Заимствовать мудрость у других
Уроки, которые можно выучить посредством рефлективного мышления, не всегда являются следствием вашего собственного опыта. В январе 2002 года семья Кинга попросила меня рассказать в церкви «Ebenezer Baptist Church», которая находится в центре Атланты, о лидерстве Мартина Лютера Кинга-младшего. Этот день был посвящен ему. Я всегда безмерно восхищался Кингом. Он был потрясающим лидером. И в этом я не одинок — многие люди просили рассказать об огромном влиянии, которое он оказал на весь мир в ХХ столетии.
Подготавливая свое краткое сообщение и просматривая информацию обо всех достижениях этого человека, я заметил, насколько сильно рефлективное мышление повлияло на его отношение к расизму и гражданским правам. Юность Кинга прошла на юге США, где молодой человек страдал под гнетом законов о расовой сегрегации. Это породило у него желание изменить положение афроамериканцев в Соединенных Штатах. Чтобы решить эти проблемы настоящего и обеспечить лучшее будущее для своего народа, Кинг размышлял над прошлым и учился на его уроках. В колледже он прочел очерк Генри Дэвида Торо «Гражданское неповиновение». На Кинга сильное впечатление произвело утверждение Торо о том, что граждане имеют право не повиноваться несправедливым законам.
Торо даже отправился в тюрьму, вместо того чтобы платить налоги, которые, по его убеждению, использовались для поддержания рабства.
СИЛА РЕФЛЕКСИИ
Кинг, несомненно, продолжал размышлять над идеями Торо, когда начал бороться против сегрегации и расизма. Затем, в 1948 году, учась в духовной семинарии Крозера в Пенсильвании, он услышал, как А. Дж. Мастл и Мордехай В. Джонсон учат теориям Махатмы Ганди, тоже убежденного последователя трудов Торо. После этого Кинг начал всерьез изучать Ганди. Он обнаружил, что, в то время как Торо проповедовал философию индивидуального гражданского неповиновения, Ганди сделал это средство борьбы достоянием широких масс. Он использовал эту идею, чтобы поднять народ Индии на борьбу за освобождение страны от британского владычества. Кинг решил использовать подобную тактику для борьбы за гражданские права в Соединенных Штатах.
В 1950 — 60-е годы он был главной фигурой на сцене борьбы за гражданские права. Кинг сделал больше, чем кто-либо другой, чтобы заставить белое население Америки обратить внимание на проблемы расизма и сегрегации, возглавив борьбу черного населения страны против жестокости и несправедливости существующей системы. Бойкот автобусов в Монтгомери*, «сидячие забастовки» за десегрегацию ресторанов на Юге**, рейды свободы в 1961 году***, борьба за десегрегацию школ, марш из Сельмьи в Монтгомери****, штат Алабама, марш на Вашингтон и многие другие события, целью которых была борьба за гражданские права, укрепили лидерство Кинга. И каждое из них оказало воздействие на его рефлективное мышление.
_________________
* В Монтгомери, столице штата Алабама, в 1955 году негритянские жители организовали бойкот автобусов, длившийся 382 дня и завершившийся десегрегацией транспорта. — Прим. перев.
** В 1960 году четверых первокурсников негритянского колледжа в Гринсборо, штат Северная Каролина, отказались обслуживать в кафетерии универмага «Вулворт». В знак протеста студенты остались на своих местах до закрытия магазина и на следующий день пришли снова. Их действия положили начало так называемым «сидячим забастовкам», которые стали происходить по всему Югу США. — Прим. перев.
*** С мая 1961 года по инициативе Конгресса расового равенства начали проводиться «рейды свободы» на автобусах в глубинные районы Юга. Участники этих рейдов — негры и белые — требовали отмены сегрегации на остановках международных автобусов и в ресторанах. — Прим. перев.
**** Организованный Мартином Лютером Кингом в 1965 году поход с целью добиться включения негров в списки избирателей. — Прим. перев.
Рефлективное мышление Мартина Лютера Кинга радикально изменило жизнь американцев. Если вы воспользуетесь им, как это сделал Кинг, то, возможно, вы и не сможете изменить мир, но, безусловно, сможете изменить свою жизнь.
ВОПРОС НА РАЗМЫШЛЕНИЕ Анализирую ли я свое прошлое, чтобы получить истинную перспективу и научиться мыслить с пониманием? |
ПРИВЕДИТЕ В ДЕЙСТВИЕ
РЕФЛЕКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Каждый день выделяйте какое-то время на размышления, чтобы учиться на событиях дня и вырабатывать идеи. Приучайте себя к ежедневному рефлективному мышлению в течение 21 дня.
2. Выясните, какие вопросы вы будете задавать себе во время, отведенное для рефлективного мышления. Просмотрите вопросы-образцы в данной главе. Затем составьте свои собственные вопросы. Начинайте с общих, которые будете использовать после любого события или встречи. Затем продумайте более конкретные вопросы, касающиеся ваших ценностей и взаимоотношений.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В конце этого месяца выделите 2—4 часа на просмотр календаря за прошлый месяц. Посмотрите, какие были встречи, а также список дел. Проанализируйте, когда вы впустую потратили время, а когда поступили мудро. Просматривая индивидуальные задания, спросите себя:
· Я уже размышлял над этим событием?
· Что получилось хорошо?
· Что получилось плохо?
· Чему я научился?
· Что я могу в следующий раз сделать иначе?
Не забудьте записать мысли для занесения в картотеку, а также пункты действий, которые следует завершить.
4. В следующий раз, когда вы отправитесь на конференцию, включите в свой график час времени на размышления спустя несколько дней после конференции. Затем, когда посещаете какое-нибудь мероприятие, делайте по его ходу заметки, используя свою систему символов. Потом, когда вы включите в свой график время на размышление, просмотрите свои записи. И снова каждую хорошую идею либо заносите в картотеку, либо делитесь ею с кем-нибудь, либо сделайте ее отправной точкой для какого-нибудь действия.
НАВЫК 8
УМЕНИЕ ПОДВЕРГАТЬ
СОМНЕНИЮ ОБЩЕПРИНЯТОЕ
МЫШЛЕНИЕ
Я не машина, отвечающая на вопросы; я машина, которая задает вопросы.
Если бы у нас были на все ответы,
то как бы мы оказались в такой кутерьме?
ДУГЛАС КАРДИНАЛ
КАК ОНИ МЫСЛИЛИ?
Все, что может быть изобретено, уже изобретено.
ЧАРЛЗ Х. ДЬЮЭЛЛ,
директор Патентного бюро США, 1899 г.
До 18 декабря 1998 года я относился к своему здоровью как к чему-то само собой разумеющемуся. Мне был 51 год, меня переполняла энергия, и я никогда не испытывал никаких проблем со здоровьем. Но на том рождественском вечере, который мы отмечали в своей организации, у меня случился серьезный сердечный приступ. С тех пор моя жизнь в корне изменилась. Теперь я придерживаюсь определенной диеты, каждый день выполняю специальные физические упражнения и больше внимания уделяю дорогим мне людям, чаще выражая им свою любовь и признательность.
Сердечный приступ заставил меня также больше внимания уделять проблемам, связанным со здоровьем. Я прочел о Поле Ридкере, кардиологе, бросившем вызов общепринятому мышлению и сыгравшему важную роль в том, что медики изменили взгляд на причину, по которой возникают сердечные приступы.
ОН ДОБРАЛСЯ ДО СЕРДЦА
Интересоваться нарушениями в области иммунной системы Ридкер начал давно — с тех самых пор, когда он сам, будучи ребенком, страдал подобным заболеванием. Когда вместе со своей семьей Пол вернулся в США из Индии, он тяжело заболел. Врачи определили, что его тело одолевают паразиты. К счастью, его смогли вылечить, но это испытание сыграло свою роль, и Ридкера еще в юном возрасте потянуло к медицине — в конце концов это стало его страстью. После получения диплома в Браунском университете он поехал в Гарвард, где получил степень бакалавра в области медицины и общественного здоровья. Сегодня он адъюнкт-профессор на медицинском факультете в Гарварде, директор Центра предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний в Брайхэме и женского госпиталя в Бостоне.
В последние годы общепринятое мышление, распространенное среди лечащих врачей, базировалось на том, что основным показателем, указывающим на вероятность возникновения сердечных приступов, было наличие в крови больного высокого уровня холестерина. Но Ридкер обнаружил, что почти половина всех сердечных приступов случается у людей с нормальными уровнями холестерина (кстати, мой уровень холестерина был в норме перед тем, как произошел сердечный приступ), и решил выяснить истинную причину этого заболевания.
Просматривая отчеты и другие, связанные с этим материалы, он выявил, что причиной данного заболевания могло стать воспаление артерий. С тех пор Пол начал собирать данные для подтверждения своей теории. Большинство врачей считали, что незначительные воспаления, которые он хотел выявить, не могут быть обнаружены. «Очень многие решительно отвергали мои идеи», — говорит Ридкер.
ИДТИ ПРОТИВ ТЕЧЕНИЯ
Но это не остановило Ридкера. Он всегда шел против общепринятой точки зрения. Например, будучи выпускником Браунского университета, он стал изучать не предварительный курс медицины, как все его сокурсники, а искусство дизайна. Впоследствии он объяснял это так: «Я знал, что всю оставшуюся жизнь буду изучать биологию и естественные науки, поэтому считал, что колледж следовало бы использовать для изучения чего-то другого».
Ридкер обнаружил, что в крови людей с высокой вероятностью сердечного приступа находится вещество, называемое С-реактивным протеином. Провести исследование на наличие этого вещества так же просто и недорого, как сделать проверку на холестерин. Зато оно более точно, чем повышенный уровень холестерина, предсказывает возникновение проблем, связанных с сердечной деятельностью.
В настоящее время сердечно-сосудистые заболевания являются в США убийцами № 1. К сожалению, в половине случаев, когда людям грозил летальный исход в результате сердечных приступов, врачи не смогли вовремя это предсказать. Ридкер помог изменить положение вещей. Благодаря тому, что он бросил вызов общепринятому мышлению, в будущем от сердечных заболеваний умрет меньшее число людей.
НЕ БОЙТЕСЬ ОКАЗАТЬСЯ
НЕПОПУЛЯРНЫМИ
Экономист Джон Мейнард Кейне, чьи идеи оказали глубокое влияние на теорию и практику экономики ХХ столетия, утверждает: «Трудность заключается не столько в разработке новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых». Идти против общепринятого мышления может оказаться нелегким делом, кем бы вы ни были: бизнесменом, сотрудником компании, пастором, вводящим новый стиль музыки в своей церкви, молодой матерью, отвергающей россказни старушек, которые достались им в наследство еще от их родителей, или подростком, пренебрегающим современным общепринятым стилем.
Трудность заключается не столько в разработке новых идей, сколько в том, чтобы отойти от старых. джо МЕйНАРд КЕЙНс |
Многие идеи в этой книге идут вразрез с общепринятым мышлением. Если вы цените популярность больше, чем плодотворное мышление, то будете жестко ограничивать свой потенциал, изучая рассматриваемые в данной книге типы мышления.
Общепринятое мышление является:
· слишком посредственным, чтобы понять ценность плодотворного мышления;
· слишком негибким, чтобы понять воздействие измененного мышления;
· слишком ленивым, чтобы овладеть процессом осознанного мышления;
· слишком недалеким, чтобы увидеть мудрость масштабного мышления;
· слишком самодовольньим, чтобы высвободить потенциал сосредоточенного мышления;
· слишком традиционным, чтобы открыть радость творческого мышления;
· слишком наивным, чтобы распознать важность реалистического мышления;
· слишком хаотичным, чтобы высвободить силу стратегического мышления;
· слишком ограниченным, чтобы ощутить энергию мышления о невозможном;
· слишком поверхностным, чтобы воспринять уроки рефлективного мышления;
· слишком косным, чтобы усомниться в общепринятом мышлении;
· слишком самодовольным, чтобы поощрять участие в разделенном мышлении;
· слишком эгоистичным, чтобы испытывать удовлетворение от бескорыстного мышления;
· слишком несовершенным, чтобы наслаждаться отдачей от мышления, сосредоточенного на основной цели.
Если вы хотите стать плодотворным мыслителем, начинайте подготавливать себя к перспективе стать непопулярным.