Понятие «курсовая работа», виды курсовых работ

По написанию курсовых работ

ВВЕДЕНИЕ

Обучение в вузе предполагает выполнение студентами научно-исследовательской работы (НИРС). Как правило, НИРС входит в блок самостоятельной учебной работы и может иметь различные формы: работа в научных кружках и проблемных группах при кафедрах, участие в работе семинаров и круглых столов, выступление с сообщениями и докладами на научно-практических конференциях и др..Учебным планом предусмотрены и обязательные (выполняемые в письменном/рукописном виде на оценку) формы научно-исследовательской работы студентов, а именно: реферат, курсовая работа и выпускная квалификационная (дипломная/бакалаврская) работа (далее – ВКР).

Цель настоящих методических рекомендаций – помочь вам, уважаемые студенты, в подготовке, написании и оформлении различных научно-исследовательских работ. Как бы ни сложилась в дальнейшем ваша судьба и профессиональная карьера, в будущем от вас потребуется, как минимум, уметь обнаруживать и точно формулировать проблемы, грамотно их решать и внятно излагать свои выводы (например, в аналитических записках или отчетах, которые вас заставит писать ваше начальство). Научиться этому можно, добросовестно выполняя рефераты и курсовые работы по различным дисциплинам.

Практика, однако, показывает, что студенты, впервые приступая к написанию курсовой работы (как правило, на втором курсе), сталкиваются с серьезными трудностями – как по их содержанию, так и по оформлению. Именно поэтому эти рекомендации в первую очереди адресованы студентам младших курсов и включают всю наиболее важную информацию и подробные пошаговые инструкции и советы.

ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

Курсовая работа выполняется, как правило, в течение одного семестра; для подготовки ВКР студенту предоставляется более длительный промежуток времени.

При выполнении как курсовой, так и выпускной квалификационной работы рекомендуется придерживаться определенной последовательности действий (алгоритма).

В самом общем виде процесс выполнения курсовой или выпускной квалификационной работы делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Содержание работы на каждом этапе представлено более подробно ниже, при этом некоторые элементы заключительного этапа являются обязательными только для выпускной квалификационной работы и не относятся к курсовой работе (отмечены знаком «*»).

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Подготовительный этап

Выбор темы исследования

Обычно темы курсовых и выпускных квалификационных работ предлагаются в списочном виде на кафедре, на которой проводится исследование студента, однако студент может самостоятельно сформулировать и представить тему своего будущего исследования в соответствии со своими научными интересами, предварительно обсудив её с научным руководителем.

При выборе темы следует руководствоваться некоторыми правилами:

· Тема должна быть по возможности интересной лично для вас. Работа над абсолютно неинтересной темой превращается в подневольный труд и в результате не приносит никакой пользы.

· Тема курсовой работы, и тем более – выпускной квалификационной работы не может носить описательного характера, в формулировке темы должна быть заложена исследовательская проблема.

· По данной теме должно быть написано достаточное количество книг и статей. Поэтому лучше всего вначале взять несколько понравившихся тем, а затем, ознакомившись с библиотечными каталогами или информацией из Интернета, окончательно выбрать одну из них.

· Имеющаяся по данной теме литература должна быть достаточно понятной для вас, то есть она должна быть написана не слишком сложным языком. Впрочем, здесь все зависит от ваших интеллектуальных усилий, а научиться читать серьезные научные тексты можно только одним путем – вновь и вновь беря в руки неподдающуюся книгу. И тогда в какой-то момент неожиданно для себя вы поймете, что читаете ее легко и понимаете абсолютно все.

· Поставленная задача должна быть для вас посильной. Формулируя тему, вы тем самым делаете заявку на определенный результат. Если вам не удастся наполнить содержание нужной «начинкой», ваша работа окажется совершенно напрасной.

Таким образом, при написании курсовой работы важно избегать как слишком широких, так и чересчур узких тем. В первом случае вы берете на себя непосильную задачу, рискуя не уложиться в положенные сроки и стандартные объемы текста, а во втором – вам, скорее всего, не удастся найти нужного количества источников (в списке литературы их должно быть не менее 20). Однако более узкая формулировка темы все же предпочтительнее широкой, потому что качество содержания курсовой работы ценится значительно выше, чем количество заполненных текстом страниц.

Подготовка чернового варианта введения

Существует мнение, что введение, как и заключение, пишутся на основе уже готовой курсовой или дипломной работы. Можно согласиться с этим лишь отчасти. Действительно, заключение можно написать лишь после полностью завершенного и осмысленного исследования. Что же касается введения, то его первый вариант, в схематичной форме, полезно написать в самом начале исследования. Это обусловлено требованиями к самому содержанию введения, поскольку основные положения этой части рукописи, а именно: предмет и объект исследования, цель работы и исследовательские задачи, актуальность исследования – должны быть осознаны и сформулированы студентом в самом начале работы, уже на этапе выбора темы курсовой работы.

Актуальность, как правило, бывает обусловлена следующими факторами: интересом современного языкознания, литературоведения, методики к осмыслению теоретических аспектов проблемы, неразработанностью темы, необходимостью новых подходов к анализу известного материала.

Цель исследования, проводимого студентом, а также его предмет и объект отражаются в теме курсовой работы.

Целью работы является исследование проблем, определяемых выбранной темой, а также направлений и методов их решения, это то, что мы хотим получить при проведении исследования, тот конечный результат, который должен быть достигнут по окончании работы. Цель работы необходимо сформулировать кратко и конкретно. Она должна вытекать из обоснования актуальности темы.

Задачи исследования – это те конкретные действия, которые ведут к достижению цели научного исследования. Задачи обычно даются в форме перечисления (изучить..., описать…, установить…, выявить…, определить… вывести формулу, разработать методику и т.п.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав будущей научной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав и параграфов рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования (верно и обратное: заявленные задачи должны в полной мере найти отражение в оглавлении работы).

Важный этап работы – определение объекта и предмета исследования. Как категории научного процесса объект и предмет исследования соотносятся между собой как целое и часть, общее и частное. Однако существует несколько подходов к их определению.

Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Иными словами, объект – это то, что подвергается изучению, исследованию, тогда как предмет – это та проблемная ситуация, которую пытается разрешить исследователь, изучая объект и его свойства, характеристики и пр. Именно предмет исследования (т.е. проблемная ситуация, порождаемая объектом) определяет тему исследования, и далее - его цель.

Встречается еще одна, несколько упрощенная по сравнению с первой, трактовка: объект - это то, что изучается в работе, а предмет подразумевает направление, в котором происходит изучение объекта. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание студента-исследователя.

Еще один подход к определениюобъекта и предмета исследования (особенно в педагогической и психологической науках) предполагает объект определять через испытуемых, а предмет – через то, что у них (испытуемых) изучается.

Таким образом, при любом подходе предмет — это то, что находится в границах объекта.

Подчеркнем: необходимо не откладывая обсудить все эти исходные положения будущего исследования с научным руководителем, чтобы работа с самого начала пошла в нужном направлении. На завершающем этапе во введение добавляются такие пункты, как научная новизна и практическая значимость, описываются методы исследования и его теоретическая база (об этом подробнее см. в соответствующем разделе).

Поиск информации и составление библиографического списка.

Начальный этап работы над курсовым исследованием предполагает изучение справочной литературы – энциклопедий, словарей, справочников по определённой тематике, где содержатся данные об объекте исследования и о необходимых исследователю документах/источниках. Параллельно с изучением справочных изданий необходимо приступить к работе с систематическими и предметными каталогами научных библиотек (кстати, многие библиотеки имеют сегодня электронный каталог своих фондов) и библиографическими изданиями (указателями, списками, обзорами). Идеальный вариант для начального этапа работы – консультация с библиографом или работниками информационных центров (такую консультацию от библиографов ведущих российских библиотек можно также получить через интернет).

При сборе информации важно иметь в виду, что для гуманитарных наук предпочтительнее использовать только новейшую учебную или монографическую литературу (за последние 5-10 лет). Также необходимо учитывать:

- строгое соответствие теме;

- основные термины рассматриваемой проблемы, их определения;

- развитие рассматриваемой проблемы в историческом аспекте;

- рассмотрение данной проблемы разными авторами (желательно с противоположных позиций).

Как итог поисковой библиографической деятельности и работы исследователя со справочной литературой создаётся библиографический список – описание документов по теме научной работы. Библиографический список – это не просто обязательный и на первый взгляд формальный элемент письменной научной работы, он необходим для быстрого поиска документов в процессе работы над рукописью. Информация, на первый взгляд кажущаяся нерелевантной, может пригодиться позже, и к ней можно быстро вернуться, если такое описание составлено грамотно.

Поэтому советуем взять за правило сохранять в том или ином виде сведения о любых просмотренных на начальном этапе источниках и документах, так или иначе имеющих отношение к теме вашего исследования. Это особенно полезно, если нужный вам документ или книга достаточно редкие и у вас нет постоянного доступа к ним. Это также касается и информации, почерпнутой их интернета: необходимо сохранять адреса просмотренных веб-сайтов и страниц – не только для того, чтобы можно было позже вернуться к ним, но и для их правильного библиографического описания.

Для быстрого поиска просмотренных ранее страниц в интернете можно пользоваться инструментами вашего компьютера (например, «Закладки»). Сохранение страницы на компьютере/флэш-карте позволяет не только быстро вернуться к ней в случае необходимости в режиме off-line, но и фиксирует дату вашего обращения к этой странице (эту дату будет необходимо указывать в библиографическом описании этого источника, наряду с его интернет-адресом).

Для упрощения работы с библиографическим материалом ведущими библиографами рекомендуется ведение списка документов следующими методами:

- составление библиографических карточек

На такую карточку обычно заносятся выходные данные источника, которые затем вносятся, по необходимости, в библиографический список курсовой работы. При составлении таких карточек рекомендуется придерживаться полного варианта отражения данных источника, с точным указанием выходных данных и количества страниц (например, как на библиографической карточке в библиотеке)[2]. Также можно на библиографической карточке отражать основные идеи книги (статьи), её план, аннотацию. Размещать библиографические карточки лучше по алфавиту или по тематическим группам; также возможно проводить распределение карточек в месте их хранения согласно этапам работы с ними: например, «Заказать», «Заказано», «Найти», «Ксерографировать», «Просмотрено» и т.д.

- ведение библиографического списка в тетради

Другой способ составления библиографического списка – ведение его в тетради. Такой список более компактен и удобен, т.к. он всегда находится у вас под рукой. Но его невозможно перегруппировать, в отличие от картотеки. Этот недостаток частично устраняется, если вместо тетради использовать листы писчей бумаги, причём заполнять их только с одной стороны.

На современном этапе развития технических средств очень удобным средством для составления библиографического списка является компьютер. При использовании компьютера идея картотеки не претерпевает существенных изменений. Вместе с интернет-адресами полезно давать собственные краткие описания этих источников.

Главная цель и критерий правильности составления библиографического списка следующий: любой документ должен быть легко найден с помощью этого списка даже спустя достаточно длительный срок после написания реферата / курсовой / выпускной квалификационной работы.

Работа с источниками и литературой

Изучение источников и литературы, необходимых для написания курсовой работы, предполагает несколько этапов работы:

- предварительный просмотр,

- чтение,

- запись прочитанного.

Предварительный просмотр

Предварительный просмотр опубликованного документа предполагает знакомство с оглавлением, введением (предисловием), аннотацией, если она есть. Этап предварительного просмотра позволяет определить, необходимо ли будет использовать данный документ при работе над темой курсового исследования, следует ли его подробнее изучать.

Чтение

Этап чтения источника включает в себя две разновидности данного вида деятельности: ознакомительное и углублённое чтение.

Во время ознакомительного чтения исследователь определяет, какие сведения, необходимые для курсового исследования, содержатся в документе. Ознакомительное чтение обычно происходит в начале работы, когда необходимо отобрать литературу по теме, составить план курсовой работы. Ознакомительное чтение уместно сопровождать составлением плана документа и выписок из него.

В процессе углубленного чтения исследователь подробно анализирует основные положения работы, систему доказательств, выводов. Углубленное чтение предполагает конспектирование и реферирование основных положений изучаемого источника.

Записи прочитанного

При выполнении курсовой работы следует организовать работу таким образом, чтобы в дальнейшем можно было бы восстановить проработанный материал источников.

Записи прочитанного делятся на систематизированные и несистематизированные.

Существует несколько видов систематизированных записей, ких числу относятся планы, конспекты, рефераты, аннотации.

К несистематизированным записям относятся выписки.

План - это краткая систематизированная запись текста, отражающая структуру документа. План обычно составляется на этапе ознакомительном чтении, тогда, когда еще точно не известно, какие разделы данного источника пригодятся в дальнейшем.

Конспект - это систематизированная запись текста, отражающая структуру документа и его содержание. При подготовке курсовой конспект является наиболее распространённой формой систематизированных записей прочитанного.

Конспекты бывают краткими или развернутыми. В кратком конспекте фиксируются основные положения (тезисы) работы, в развернутом, помимо тезисов, даётся подробное изложение работы или ее отдельных частей.

Конспект предполагает краткую сжатую запись самого необходимого из прочитанного произведения своими словами. В основе конспекта должен лежать план изучаемого произведения. Поэтому наиболее целесообразно прежде всего составить план, а затем, раскрывая пункты плана, вести записи. Наиболее важные и наиболее трудные для понимания части текста лучше цитировать. Т.к. цитаты, содержащиеся в конспекте, могут быть в дальнейшем перенесены в текст, их следует тщательно сверять с оригиналом и указывать номер страницы источника, откуда приводится данная цитата.

Реферат - это максимально сжатое изложение содержания документа или его части.

Реферат должен быть составлен так, чтобы, ознакомившись с ним, можно было бы получить чёткое и ясное представление о содержании реферируемого материала, т.к. сам реферат призван заменить первоисточник.

Процесс реферирования заключается в лаконичном изложении основных положений текста-первоисточника в систематизированном и обобщённом виде.

По охвату источников рефераты подразделяются на следующие типы:

- монографические (по одному источнику);

- сводные (по нескольким источникам);

- обзорные (характеристика источников (газет, журналов, сборников статей) по различным темам).

По характеру изложения материала рефераты бывают двух типов:

- реферат-конспект / информативный реферат, в котором отражаются все основные положения, доказательства и выводы первоисточника, но который отличается от обычного конспекта наличием в нём обобщений и оценочного момента со стороны автора реферата;

- реферат-резюме / индикативный реферат, в котором отражаются только основные аспекты реферируемого материалаи выводы по ним без изложения доказательств и упоминания второстепенных фактов и деталей (например, исторических экскурсов и отступлений, имен собственных и т.д.); в таком реферате однородные факты группируются в обобщения, цифровые данные систематизируются, что отражается в новом варианте композиции текста и в предельном лаконизме и простоте языковых средств.

Объём стандартного реферата - не более 15 страниц.

Выписки - это краткие записи отдельных фрагментов текстов, цифр, дат и других фактов. Для выписок удобно завести блокнот или отдельную тетрадь небольшого формата и держать их всегда под рукой.

Требования к изложению материала и структуре рукописи научной работы. Составление плана

При всем многообразии научных работ общая структура практически любой из них включает три обязательные части:

- вводную, в которой мотивируется обращение к данной теме (проблеме), формулируются цели и задачи работы, приводятся сведения, необходимые для понимания основного содержания и т. п.;

- основную, посвященную собственно раскрытию темы;

- заключительную, где дается обобщение изложенного материала, подчеркивается значение проделанной работы, формулируются выводы и т. п.

Такое построение содержания диктуется требованием четкости и логичности изложения. В некоторых научных работах, таких, как доклад, статья, эти части выделяются только по смыслу, хотя обязательно присутствуют. В реферате, курсовой или дипломной работе такая структура имеет и формальное выражение в виде рубрик - отдельных частей текста, имеющих заголовок.

Вводная часть обычно называется введением, а заключительная - заключением. Каждая из них представляет собой единую рубрику, имеющую соответствующий заголовок.

Основная часть подразделяется на более мелкие рубрики - главы, которые в свою очередь делятся на параграфы и подпараграфы. В параграфе (подпараграфе) должна прослеживаться его главная идея. Желательно, чтобы она была сформулирована в виде тезиса - краткого положения, которое подлежит раскрытию. Основное содержание параграфа должно быть непосредственно связано с аргументацией, которая представляет собой доказательство, подтверждение, развертывание, обоснование тезиса.

Самой мелкой единицей рубрикации текста является абзац, который выделяется пробелом в начале первой строки (абзацным отступом). Абзац состоит, как правило, из нескольких предложений, связанных смысловым единством.

Такая сложная, как говорят, «иерархическая», структура текста значительно облегчает его восприятие. Читающему не приходится самому выделять смысловые части, их соотношение, выявлять логику изложения; заголовки дают первоначальное представление об общем содержании каждой выделенной рубрики. Все это позволяет сразу сосредоточить внимание на содержательной стороне работы, на ее проблематике.

Очевидно, что план необходим не только тому, кто будет читать студенческую научную вашу работу, но и самому студенту. Наличие плана с самого начала работы позволяет обеспечить четкость и последовательность в изложении материала, поможет избежать пробелов и повторений, научно организовать самостоятельный труд и в определенной степени сэкономить так необходимое для студента время.

Первый признак неправильного составления плана – наличие в нем вопроса, идентичного названию темы курсовой работы. Каждый отдельный вопрос плана должен быть посвящен анализу только какой-то части (стороны) исследуемого явления. Но при этом следует помнить, что излишняя детализация плана путем включения в него множества «мелких» вопросов нецелесообразна.

Требования к стилю.

Студенты младших курсов в рефератах и иных научных работах зачастую смешивают научный и научно-популярный стили изложения (жанры). Если хотите, чтобы ваш реферат или курсовая работа действительно могли считаться научной работой, необходимо следовать требованиям, предъявляемым к научным текстам и активно применять клише научной речи. Требования к форме изложения научной информации в высшей степени разумны, хотя с первого взгляда могут показаться ненужной формальностью.

Основные требования, предъявляемые к научным текстам - приоритет научной информации и высокая степень её определенности. Определенность достигается употреблением научных понятий, обладающих однозначностью. Значение понятий должно быть ясно всем специалистам, работающим в данной области. Если употребляются неологизмы, то их значение должно быть оговорено. В случае применения широко используемых терминов в новом значении, дополнительные смыслы должны быть оговорены. Метафоры и символы, образные выражения, характерные для художественного текста, в научной речи не используются из-за многозначности.

Научный текст высокого уровня организованности и выразительности характеризуется объективностью, направленностью исключительно на научную информацию, отсутствием каких-либо немотивированных "внешних" отсылок, кроме отсылок к научным же работам. Нельзя писать в научной работе <я считаю, что…> или <эта тема мне понравилась потому, что…>. Необходимо употреблять принятые в таких случаях клише научной речи: <В пользу данной точки зрения свидетельствуют следующие факты:> или <Тема представляет интерес в связи с тем, что…>. Иными словами, в научной работе не следует употреблять глаголы, отражающие точку зрения автора, в личной форме, как в бытовом языке. Организованность и выразительность научного текста направляют внимание читателя на проблемы, противоречия и конфликты, зависимости и отношения, которые содержатся внутри самой научной информации, заключенной в данном тексте.

Язык человека полисемичен (многозначен) по своей природе. В научном языке возможная полисемия должна быть сведена к минимуму. В случае неопределенности контекста читатель черпает из полученной информации то значение, которое в данный момент для него наиболее актуально.

В научном тексте кроме слов, относящихся непосредственно к предмету данного сообщения, имеются также знаки, которые выполняют организующую функцию. Они обеспечивают внутреннюю связность научного текста, соотнося данный текст со всей традиционной системой научных текстов. Таковы, например, названия подструктур научного текста. Их следует выделять особым шрифтом или подчеркивать по ходу изложения материала.

Отступления от основного содержания должны быть всякий раз оговорены или выделены иным способом (напр., сносками). Второстепенная информация дается мелким шрифтом, выносится в приложение и т.п. Переход от одной подструктуры к другой должен быть упорядочен логически и выражен посредством связующих предложений. Внутри каждой подструктуры должно просматриваться общее направление подачи материала от частного к общему. Рассуждения общего характера могут предшествовать конкретной информации в том случае, если ставится проблема. Например, в повествовательном тексте, описывающем ход эксперимента и полученные результаты, единичные, ограниченные, конкретные рассуждения должны предшествовать рассуждениям общего, абстрактного характера, но не наоборот. Нельзя заканчивать главу или раздел примером, необходим анализ и обобщение.

Обобщим требования, которые должны соблюдаться при изложении научного материала, независимо от того, пишете ли вы реферат, курсовую или другую работу:

конкретность, подразумевающая, что из всего многообразия приобретенных в ходе научной работы знаний, сведений, данных будут отобраны только те, которые необходимы для раскрытия вашей темы или решения вашей проблемы;

четкость, которая достигается выделением в тексте отдельных частей, характеризующихся смысловой связностью и цельностью;

логичность, предусматривающая определенную, заранее принятую последовательность этих частей;

аргументированность (т.е. доказательность), когда каждая высказываемая мысль подкрепляется убедительными доводами (почему это так, а не иначе) или подтверждается авторитетными мнениями других ученых;

точностьформулировок, которая позволит избежать неоднозначного толкования ваших высказываний.

ОСНОВНОЙ ЭТАП. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение

Введение-очень ответственная часть научной работы, поскольку оно не только ориентирует читателя в дальнейшем раскрытии темы, но и содержит все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Основное назначение введения состоит в том, чтобы дать краткую характеристику курсовой работы. Начать следует скраткого же обоснования исследуемой проблемы, т.е. с актуальности выбранной темы. Актуальность - обязательное требование к любой научной работе. То, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Актуальными признаются темы, недостаточно разработанные теоретически и практически, посвященные важным лингвистическим или методологическим проблемам. Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1 страницы машинописного текста показать главные факторы актуальности темы.

Чтобы сообщить читателю вашей научной работы о степени изученности / о состоянии разработки выбранной темы в научной литературе, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор не обязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ предшественников следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем излагать все, что стало известно исследователю из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме научной работы, должны быть названы и критически оценены.

Иногда автор работы, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако это позднее не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

От формулировки научной проблемы и доказательства того, что та часть этой проблемы, которая является темой данной работы, еще не получила своей разработки и освещения в специальной литературе, логично перейти к формулировке цели предпринимаемого исследования, а также указать на конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью (помните? – цель и конкретные задачи исследования вы сформулировали еще на предварительном этапе работы и отразили задачи в плане).

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования (об этом вы также подумали на предварительном этапе и обсудили эти положения с научным руководителем).

Еще одним обязательным элементом введения курсовой/дипломной работы является указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

Во введении следует также указать, в чем заключается научная новизна исследования, и это является довольно сложным вопросом. Как известно, получение нового для общества знания является целью проведения любого научного исследования, и в случае, например, кандидатской диссертации требование получения нового знания для общества является обязательным. Однако когда речь идет о курсовой или дипломной работе, это требование не является столь категоричным. Конечно, студент должен постараться дать в работе новый подход к теме или к ее исследованию, решению. Но для студенческих научных работ новизна результатов может иметь субъективный характер и определяться не по отношению к обществу, а по отношению к исследователю (т.е. к студенту). В этом случае проведенная работа может представлять собой моделирование известных в науке (обществе) решений. Например, уже разработанная типология переводческих ошибок вновь моделируется на примере переводов тех или иных текстов.

Необходимо также определить возможную практическую направленность / значимость работы, т.е. сферу применения полученных результатов исследования.

В конце введения нужно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень и краткую характеристику ее структурных элементов.

Объем введения – 2-3 страницы текста.

Основная часть.

Основная часть курсовой работы может состоять из 2-3 глав, которые нужно, в свою очередь, разделить на параграфы. Заголовки глав и параграфов должны быть лаконичными и соответствовать их содержанию, при этом название главы не должно дублировать название темы курсовой работы, а название параграфа не должно повторять названия главы. Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Каждая глава должна заканчиваться краткими выводами, изложенными в нескольких предложениях.

Теоретическая глававыполняется на основе изучения имеющейся отечественной и зарубежной научной и специальной лингвистической литературы по исследуемой проблеме. В данном разделе должны быть раскрыты с научно-теоретической точки зрения определения соответствующих понятий, их лингвистическое содержание и роль в развитии проблем языкознания. Основное внимание в главе должно быть уделено реферативному аналитическому обзору существующих точек зрения по предмету исследования и обоснованной аргументации собственной позиции и взглядов автора работы на решение проблемы.

Теоретические положения, сформулированные в главе, должны стать исходной научной базой для выполнения второй, практической главы работы.

В отличие от реферата, в курсовой работе обязательно должна быть такая практическая глава, описывающая конкретное авторское эмпирическое исследование, его методику и технику. Под эмпирическим исследованием в курсовой работе обычно понимают небольшое самостоятельное задание, которое вы выполняете, а затем описываете в курсовой работе.Методика практического исследования зависит от дисциплины, по которой пишется работа. Специальные методические рекомендации и указания студенту предоставляются кафедрой и научным руководителем.

Для практической части необходимо самостоятельно собрать эмпирический материал. Как правило, материал для лингвистических/филологических исследований собирается методом сплошной выборкииз словарей (моноязычных или двуязычных), произведений художественной литературы или текстов других стилей и жанров. Студенты, выполняющие работы по теории и практике перевода, используют параллельные тексты на двух языках (для сравнительного анализа их лексических и грамматических особенностей, т.н. «критики перевода») либо тексты на русском / иностранном языках, не имеющие перевода – для их самостоятельного предпереводческого и транслатологического анализа. В исследованиях психолингвистической направленности необходимо провести психолингвистический эксперимент либо воспользоваться уже имеющимся в открытом доступе экспериментальным материалом (например, ассоциативными словарями). В работах по теории и методике преподавания иностранных языков (ИЯ) материалом для анализа могут служить учебно-методические комплексы (УМК), а также данные самостоятельно проведенного эксперимента (констатирующего / формирующего) или его проекта.

Отобранный эмпирический материал должен быть проанализирован с помощью соответствующих методов и методик.

Практическая глава должна включать в себя следующие вопросы:

- характеристика объекта исследования в контексте лингвистических исследований;

- выбор и обоснование методов исследования;

- описание самостоятельно проведенного эксперимента или его проекта;

- количественная характеристика используемого в работе экспериментального /эмпирического материала (объем выборки должен быть репрезентативным, т.е. не ограничиваться лишь несколькими примерами, и уж ни в коем случае только примерами, почерпнутыми из других готовых исследований);

- анализ собранной информации; обобщение полученных результатов и обоснование выводов.

В курсовой работе практическая часть не обязательно должна носить обширный характер, но вместе с тем должна быть такой, чтобы студент мог освоить практические, эмпирические, статистические, математические, диагностические и т.п. методы конкретной науки.

Примерный объем практической главы в курсовой работе – 10-15 страниц.

Заключение

В заключительной части следует очень кратко повт

Наши рекомендации