Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте.

Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений. По мнению Д.Б.Эльконина, ее роль приоритетна потому, что, во-первых, через нее осущест­вляются основные отношения ребенка с обществом; во-вторых, в них осуществляется формирование как основ­ных качеств личности ребенка школьного возраста, так и отдельных психических процессов. Объяснение возни­кающих в школьном возрасте основных новообразова­ний невозможно вне анализа процесса формирования учебной деятельности и ее уровня. Учебная деятельность — это деятельность непосредственно направленная на усвоение науки и культуры, накопленных человечеством. Эти предметы не даны как кубики, с которыми можно манипулировать. Все они абстрактны, теоретичны. Предметы науки и предметы культуры — это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. Как отмечал В.В.Давыдов, специфической потребностью и мотивом учебной дея­тельности человека являются теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Содержанием этой деятельности выступа­ют взаимосвязанные формы теоретического сознания людей (научного, художественного, нравственного, пра­вового).

Д.Б. Эльконин описал ряд специфических особенностей учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

1. Один из парадоксов учебной деятельности заключается в сле­дующем: будучи общественной по своему смыслу, содер­жанию и форме, она вместе с тем осуществляется сугубо индивидуально, а ее продукты есть продукты индивиду­ального усвоения.

В процессе учебной деятельности ребенок осваивает знания и умения, выработанные человечеством. Но ребе­нок их не изменяет. Что же тогда он делает? Оказывается, что предметом изменения в учебной деятельности являет­ся сам ее субъект. Конечно, субъект изменяется в любой другой деятельности, но нигде больше он не становится специальным предметом изменения. Именно субъект учебной деятельности ставит перед собой задачу изме­ниться посредством ее развернутого осуществления .

Итак, впервые ребенок сам для себя выступает как самоизменяющийся. Учебная деятельность есть такая деятельность, которая пово­рачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал». Процесс собственного изменения выделя­ется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности — это поворот человека на самого себя: стал ли он для самого себя изменяющимся субъектом каждый день, каждый час. Оценка собственных изменений, рефлексия на себя — собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учеб­ная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка — определенная форма оценки. Ш. Амонашвили организовал экспе­риментальное обучение без отметок. Обучение без отметок — не есть обучение без оценок. Оценка всегда есть и должна быть как можно более развернутой. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности.

2. Вторая особенность учебной деятельности—приобретение ребенком умения подчинять свою работу на различных за­нятиях массе обязательных для всех правил как обще­ственно выработанной системе. Подчинение правилам формирует у ребенка умение регулировать свое поведение и тем самым более высокие формы произвольного управле­ния им.

3. К моменту поступления ребенка в школу форми­рование учебной деятельности только начинается. Про­цесс и эффективность формирования учебной деятель­ности зависят от содержания усваиваемого материала, конкретной методики обучения и форм организации учебной работы школьников. Современная методика обучения в младших классах школы арифметике и рус­скому языку построена без учета необходимости форми­рования учебной деятельности. В силу этого формиро­вание учебной деятельности в значительной степени происходит стихийно. Как указывал Д.Б.Эльконин, формирование учебной деятельности должно быть включено в систему задач, осуществляемых в процессе обучения в началь­ных классах школы. Ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содер­жание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе, считал Д. Б. Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию.

Формирование такой познавательной мотивации чрезвычайно тесно связано с содержанием и способами обучения. При традицион­ных способах обучения формирования познавательной мотивации может и не быть. Превращение деятельности, которая еще не явля­ется учебной, в учебную в качестве одной из предпосылок имеет изменение мотива. К сожалению, в школе обычно работают метода­ми внешних побуждений, и, в качестве внешней побудительной силы выступает отметка — в школе возникает система принуждения. Дей­ствительная мотивация будет иметь место тогда, когда дети будут мчаться в школу, где им будет хорошо, приятно, содержательно, интересно. Для этого требуются коренные и радикальные изменения содержания обучения в школе. Это было осуществлено в 60-70-х годах в экспериментальных школах под руководством Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова .

Как указывал Д.Б.Эльконин, учебная деятельность имеет следующую структуру: 1) учебные задачи, 2) учебные действия, 3) действие конт­роля, 4) действие оценки. Эта деятельность связана, преж­де всего, с усвоением младшими школьниками теоретиче­ских знаний, то есть таких, в которых раскрываются ос­новные отношения изучаемого учебного предмета. При решении учебных задач дети овладевают общими способа­ми ориентации в таких отношениях. Учебные действия на­правлены на усвоение детьми именно данных способов .

Учебная задача – это то, что ученик должен освоить. Существенной характеристикой собственно-учебной задачи служит овладение содержательно (тео­ретически) обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-практических задач. Поставить перед школьником учебную задачу — это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных част­ных и конкретных вариантах условий.

Учебное действие – это изменение учебного материала (построение некоторого содержательного обобщения или соответствующего способа ориентации в объекте). По сути, это те действия, которые должен совершить ученик, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает. В.В.Давыдов перечислил основные учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют определенные операции:

- преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

- моделирование выделенного отношения в графи­ческой и знаковой форме;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом» виде;

- выделение и построение серии частных конкрет­но-практических задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи [6].

Важное место в общей структуре учебной деятельности занимают еще действия контроля (указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу) и действие оценки (определение того, достиг ли ученик результата), которые по­зволяют школьникам тщательно прослеживать правиль­ное выполнение только что указанных учебных действий, а затем выявить и оценить успешность решения всей учеб­ной задачи.

Л.И.Божович подробно исследовала роль учебной деятельности для развития психических процессов и личности младшего школьника. Она писала, что в младшем школьном возрасте ребенок впервые становится, как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребен­ка. Жизнь в организованном школой и учителем коллекти­ве приводит к развитию у ребенка сложных социальных чувств и к практическому овладению важнейшими норма­ми и правилами общественного поведения.

Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим лич­ность младшего школьника и постепенно перестраиваю­щим его познавательные процессы. Учебная деятельность школьников постепенно изменя­ет их отношение к действительности, ставит перед ними теоретические учебно-познавательные задачи, заставляет проникать за видимость вещей в их внутреннюю сущность. В этой деятельности развивается и совершенствуется от­влеченное логическое мышление ребенка и высшие формы его восприятия и памяти.

Однако, указывала Л.И.Божович, решающая роль школьного обучения в развитии психи­ки ребенка зависит как от содержания знаний, так и от способа их усвоения. Систематическое усвоение основ наук обогащает ре­бенка новыми знаниями, расширяет его кругозор, дает но­вое содержание его психической деятельности; в свою оче­редь это новое содержание изменяет характер умственных процессов, характер деятельности мозга. На протяжении школьного возраста изменяется не только то, о чем дума­ет и что запоминает ребенок, но и то, как он думает и как запоминает.

Огромное значение имеет и способ приобретения знаний. Обучение в школе предъявляет к ребенку новые требования. Во-первых, оно требует от ре­бенка сознательно поставленной специальной цели — учиться. Во-вторых, оно требует умения подчинить свои умственные процессы этой цели. Ребенок-школьник не мо­жет запоминать лишь то, что ему само запоминается на уроке. Он должен уметь активно запоминать, заучивать требуемое. Он не может быть внимателен только к тем предметам, которые ему непосредственно интересны, ко­торые сами привлекают его внимание. Он должен быть внимателен ко всему, что говорится или делается на уроке.

Те же требования школьное обучение предъявляет и ко всем другим психическим процессам: к восприятию, мыш­лению, речи и пр. Иначе говоря, в школьном возрасте впервые появляется усвоение знаний как особая, специфи­ческая деятельность, как учение в тесном смысле слова. Выделяясь из игровой и практической деятельности ребен­ка, учение начинает строиться в школе в форме особой, учебно-познавательной деятельности. В связи с этим и психические процессы в младшем школьном возрасте на­чинают постепенно менять свой характер: запоминание и запечатление превращаются в деятельность заучивания; восприятие — в деятельность целенаправленного и орга­низованного наблюдения; мышление приобретает форму связного логического рассуждения .

Наши рекомендации