Экспериментальная часть работы

Вторая глава содержит описание программы самостоятельного экспериментального исследования и состоит из 2 параграфов.

В этом разделе должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования, описаны все результаты.

В части, посвященной описанию экспериментального исследования, необходимо указать суть эксперимента, оценить точность и достоверность полученных данных, сопоставить их с теоретическими данными. Ответственность за полноту и достоверность данных, содержащихся в работе, и за соответствие ее требованиям данных методических рекомендаций несет исполнитель.

Планом исследования предусматривается:

1. Подбор методического материала (конкретные психологические методики с данными о их валидности, надежности и объективности).

Основными методами научного исследования являются: общенаучные и психологические методы. Выбор методов исследования обусловлен особенностями объекта и предмета исследования и поставленными целями. В рамках выпускной квалификационной работы чаще всего проводят психодиагностическое обследование с использованием небольшого набора методик. Количество методик, входящих в комплекс, зависит от цели и задач работы. На этапе планирования комплекс методик необходимо согласовать с научным руководителем.

При выборе методик следует учитывать возможности и ограничения каждой входящей в набор методики, прежде всего по точности и надежности фиксации выраженности исследуемых качеств. При этом следует учитывать, что для изучения какого-либо психического явления и углубления его понимания необходимо, чтобы в получаемых данных оно было представлено объемно: в качественных и количественных характеристиках, в сопоставлении актуального статуса и общих тенденций изменения и развития, в сочетании данных самонаблюдения, субъективных оценок и объективных данных, получаемых методами анализа продуктов деятельности, аппаратурной регистрации и т.д.

Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

При составлении набора методик целесообразно руководствоваться принципом дополнительности. Друг друга должны дополнять данные качественного и количественного характера, субъективные и объективные показатели.

Более надежные выводы получаются, когда научные факты, полученные по одному методу, могут быть подтверждены данными, полученными по другим.

Перечисление методик должно сопровождаться кратким описанием цели их применения, т.е. для получения каких именно характеристик и свойств они использовались в исследовании работе.

2. Подбор выборки, на которой будет проводиться экспериментальное исследование.

Необходимо дать полное описание выборки испытуемых, участвующих в эксперименте: пол, возраст, класс (группа), школа (др. учреждение), другие характеристики (условия обучения и воспитания, наличие экспериментальных программ и специального режима и др.); а также обоснование надежности выборки.

3. Описание условий и процедуры эксперимента.

4. Перечислить и дать краткое описание методов математико-статистической обработки данных, полученных в экспериментальном исследовании.

Для определения способов математико-статистической обработки необходимо оценить тип решаемой задачи и характер распределения эмпирических данных. Чаще всего в процессе экспериментального исследования в рамках работы решаются такие типы задач.

Задача 1. Дать сжатую информативную характеристику психологических особенностей какой-либо выборки.

Задача 2. Выполнить группировку и классификацию объектов.

Для решения таких задач применяют вычисление мер центральной тенденции распределения (среднего арифметического значения выборки, моды, медианы) и стандартного отклонения (δ), графическое представление данных.

Задача 3. Сравнить между собой две или больше выборок (установить сходство или различие):

а) для оценки динамики изменения какого-либо признака: например, эффективности психокоррекционной, консультативной, терапевтической и др. работы;

б) для оценки значимости различий в уровне развития какого-либо признака между разными группами;

в) для оценки степени согласованности изменений двух и более признаков (корреляционный анализ).

При выборе метода статистической обработки эмпирического материала можно воспользоваться таблицей, приведенной в Приложении Д.

Оценка полученных в эксперименте результатов производится также на основании определенных критериев, которые позволяют выполнить качественный анализ экспериментальных данных.

5. Исследование проводится в соответствии с намеченным планом и заключается в сборе и фиксации фактического материала, позволяющего подтвердить рабочую гипотезу и сделать предварительные выводы об изучаемом явлении.

Описание результатов исследования необходимо иллюстрировать графиками, таблицами, диаграммами. Полные копии протоколов эксперимента представляются научному руководителю на этапе сдачи чернового варианта работы, а исходные данные должны быть представлены в работе в виде сводных таблиц. Если таблицы громоздкие, то их лучше дать в приложении. В Приложении можно поместить и несколько наиболее интересных или типичных протоколов или их копии, выдержки из протоколов, рисунки испытуемых и т.д. Расчетные таблицы, как правило, в тексте второй главы не приводятся, а помещаются в Приложении. В тексте используются обобщенные данные из расчетных таблиц: они служат аргументами при интерпретации результатов экспериментального исследования и формулировании выводов.

Наши рекомендации