Методика «Поднимание руки на стимул»

Цель: Исследование произвольной деятельности, ее органи­зации, устойчивости; вербальной памяти; переключения.

Инструкция: «Когда я стукну 1 раз, ты быстро поднимешь руку, когда я стукну 2 раза - ты руку не поднимаешь».

Обработка данных: Неустойчивое запоминание инструк­ции, замедленное выполнение, инертность, персеверации, дефек­ты переключения. При ошибках возможна дисфункция лобных, задне-лобных, лобно-височных зон мозга. При грубых ошибках возможна незрелость стволовых структур мозга [47].

Копирование куба

Цель: Исследование произвольной деятельности.

Инструкция: Испытуемому предъявляется рисунок куба. Ребенку необходимо скопировать рисунок с учетом его трехмер­ных характеристик.

Обработка данных: Оценивается воспроизведение формы (квадратной), плоскостной или пространственный характер ри­сунка, адекватность соотношения частей рисунка и адекватность размеров по следующим параметрам:

1. Несмотря на несколько попыток (или при единственной попытке), не переданы ни общая форма предмета (квадрат), ни его объемные характеристики - 3 балла;

2. Передана форма (квадрат), однако рисунок «плоский», куб редуцирован до квадрата - 2,5 балла;

3. Передана форма, есть попытка(и) передать объем, но при этом нарушается соотношение частей куба (он «кособокий», или похож на кривоногий столик, или - на призму и т.п.) - 2 балла;

4. Передана форма, объем, в целом - соотношение частей, кроме деталей (типа заштриховки правой грани), рисунок «не­аккуратный» - 1,5 балла;

5. Рисунок соответствует образцу, кроме линейных разме­ров - 1 балл;

6. Рисунок соответствует образцу по всем параметрам, но на рисование затрачено более одной попытки - 0,5 балла;

7. Полностью соответствующий образцу рисунок сделан за одну попытку - О баллов.

При снижении произвольной деятельности, замене ее при­вычными действиями или хаотическими можно думать о слабо­сти или дисфункции коры лобных зон мозга.

Плоскостные рисунки говорят о несформированности про­странственного восприятия и представления. Такой дефект воз­можен при незрелости зоны ТРО левого и правого полушарий. Он говорит о несформированности интеллекта [47].

Методика «Перешифровка символов»

Цель: Исследование внимания, психомоторики, произволь­ной памяти и способности к обучению.

Инструкция: В верхней части специального бланка разме­щается ряд фигур с расположенными под ними графическими символами. Это образец. Ниже предлагается несколько рядов случайно подобранных фигур. Необходимо проставить соответ­ствующие образцу символы ниже представленных фигур. Зада­ние выполняется на время. Каждое правильно выполненное за­дание оценивается в 1 балл.

20

Обработка данных: Подсчитывается общий темп работы и количество правильно перешифрованных символов [4].

Методика «Рисунок человека»

Этот тест впервые был предложен Ф. Гуденаф для исследо­вания познавательных способностей. Впоследствии К. Маховер разработала систему критериев, позволяющую оценивать с по­мощью этого теста личностные особенности. С тех пор критерии оценки как познавательного, так и личностного развития много­кратно пересматривались и дорабатывались разными авторами, сам же тест до сих пор остается одним из наиболее часто исполь­зуемых диагностических методов.

Цель: Рисунок человека позволяет оценивать как когни­тивные особенности ребенка (восприятие, способы построения целостного зрительного образа, координацию глаз-рука, сформи-рованность общих представлений о строении человеческого тела и другие), так и особенности личностно-эмоциональной сферы.

Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй человека - всего, це­ликом. Постарайся нарисовать как можно лучше - так, как ты умеешь». Бывает, что ребенок отказывается выполнять задание, утверждая, что он не умеет рисовать. В этом случае надо ска­зать, чтобы он рисовал так, как умеет, даже если получится не очень хорошо; что вам интересны любые детские рисунки; что не очень хороший рисунок лучше, чем никакого.

Обработка данных: При оценке умственного развития опи­раются на следующие показатели: для 6-летнего возраста счита­ется нормальным наличие головы, глаз, носа, рта, туловища, рук и ног. К 7-летнему возрасту руки и ноги должны изображаться Двойными линиями; должны появляться также пальцы, шея, во­лосы, одежда. С 8-летнего возраста к этому добавляются уши. Начиная с 9 лет, должны иметься ступни и по 5 пальцев на руках.

За основные части тела (туловище, голова, руки, ноги) на­числяется по 2 балла и за дополнительные (уши, волосы, глаза, н°с, рот, пальцы, ступни) по 1 баллу [4].

Методика «Пиктограмма»

Методика «Пиктограмма» предложена А.Р. Лурией как ме­тод исследования мышления и памяти.

Цепь: Данная методика предназначена для выявления осо­бенностей опосредованного запоминания, специфики мысли­тельной деятельности и ассоциативных процессов. Она заклю­чается в предложении испытуемому ряда слов, которые нужно запомнить, а для облегчения запоминания к каждому слову на отдельном листе нарисовать такой рисунок, который позднее по­может вспомнить его. Качество рисунка не имеет никакого значе­ния. Слова и буквы писать запрещается.

Инструкция 1: «Я буду говорить слова и словосочетания, а тебе нужно нарисовать что-нибудь такое, что поможет вспом­нить каждое слово. Можно рисовать, как получается, лишь бы это помогло тебе вспомнить слово. Единственное, нельзя писать ни букв, ни цифр».

Если ребенок отказывается от выполнения, ссылаясь на то, что он не хочет или не любит рисовать, имеет смысл сказать, что это не трудно и нужно просто изобразить (как получится) то, что напомнит слово.

Предлагаемые слова: веселый праздник, страх, любовь, без­зубый старик, грусть, справедливость, темная ночь, вкусный ужин, богатство, строгая учительница, отличник, дружба, разви­тие, обман.

Инструкция 2: «Посмотри на свой рисунок. Для какого ело- ] ва он нарисован? Вспомни это слово».

Можно предложить записывать соответствующие слова] (словосочетания) под рисунком, а можно, указывая ребенку на! изображения, просить его называть слово.

Обработка данных: При оценке умственного развития ис-! пользовались следующие критерии:

Адекватность ассоциаций: этот показатель характеризует] степень соответствия смысла изображения смыслу слов, пред-] ложенных для запоминания.

Абстрактность - конкретность рисунков: абстрактный ри-1

сунок говорит о высоком уровне интеллектуального развития и характеризуется экономностью, отсутствием лишних деталей. Чрезмерная конкретность рисунка свидетельствует о конкретно­сти мышления.

Воспроизведение заданных слов. При воспроизведении слов ребенок должен произвести операцию, обратную по отношению к выполненной ранее операции обозначения. Общее количество правильно воспроизведенных слов отражает уровень опосредо­ванного запоминания - культурной формы памяти.

Можно ориентироваться на следующие приблизительные границы нормы для разных возрастов: 7 лет - 7-10 слов и сло­восочетаний; 8 лет - 8-10 слов и словосочетаний; 9-10 лет - 12 слов и словосочетаний.

В оценке результатов пиктограммы за стереотипию давался 1 балл, конкретность мышления - 1 балл, неточность смыслов -1 балл, инертность - 1 балл, адекватность образов 1 балл. Ито­го от 0 до 5 штрафных баллов [4].

Наши рекомендации