Методика исследования грамматического строя речи (словоизменение)
Методика исследования грамматического строя речи (словоизменение)
Методика «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами(рис. 1а).
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Методика обследования словарного запаса детей О.Е. Грибовой, Т.П. Бессоновой.
Состоит из тестов на исследование активного и пассивного словарей. Упражнения по ходу теста имеют усложненные элементы, для наиболее точной оценки умений детей.
Выявления объёма активного (пассивного) предметного словарного запаса.
Уровень сложности А
Задание №1. Рассмотрите картинки (рис.1,2). Назовите, что это. (Покажи, где…)
Например : кукла, мишка, мяч, машина, пирамида; книга, тетрадь, ручка, карандаш, линейка; тарелка, блюдце, кружка, чайник, ложка.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушай и отгадай, какой предмет задуман.
Круглый, зелёный, разрежешь – красный, сладкий.
Покрыто перьями, летает.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Уровень сложности Б.
Задание №1. Рассмотрите картинки(рис. 3,4). Назовите, что это.
(Покажите, где …)
Локоть, колено, ладонь, ресницы, брови; окно, подоконник, рама, стекло, форточка; огород, редиска, кабачок, петрушка, свекла.
Оценка: всего 15 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена. рисунок 3
Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман.
Мягкая мебель, на которой люди отдыхают сидя.
Здание, где люди смотрят спектакли.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Уровень сложности В.
Задание №1. Рассмотрите картинки(рисунок 5) . Назовите, что это.
(Покажите, где …)
Пейзаж, торшер, клубок, погоны, клумба, памятник, половник, табуретка, витрина, калитка.
Оценка: всего 10 картинок, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Задание №2. Послушайте и отгадайте, какой предмет задуман.
Мягкая мебель, на которой люди отдыхают сидя.
Здание, где люди смотрят спектакли.
Оценка:2 пробы, максимальное количество баллов – 2б., 2 б.- правильное выполнение, 1 балл – затрудняется, поиск, с помощью логопеда, 0 баллов – отказ или далёкая словесная замена.
Методика исследования памяти : «Чем залатать коврик?»
Цель этой методики — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. В данной методике применяются картинки, представление на рис. 11. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся кориках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и за платы не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.
Оценка результатов
10 баллов — ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек.
8-9 баллов — ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек.
6-7 баллов — ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек.
4-5 баллов — ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек.
2-3 балла — время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.
0-1 балл — ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек.
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
4-7 баллов— средний.
2-3 балла— низкий.
0-1 балл— очень низкий.
Оценка результатов
10 баллов- за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов— ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов— ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение
4-5 баллов— ребенок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения
0-3 балла— ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится{ зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Выводы об уровне развития
10 баллов— очень высокий.
8-9 баллов— высокий.
6-7 баллов— средний.
4-5 баллов— низкий.
0-3 балла— очень низкий.
Методика исследования грамматического строя речи (словоизменение)
Методика «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами(рис. 1а).
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д.
Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.