Параметрические критерии различия

Критерии носят название «параметрические», потому, что в формулу их расчета включаются такие параметры выборки, как среднее, дисперсия и др. Как правило, в психологических исследованиях чаще всего применяются два параметрических критерия – это t - критерий Стьюдента, который оценивает различия средних для двух выборок и F - критерий Фишера, оценивающий различия между двумя дисперсиями.

Т - Критерий Стьюдента

Критерий t Стьюдента направлен на оценку различий величин средних Параметрические критерии различия - student2.ru и Параметрические критерии различия - student2.ru двух выборок X и Y, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств критерия является широта его применения. Он может быть использован для сопоставления средних у связных и несвязных выборок, причем выборки могут быть не равны по величине.

Случай несвязных выборок

В общем случае формула для расчета по t - критерию Стьюдента такова:

t Параметрические критерии различия - student2.ru = Параметрические критерии различия - student2.ru

где Параметрические критерии различия - student2.ru

Рассмотрим сначала равночисленные выборки. В этом случае n1 = n2 = n,тогда выражение (9.2) будет вычисляться следую­щим образом:

Параметрические критерии различия - student2.ru

В случае неравночисленных выборок n1 Параметрические критерии различия - student2.ru n2 , выражение будет вычисляться следующим образом:

Параметрические критерии различия - student2.ru
Sd =

В обоих случаях подсчет числа степеней свободы осуществля­ется по формуле:

к = (n1 - 1) + (n2 - 1) = n1 + n2 - 2

где n1 и n2 соответственно величины первой и второй выборки.

Понятно, что при численном равенстве выборок k = 2 Параметрические критерии различия - student2.ru n - 2.

Рассмотрим пример использования t - критерия Стьюдента для несвязных и неравных по численности выборок.

Пример: Психолог измерял время сложной сенсомоторной реакции выбора

(в мс) в контрольной и эк­спериментальной группах. В экспериментальную группу (X)входили 9 спортсменов высокой ква­лификации. Контрольной группой (Y)являлись 8 человек, активно не занимающихся спортом. Психолог проверяет гипотезу о том, что средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбо­ра у спортсменов выше, чем эта же величина у людей, не занимающихся спортом.

Результаты эксперимента представим в виде таб­л. 9, в которой произведем ряд необходи­мых расчетов:

Таблица 8

Группы Отклонение от среднего Квадраты отклонения
X Y Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru
- 22 - 58
- 106
- 17
- 2
- 77
- 36
- 8
- - 56 - -
Сумма
Среднее        

Средние арифметические составляют в экспериментальной группе Параметрические критерии различия - student2.ru , в контрольной группе Параметрические критерии различия - student2.ru

Разница по абсолютной величине между средними

| Параметрические критерии различия - student2.ru - Параметрические критерии различия - student2.ru | = 526 - 638 = 112.

Подсчет выражения дает:

Sd = Параметрические критерии различия - student2.ru

Тогда значение t Параметрические критерии различия - student2.ru , вычисляемое по формуле (9.1), таково:

t Параметрические критерии различия - student2.ru = Параметрические критерии различия - student2.ru

Число степеней свободы k = 9 + 8-2= 15. По табл. 17 приложения 6для данного числа степенейсвободы находим t Параметрические критерии различия - student2.ru :

2,13 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,05

2,95 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,01

4,07 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,001

Строим «ось значимости»:

Параметрические критерии различия - student2.ru

Таким образом, обнаруженные психологом различия между экспериментальной и контрольной группами значимы более чем на 0,]% уровне, или, иначе говоря, средняя скорость сложной сенсомоторной реакции выбора в группе спортсменов суще­ственно выше, чем в группе людей, активно не занимающихся спортом.

В терминах статистических гипотез это утверждение звучит так: гипотеза Hо о сходстве отклоняется и на 0,1% уровне значи­мости принимается альтернативная гипотеза H1 - о различии между экспериментальной и контрольными группами.

Случай связных выборок

В случае связных выборок с равным числом измерений в каждой можно использовать более простую формулу t - критерия Стьюдента.

Вычисления значений t Параметрические критерии различия - student2.ru осуществляется по формуле:

t Параметрические критерии различия - student2.ru = Параметрические критерии различия - student2.ru

Параметрические критерии различия - student2.ru = Параметрические критерии различия - student2.ru

где Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru - разности между соответствующими значениями переменной X и переменной Y, а Параметрические критерии различия - student2.ru среднее этих разностей.

В свою очередь Параметрические критерии различия - student2.ru вычисляется по следующей формуле:

Параметрические критерии различия - student2.ru

Число степеней свободы k определяется по формуле k = n – 1

Рассмотрим пример использования t - критерия Стьюдента для связных и, очевидно, равных по численности выборок.

Пример: Психолог предположил, что в результате научения время решения эквивалентных задач «игры в 5» (т. е. имеющих один и тот же алгоритм решения) будет значимо уменьшаться. Для проверки гипотезы у восьми испытуемых сравнивалось время решения (в минутах) первой и третьей задач. Решение задачи представим в виде табл. 10.

Таблица 9

№ испытуемых 1 задача 2 задача Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru
4,0 3,0 1,0 1,0
3,5 3,0 0,5 0,25
4,1 3,8 0,3 0,09
5,5 2,1 3,4 11,56
4,6 4,9 -0,3 0,09
6,0 5,3 0,7 0,49
5,1 3,1 2,0 4,00
4,3 2,7 1,6 2,56
Суммы 37,1 27,9 9,2 20,04


Вначале произведем расчет по формуле:

Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru

Затем применим формулу:

Параметрические критерии различия - student2.ru

И, наконец, следует применить формулу. Получим:

t Параметрические критерии различия - student2.ru Параметрические критерии различия - student2.ru

Число степеней свободы: k = 8 – 1 = 7 и по табл. 17 приложения 6 находим t Параметрические критерии различия - student2.ru :

2,37 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,05

З,50 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,01

5,41 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,001

Строим «ось значимости»:

Параметрические критерии различия - student2.ru

Таким образом, на 5% уровне значимости первоначальное предположение подтвердилось, действительно, среднее вре­мя решения третьей задачи существенно меньше среднего времени решения первой задачи. В терминах статистических гипотез полученный результат будет звучать так: на 5% уров­не гипотеза Ноотклоняется и принимается гипотеза Н1 — о различиях.

Для применения t - критерия Стьюдента необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отно­шений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нор­мальному закону.

F — критерий Фишера

Критерий Фишера позволяет сравнивать величины выбороч­ных дисперсий двух рядов наблюдений. Для вычисления Fэмпнуж­но найти отношение дисперсий двух выборок, причем так, что­бы большая по величине дисперсия находилась бы в числителе, а меньшая знаменателе. Формула вычисления по критерию Фи­шера F такова: Fэмп Параметрические критерии различия - student2.ru

Где Параметрические критерии различия - student2.ru

и Параметрические критерии различия - student2.ru

Поскольку, согласно условию критерия, величина числителя должна быть больше или равна величине знаменателя, то значе­ние Fэмп всегда будет больше или равно единице, т.е. Fэмп Параметрические критерии различия - student2.ru 1. Чис­ло степеней свободы определяется также просто: df2 = n2 -1 для первой (т.е. для той выборки, величина дисперсии которой боль­ше) и df2 = n2 - 1 для второй выборки. В таблице 18 Приложе­ния 6 критические значения критерия Фишера Параметрические критерии различия - student2.ru находятся по величинам df1(верхняя строчка таблицы) и df2(левый столбец таблицы).

Пример: Вдвух третьих классах проводилось тестирование умственного развития по тесту ТУРМШ десяти учащихся. Полученные значения величин средних достоверно не различались, однако психолога интересует вопрос - есть ли различия в степени однородности показателей умственного развития между классами.

Для критерия Фишера необходимо сравнить дис­персии тестовых оценок в обоих классах. Резуль­таты тестирования представлены в табл. 11.

Таблица 10

№ учащихся Первый класс X Второй класс Y
Суммы
Среднее 60,6 63,6

Как видно из табл. 11, величины средних в обеих группах практически совпадают между собой 60,6 Параметрические критерии различия - student2.ru 63, 6 и величина t – критерия Стьюдента оказалась равной 0, 347 и незначимой.

Рассчитав дисперсии для переменных X и Y, получаем

Параметрические критерии различия - student2.ru

Параметрические критерии различия - student2.ru

Тогда, по формуле для расчета по F - критерию Фишера находим:

Fэмп Параметрические критерии различия - student2.ru

По табл. 18 приложения 6 для F – критерия при степенях свободы в обоих случаях равных df = 10 – 1 = 9 находим Параметрические критерии различия - student2.ru :

3,18 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,05

5,35 для P Параметрические критерии различия - student2.ru 0,01

Строим «ось значимости»:

Параметрические критерии различия - student2.ru

Таким образом, полученная величина F Параметрические критерии различия - student2.ru попала в зону неопределенности. В терминах статистических гипотез можно утверждать, что Но (гипотеза о сходстве) может быть отвергнута на уровне 5%, а принимается в этом случае гипотеза Н1. Психолог может утверждать, что по степени однородности такого показателя, как умственное развитие, имеется различие между выборками из двух классов.

Для применения критерия F Фишера необходимо соблюдать следующие условия:

1. Измерение может быть проведено в шкале интервалов и отношений.

2. Сравниваемые выборки должны быть распределены по нормальному закону.

Корреляционный анализ

Корреляцией называют зависимость между двумя переменными величинами.

Переменная – это любая величина, которая может быть измерена и чье количественное выражение может варьировать.

При изучении корреляций стараются установить, существует ли какая-то связь между двумя показателями в одной выборке (например, между ростом и весом детей или между уровнем IQ и школьной успеваемостью) либо между двумя различными выборками (например, при сравнении пар близнецов), и если эта связь существует, то увеличение одного показателя сопровождается возрастанием (положительная корреляция) или уменьшением (отрицательная корреляция) другого.

Коэффициент корреляции – это величина, которая может варьировать в пределах от +1 до -1. В случае полной положительной корреляции этот коэффициент равен +1, а при полной отрицательной -1.

В случаи, если коэффициент корреляции равен 0, обе переменные полностью независимы друг от друга.

В гуманитарных науках корреляция считается сильной, если ее коэффициент выше 0,60; если же он превышает 0,90, то корреляция считается очень сильной.

Можно выделить несколько видов корреляционного анализа: линейный, ранговый, парный и множественный. Мы рассмотрим два вида корреляционного анализа – линейный и ранговый.

Наши рекомендации