Развитие фонетико-фонематического восприятия
Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.
«Котенок».
Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меня силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок.
Затем дети мяукают по сигналу логопеда: «близко» или «далеко».
Дальнейшее усложнение игры должно состоять в том, что дети будут различать мяуканье, ориентируясь на тембр и индивидуальные особенности говорящего. Логопед объясняет, что котенок может мяукать по-разному. Если он мяукает жалобно, то ему страшно и т.д..
Аналогично проводятся занятия, на которых дети учатся различать, где гудит пароход: далеко (тихо) или близко (громко); какая дудочка играет: большая (низкий голос) или маленькая (высокий голос); кто плачет: мальчик или девочка.
Различение слов, близких по звуковому составу.
На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.
«Правильно ли я назвала картинку».
Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение, например, «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно. Вы внимательно слушайте, когда я ошибусь, то хлопните в ладоши». Затем он произносит: «вагон – вакон – фагон – факон – вагом» и т.д. Начинать надо со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.
Дифференциация слогов.
На данном этапе детей учат различать слоги.
«Найди лишний слог».
Логопед произносит несколько слогов, например, НА – НА – НА – ПА. Ребенок определяет, какой слог лишний (па). Затем слоговые ряды усложняются, например, НА – НО – НА; КА – КА – ГА – КА; ПА – БА – ПА – ПА и т.д.
Дифференциация фонем.
На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.
Сначала гласные звуки выделяют из потока других звуков. При этом логопед четко произносит звуки, а дети поднимают условный сигнал, когда слышат заданный звук. На следующем этапе звуки выделяют из слогов, содержащие или не содержащие заданный звук. Принцип работы остается прежний. Далее для работы предлагаются слова с заданным звуком и без него. И завершающим этапом является дифференциация звуков. Проводятся игры. Например, разложи картинки Ане и Оле. Ане положи картинки – слова, в которых есть звук [а], а Оле – со звуком [о].
Аналогичная работа проводится по дифференциации согласных фонем. Особого внимания требует дифференциация твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, сонорных.
Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что детей учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух- и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ звуковых рядов и простых слов:
. Детям раздают по несколько красных кружков. Логопед произносит один, два или три гласных звука, например, А, АУ, ИОУ и т.д. Дети выкладывают на стол столько кругов, сколько звуков произнес логопед.
. Определение не только количества звуков в звуковой последовательности, но и порядок следования звуков (первый, второй, третий и т.д.).
. Анализ согласных звуков. При этом должна соблюдаться определенная последовательность: сначала учат выделять в слове последний согласный звук. Легче всего детям даются глухие взрывные согласные (к, т, и т.д.).
. Выделение первого и последнего ударного гласного в слове (ухо, эхо, аист, рука, коты и т.д.).
. Выделение первого и последнего согласного звука в слове (нос, кот, и т.д.).
. Определение места звука в слове (начало, середина, конец).
Развитие грамматического строя речи включает следующие направления:
1. Формирование словообразования.
2. Работа с родственными словами: определение «лишнего» слова из группы слов, отбирание родственных слов из ряда слов, подбор родственных слов.
3. Работа с предложением: согласование слов в предложении, составление распространенных сложных предложений.
1. Формирование словообразования.
I этап. Словообразование существительных.
На этом этапе мы рассматриваем образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Цель: развитие умения образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах.
Упражнения, направленные на развитие умения образовывать множественное число существительных в именительном и родительном падежах:
1. «У меня — у тебя».
Учитель называет существительное в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок произносит форму множественного числа данного существительного и возвращает мяч учителю.
2. Учитель: «Закончите словосочетания, правильно изменяя слова, данные в скобках».
Гнездо (ласточка). Письмо (сестра). Улицы (город). День (Победы). Цветок (клевер). Листья(береза). Кроны (деревья). Следы (птица). Чешуя (рыба). Стволы (сосна).
II этап. Словообразование прилагательных и глаголов.
На данном этапе мы выделили 2 ведущих блока:
1 блок – образование прилагательных от существительных.
«Деревья».
Дидактический материал - картинки (например, лист дуба — дубовый лист; лист осины; лист березы; лист клена; лист липы; лист яблони; лист рябины; лист вишни; шишка сосны; иголка ели и т.д.).
У ребенка находятся картинки с изображением различных листьев. Учитель спрашивает: «Какой это лист?»
2 блок – образование глаголов с противоположным значением.
1. Учитель: «Назови противоположные действия».
Закрыть - ... Войти - ... Приклеить - ...
Задвинуть - ... Вешать - ..
2. Работа с родственными словами: определение «лишнего» слова из группы слов, отбирание родственных слов из ряда слов, подбор родственных слов.
1 этап. Определение «лишнего» слова из группы слов.
Цель: развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов.
Упражнения, направленные на развитие умения определять «лишнее» слово из группы слов:
1) Определение среди группы сходных по звуковой структуре слов «лишнего» по значению (например, лес, лесной, лесник, лестница; вода, водяной, водный, водить; осина, оса, подосиновик; гора, горный, горе; рис, рисовый, рисуноки т. д.).
2. Определение среди группы слов «лишнего» слова (например, дом, доска, домашний; бег, бегать, брат и т. д.).
2 этап. Отбирание родственных слов из ряда слов.
Цель: развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов.
Упражнения, направленные на развитие умения отбирать родственные слова из ряда слов:
Определение и называние среди группы слов похожих слов (например, лес, влез, лесник; сахар, лисица, сахарница; море, моряк, морщины, морской; боль, болеть, большой, больница и т. д.).
3 этап. Подбор родственных слов.
Цель: развитие умения подбирать родственные слова.
Упражнения:
1. Подбор родственных слов с опорой на вопросы. Речевой материал — группы слов (например, боль, соль, цвет, зелень и т. д.)
Учитель предлагает ребенку образовать новые слова, отвечая на вопросы. Например: боль (что делает?) — болит; боль — (какой?) — больной и т. д.
Работа с предложением:
согласование слов в предложении, составление распространенных сложных предложений. (В основу положено исследование Зикеева А. Г.)
В работе над предложением выделяется 2 этапа:
1 этап. Согласование слов в предложении.
Цель: развитие умения согласовывать слова в предложении.
Упражнения, направленные на развитие умения согласовывать слова в предложении:
1. Постановка вопросов от главных слов к подчиненным в предложении: В саду на дорожке прыгали молодые воробушки. Здесь «прыгали воробушки» - предикативная группа, т. е. подлежащее и сказуемое. «Какие воробушки?» - молодые воробушки – словосочетание. «Где прыгали?» - прыгали в саду – словосочетание и т. д.
2. Составление словосочетаний: существительное + прилагательное (новая жизнь, любимая Родина); существительное + существительное (отряд ребят, поездка в город); прилагательное + наречие (очень сильный, невыносимо жаркий (день).
2 этап. Составление распространенных сложных предложений.
Цель: развитие умения составлять распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Упражнения, направленные на развитие умения составлять распространенные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения:
1. Соединение двух или трех простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами (может быть дан образец выполнения).
2. Построение предложений заданного типа, например: простого распространенного; с однородными подлежащими и т. д.
3. «Кто у кого?»
Цель: Учить детей составлять сложносочиненное предложение.
Оборудование. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
Учитель раздает по две картинки с изображением детенышей домашних животных и просит составить предложение по этим двум картинкам.
Образец: Телята у коровы, а козлята у козы. И т.д.
Аналогично можно провести игры, используя темы «Дикие животные», «Птицы» и т. д.
4. Цель. Учить детей правильно пользоваться в речи союзом потому что.
Учитель предлагает детям прослушать предложения и сказать, какое из них правильное.
Кате подарили книгу, потому что у нее день рождения. У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что прилетели грачи. Снег стал таять, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что стал таять снег. Ребята пошли купаться, потому что был жаркий день. День был жаркий, потому что ребята пошли купаться
Литература.
1. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития» Москва «Гном – Пресс» 1999 год.
2. Дробинская А.О «Диагностика нарушений развития у детей: клинические аспекты» Москва «Школьная Пресса» 2006 год.
3. Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития» Санкт-Петербург «Речь» 2007 год.
4. «Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей» Сборник методических рекомендаций. Санкт-Петербург – Москва «САГА – ФОРУМ» 2006 год.
5. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии» Санкт-Петербург «Речь» 2006 год.
6. «Опыт работы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях модернизации столичного образования» под редакцией Л.Е. Курнишовой Москва Центр «Школьная книга» 2007 год.
7. «Основы специальной психологии» под редакцией Л.В. Кузнецовой Москва «Академия» 2002 год.
8. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения» Москва «Творческий центр Сфера» 2003 год.
9. Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» Москва «Аркти» 1999 год.