Памятки для родителей будущих первоклассников
Приложение 1.
Советы для родителей будущих первоклассников
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций (удовлетворение от интеллектуальных занятий)
2. Повторяйте упражнения (развитие умственных способностей детей определяется временем и практикой: если не получается – вернуться позднее, сделав более легкое)
3. Терпение – не давать задания превышающие его интеллектуальные возможности.
4. Мера – узнать пределы выносливости и увеличивать время занятий постепенно.
5. Увлекательней – плохо усваивают монотонный, строго регламентированный, повторяющийся материал. Игра!!!
6. Развивайте навыки общения – научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
7. Избегайте неодобрительной оценки, никогда не сравнивайте его с другими детьми. Формируйте уверенность в своих силах.
Приложение 2.
Рекомендации «Эффективная помощь ребенку с разным темпераментом»
Сангвинику
При снижении интереса важно переключать на другой вид деятельности.
Чтобы избежать поверхностного и небрежного выполнения задания, необходимо обратить внимание на качество выполнения работы, доведения дел до конца.
Ему нужен постоянный, доброжелательный контроль, подсказка, напоминание.
Приучайте ребенка выполнять одно дело за другим, по очереди.
Важно воспитывать устойчивые привязанности и интересы.
Научить давать выход своей энергии.
Холерику
Не пытайтесь любой ценой препятствовать детской активности, ведь переделать заложенное природой невозможно.
Организуйте жизнь ребенка так, чтобы его активность находила полезное применение.
Окрики, угрозы, шлепки только усилят напряжение. Обуздать возбуждение помогут спокойные дела, настольные игры, игры на расслабление.
«Неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме, особенно важно ограничить вечернее возбуждение нервной системы.
С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно.
Учите ребенка договариваться и выслушивать мнение другого человека.
Флегматику
Крик, как сильный раздражитель, затормаживает ребенка,
Не пытаться сделать ребенка удобным для себя. Быстрый темп требует большого напряжения флегматика, учит хитрить или формирует неуверенность.
Призвать на помощь часы – ребенок будет следить за темпом выполнения задания, учиться заканчивать дело до звонка.
Развивать подвижность нужно постепенно, наращивать темп, не торопясь, хвалить за незначительное проявление быстроты.
Заинтересовывайте ребенка, приглашайте сверстников.
Чтобы преодолеть инертность, вовлекайте флегматика в подвижные игры, зовите в походы.
Меланхолику
Не подшучивайте, а подбадривайте ребенка.
Нельзя подчеркивать его недостатки, так как это может закрепить неуверенность в своих силах.
Важно развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. Предоставьте малышу самостоятельность.
Учите ребенка рассказывать о своих чувствах, подскажите, как он может проявить заботу о других членах семьи.
Помогите ребенку найти друзей, преодолеть излишнюю тревожность.
Ребенок со слабой нервной системой требует бережного отношения. Говорить следует мягко, но уверенно, не скупиться на ласку.
Литература
1. Айзенк Х., Эванс Д. Энциклопедия психологических тестов: коэффициент интеллектуальности вашего ребенка - М., «АСТ», 1997 год;
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! – М.: Просвещение, 1983 – 190с.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Начальная школа, 1998г., № 4 – с.11-19
4. Бурс Р.С. Готовим детей к школе – М: Просвещение, 1997
5. Васильева – Гангнус Л.П. Азбука вежливости – М.: Педагогика, 1989 – 89 с.
6. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л и др. Я готовлюсь к школе (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000 – 33с.
7. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать (популярное пособие для родителей и педагогов) – Ярославль: Академия развития, 2000 – 187с.
8. Доровской А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. – М., «Российское педагогическое агентство», 1998 год;
9. Дошкольная подготовка. Начальная школа. Основная и старшая школа /Сборник программ 2100 – М.: Баласс, 2004
10. Дубровина Н.В., Акимова и др. Рабочая книга школьного психолога – М.: Просвещение, 1991 – 303с.
11. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению: характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
12. Лопухина Ирина. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей – М., «Аквариум», 1995 год;
13. Популярная психология для родителей /Под ред. А. А. Бодалева, А. С. Спиваковской, Н. Л. Карповой – М., «Флинта: Московский психолого-социальный институт», 1998 год;
14. Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания: методика развития и коррекции внимания у детей 5 – 7 лет. – М.. «ИНТОР», 1997 год;
15. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов. – М., «АСТ», 1999 год;
16. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
17. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – С-Пб, «Дельта», 1997 год;
18. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
19. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логических способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год;
20. Тихомирова Л. Ф.Развитие интеллектуальных способностей школьника: популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1996 год;
21. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб, «Акцидент», 1997 год;
22. Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум – М. «Академия», 1996 год;
23. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль, «Академия развития», 1997 год