Упражнения для развития наглядно-образного мышления.
Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них с тем, чтобы получить другое изображение: соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).
Например, такие задания со спичками, как:
1) Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2) Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
3) Составить 3 равных треугольника из 7 палочек. Упражнения со спичками способствуют развитию пространственного мышления.
Упражнения для развития логического мышления.
Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Для развития логического мышления можно использовать следующие упражнения:
— «Четвертый лишний». Задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех.
— Придумывание недостающих частей рассказа, когда одна из них пропущена (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайно важное значение и для развития речи, обогащения словарного запаса, стимулирует воображение и фантазию. Психокоррекционные занятия рекомендуется проводить как индивидуально, так и в группе в зависимости от поставленных задач.
Игра «Исключение лишнего».
Берут любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.
Игра «Способы применения предметов»
Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предмета.
Эта игра развивает способность концентрировать мышление на одном предмете, умение вводить его в самые разные ситуации и взаимосвязи, открывать в обычном предмете неожиданные возможности.
РЕЧЬ
Речь - процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык - средство общения людей друг с другом.
Импрессивная речь.
Упражнения направленные на развитие пассивного словаря.
Взрослый, используя ситуативные моменты , называет предметы, которые берет ребенок, называет действия, которые совершает ребенок или взрослый с этим предметом.
«Поручения»Игра содержит сначала одну,затем две, потом три инструкции, например: «Принеси куклу в шапочке; принеси куклу в красной шапочке; принеси куклу в красной шапочке и посади на стул».
Эффективным приемом в процессе усвоения детьми слов, обозначающих качества предметов(величину, цвет конфигурацию), являются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в соответствии с заданным качеством:
«Выбери все машинки», «Принеси все кружочки», «Выбери все синие мячики» и т.д.
Экспрессивная речь (активный словарь)
Игра «Я собрал в огороде…»
Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти
Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме.
Содержание.Взрослый начинает игру, произнося предложение: «Я собрал на огороде…огурцы». Ребенок повторяет фразу целиком и добавляет наименование своего овоща: «Я собрал на огороде огурцы и помидоры». Следующий участник повторяет все сказанное предыдущим игроком и придумывает следующий овощ: «Я собрал на огороде огурцы, помидоры и лук». Игроки участвуют в игре до первой ошибки. Побеждает тот, кто останется в игре последним. В зависимости от лексической темы, предложение меняется по содержанию: «Я собрал в саду…», «Я положил в шкаф…», «Я видел на улице…», «В лесу живет…», «На кухне есть…» и т.д.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций. Общей моторики.
Оборудование.Набор картинок по лексической теме.
Содержание. Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик; колючий – еж; мягкий – снег; высокий – человек; стеклянный – стакан.