies of intelligence// Psychometric Monographs. 1941. N 2.

29. Пиаже Ж. Избранные труды. М., 1966.

30. Анастази А. Психологическое тестирование. Ч. 1. М.: Педагогика, 1982.

31. Anderson J.E. The prediction of ferminal intelligence from infantand preschcol tests // Thirtuninth Jearbook. National Society for the Study of Education. N.J. 1940.

32. Dopplet J.E., Wollace W.L. Standartization of the Wecksler Adult Intelligence Scale for older persons // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955, N 51.

33. Освальд В.Д. Ослабление когнитивных функций в пожилом возрасте при дементных процессах // Иностран­ная психология. 1993. N 2. С. 69-73.


Наши рекомендации