Процесс мышления проходит ряд этапов.
I Формулирование задачи (вопроса): определение предмета мышления и направления мыслительного процесса
II Решение поставленной задачи (т. е. мыслительный процесс) с использованием методов анализа и синтеза, путем осуществления различных умственных операций: сравнения, классификации, систематизации, обобщения, абстрагирования, конкретизации
III Достижение нового знания, которым раньше человек не владел
Мышление обладает личностным характером. Это проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении. Субъективный момент выступает и в сложившихся у человека отношениях к тому, что он решает, и в условиях, в которых этот процесс протекает, и в совершенстве используемых методов, и в богатстве знаний и успешности их применения.
Отличительной особенностью мыслительной деятельности является включение в этот процесс эмоционально-волевых сторон личности, которые проявляются: в форме побуждений, мотивов, ради которых человек берется за трудную мыслительную работу; в форме реакции на сделанное открытие, на найденное решение или постигшую неудачу (радость, гордость, уверенность в себе; досада, огорчение, уныние, апатия и т. д.); в отношении, которое испытывает человек к содержанию самой задачи.
Мышление — сложное социально-историческое явление. Его развитие характеризуется усилением абстрагирования и обобщения.
Особенности мышления
Первобытного человека - чувственная конкретность и предметность.
Современного человека - большие обобщающие способности.
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления.
Типы мышления
Тип | Его сущность |
Образное | Задача дана наглядно, в конкретной форме. Мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых земных цивилизаций. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет (составление пирамидки путём соотнесения). Изготовления орудия труда. |
Понятийное (теоретическое) | Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Свойственно современному человеку. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. |
Знаковое | Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение точных наук и их формализованными знаниями, искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности |
В чистом виде те или иные типы мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.
В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире все большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.
Образец задания
В2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление».
Образ; язык; представление; темперамент; знак. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «мышление».
Ответ: Темперамент.
Тема: Познание мира
Познание – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.
Результат познания – знания.
Знания - Результат процесса познания, истинность которого проверяется в ходе практики; отражение действительности в сознание человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Это такое содержание сознания, которое получено человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин знания обычно употребляется в трех основных смыслах:
Знания – это:
- способности, умения, навыки, которые базируются на осведомлённости о каком-либо объекте;
- познавательно значимая информация;
- особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.
Виды знаний:
Житейское или обыденное. Знание, которое человек получает в своей повседневной жизни. Это знание на уровне здравого смысла, рассудка. Оно нередко имеет поверхностный характер.
Научное. Представляет собой упорядоченную систему понятий, из которых складываются теории. Оно отличается высокой степенью обобщения и абстрагирования, глубоким осмыслением фактов и проникновением в природу изучаемого объекта.
Художественное. Совокупность конкретно-чувственных образов, система многозначных метафор и символов, раскрывающих одно явление через другое
Рациональное. Отражение реальности в логических понятиях и категориях.
Иррациональное. (от лат. неразумное) – знание, несоизмеримое с рациональным мышлением и противоречащее ему. Иррациональное знание приносят эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также аномальные явления, которые характеризуются парадоксальностью и неподчинённостью законам логики. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Особенности этапов (видов) познания
- Чувственное (ощущение – передают лишь отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание), восприятие (целостный образ предмета, совокупность ощущений), представление (образы, которые сохраняются в памяти человека на основе его прошлых ощущений и восприятий).
Ø непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом;
Ø наглядность информации;
Ø воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
- Рациональное (понятие (общие существенные признаки познаваемых объектов фиксируются в понятиях, понятия выражаются в виде отдельных слов или словосочетаний), суждение (высказывание, содержащее определённую мысль. В суждении человека утверждает или отрицает наличие у познаваемого предмета определённых свойств. Суждения строятся на основе понятий), умозаключение (новая мысль, выведенная из нескольких логически связанных суждений)
Ø Логические операции;
Ø Опора на результаты чувственного познания;
Ø Абстрактность и обобщённость;
Ø Выявление существенных признаков, связей, закономерностей, законов.