Объекты права промышленной собственности
Круг объектов права промышленной собственности определен ст. 998 Гражданского кодекса Республики Беларусь. К ним относятся:
· изобретения;
· полезные модели;
· промышленные образцы;
· селекционные достижения;
· топологии интегральных микросхем;
· нераскрытая информация, в том числе секреты производства;
· фирменные наименования;
· товарные знаки (знаки обслуживания);
· наименование мест происхождения товаров;
· другие объекты промышленной собственности и средства индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг.
Изобретения. Изобретением, которому предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, являющееся новым, имеющим изобретательский уровень и промышленно применимым. Таким образом, изобретение, охраняемое правом, должно удовлетворять четырем требованиям, именуемым критерием патентоспособности:
1. Должно быть техническим, т.е. достигнуто путем применения средств техники. При этом необязательно, чтобы решаемая изобретением задача была технической. Она может быть любой: технической, медицинской, организационной, научной и т.д.
2. Должно быть новым, «не являться частью уровня техники, который определяется по общедоступным в Республике Беларусь и зарубежных странах сведениям до даты приоритета», т.е. изобретение должно обладать мировой новизной;
3. Должно иметь изобретательский уровень. Такое решение для специалиста соответствующей отрасли не должно быть очевидным, оно не возникло бы у него, если бы его попросили найти решение данной проблемы;
4. Должно быть промышленно применимо, т.е. может быть изготовлено или использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и др. отраслях.
Объектами изобретения могут быть: устройство, способ, вещество; штамм микроорганизма, культуры клеток растений и животных; применение известного ранее устройства, способа, вещества по новому назначению.
Устройства – это конструкции и изделия (машины, аппараты, приборы, оборудование, мебель и т.д.).
Способ – процесс выполнения взаимосвязанных действий над материальным объектом, необходимым для достижения определенной цели. Это технологический процесс, способ получения веществ, способ лечения заболеваний и т.д.
Вещества – индивидуальные соединения. К ним также условно отнесены высокомолекулярные соединения и объекты генетической инженерии, продукты ядерного превращения. К веществам, в частности, относятся материалы для изготовления предметов, сооружений и т.д.
Штамм микроорганизмов – чистая культура микроорганизмов одного вида, у которого изучены морфологические и физиологические особенности.
Культура клеток растений и животных – совокупность клеток общего происхождения, которые имеют одинаковые, устойчивые признаки. К ним относят бактерии, микроскопические грибы, простейшие микроскопические водоросли и т.п.
Изобретениями не признаются: научные теории, методы организации хозяйства и управления им, условные обозначения, расписания, правила, методы выполнения умственных операций, проекты и схемы планирования сооружений, зданий, территорий; предложения, касающиеся только внешнего вида изделий; решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Полезная модель. Полезная модель – это конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления, являющееся новым и промышленно применимым. Полезная модель по своей сущности близка к изобретению. Полезной моделью может быть только устройство. Полезные модели отличаются от изобретений, охраняемых промышленным правом, двумя особенностями: 1 – уровень технологического процесса полезной модели ниже, чем соответствующий уровень в случае изобретений и 2 – максимальный срок охраны, предусмотренный законодательством о полезных моделях, обычно гораздо короче, чем максимальный срок охраны, предусмотренный законодательством об изобретениях. Полезной модели предоставляется правовая охрана, если она является новой и промышленно применимой. Не требуется, чтобы она имела изобретательский уровень, как в случае изобретения. Полезная модель признается новой, если совокупность ее существенных признаков неизвестна из уровня техники, включающего сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, то есть полезная модель должна обладать мировой новизной. Не представляется правовая охрана решениям, касающимся только внешнего вида изделия и направленным на удовлетворение эстетических потребностей, а также противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.
Промышленный образец. Промышленный образец – орнаментальный аспект полезного изделия. Его суть состоит в решении эстетической или декоративной стороны полезного изделия. Он служит моделью в промышленном или кустарном производстве и действует на зрительное восприятие. Промышленный образец – это художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым, оригинальным и промышленно применимым. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков неизвестна в Республике Беларусь или за рубежом до даты его приоритета. Следовательно, новизна промышленного образца должна быть мировой. Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки и их комбинация отличаются своеобразием. Промышленный образец признается промышленно применимым, если он может быть воспроизведен промышленным способом в соответствующем изделии для введения в хозяйственный оборот.
Не представляется правовая охрана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) решениям:
– обусловленным исключительно технической функцией изделия;
– противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали;
– объектов архитектуры (в том числе промышленным, гидротехническим и другим стационарным сооружениям), кроме малых архитектурных форм;
– печатной продукции как таковой;
– объектов неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих и им подобных веществ.
Селекционные достижения. К ним относятся новые сорта растений и новые породы животных. Селекционным достижением в растениеводстве признается сорт растения, если он: 1 – получен искусственным путем или путем отбора, 2 – имеет один или несколько существенных признаков, отличающих его от существующих сортов растений. Отношения по охране новых сортов растений регулируются Законом от 13 апреля 1995 г. «О патентах на сорта растений». Селекционным достижением в животноводстве является порода животных, если она удовлетворяет следующим требованиям: 1. целостная многочисленная группа животных общего происхождения; 2. создана человеком; 3. имеет генеалогическую структуру и свойства, позволяющие отличать ее от иных пород животных этого же вида; 4. количественно достаточная для размножения в качестве одной породы.
Топология интегральной микросхемы. Понятие интегральной микросхемы дается в законе от 7 декабря 1998 г. «О правовой охране топологии интегральных микросхем». Топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной схемы и связей между ними. Интегральная микросхема – микроэлектронное изделие окончательной или промежуточной формы, предназначенное для выполнения функций электронной схемы, элементы и связи которого нераздельно сформированы в объеме и на поверхности материала, на основе которого изготовлено изделие. Материальным носителем топологии является кристалл интегральной микросхемы, т.е. часть полупроводниковой пластины, в объеме и на поверхности которой сформированы элементы проводниковой микросхемы, межэлементные соединения и контактные площадки.
Правовая охрана распространяется только на оригинальную топологию, т.е. созданную в результате творческой деятельности автора. При этом топология признается оригинальной до тех пор, пока не доказано обратное.
Нераскрытая информация, в том числе секреты производства.Такой информацией признается техническая, организационная или коммерческая информация, в том числе секреты производства. Нераскрытая информация является объектом промышленной собственности, если она удовлетворяет следующим требованиям:
· неизвестна третьим лицам;
· имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность;
· к ней нет свободного доступа на законном основании;
· обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Фирменное наименование.Фирменное наименование служит идентификацией юридического лица с целью выделения его среди других лиц. Оно определяет юридическое лицо и, следовательно, характеризует его репутацию. Весьма важно, чтобы наименование юридического лица не использовали другие участники рыночных отношений, особенно с плохой репутацией. Надлежащая охрана фирменного наименования обеспечивает интересы не только самого юридического лица, но и потребителей его товаров, работ, услуг. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Фирменное наименование должно содержать указания на вид (организационно-правовую форму), предмет деятельности (производственное, строительное, торговое), тип (государственное, частное), в чьем ведении состоит данное коммерческое юридическое лицо. В литературе выделяют в фирменном наименовании 2 части: основную и вспомогательную. Основная (корпус фирмы) – ее обязательная часть, дающая указание на организационно-правовую форму юридического лица (ООО, ОДО, ОАО и т.д.) и его тип, в чьем ведении оно состоит. Вспомогательная часть состоит из обязательных и факультативных элементов. Обязательным элементом является специальное наименование или обозначение юридического лица, отличающее его от других коммерческих лиц, например «Атлант», «Амалфея» и т.д. Факультативным элементом фирмы могут быть другие ее элементы вспомогательной части, например «специализированный», «центральный».
Товарные знаки и знаки обслуживания. В условиях жесткой конкуренции на рынке каждый из производителей товаров заинтересован в том, чтобы покупатели отдавали предпочтение его товарам. Для достижения этой цели приходится производить такие товары, которые отличаются от однородных товаров, производимых другими субъектами хозяйственной деятельности, высоким качеством и эстетической привлекательностью. Чтобы потребители могли в массе однородных товаров определить товары определенного потребителя, они снабжаются специальными отличительными символами, именуемыми товарным знаком. Покупатели, выбирая товар, ориентируются по товарным знакам, которые поэтому должны быть разными, ясно отличающимися один от другого. Когда знак служит для отличия предоставляемых услуг, он именуется знаком обслуживания. Существует закон от 5 февраля 1993 г. «О товарных знаках и знаках обслуживания». Товарный знак – это обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц. Товарный знак может быть весьма разнообразным. Знак может состоять из одного или нескольких слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм, подписей, цветов, быть объемным, иметь любое специальное оформление упаковки, состоять из комбинации любых указанных элементов. Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в государственном учреждении «Национальный центр интеллектуальной собственности». Закон предусматривает ряд оснований для отказа в регистрации товарного знака. Не допускается регистрация товарных знаков:
· не имеющих признаков различия;
· вошедших во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида;
· являющихся общепринятыми символами и терминами;
· состоящих исключительно из знаков или указаний, используемых для обозначения вида, качества, количества товаров;
· представляющих собой форму товара или его упаковку;
· состоящих только из обозначений, представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия или сходных с ними до степени смешения.
Товарный знак может быть выдан хозяйственному объединению для обозначения им товара, обладающего единым качеством или иными общими характеристиками.
Исключительные права на объекты промышленной собственности, включая право на запрет использования средств индивидуализации и/или промышленных образцов, возникают только с момента их государственной регистрации. С правовой точки зрения сам факт использования указанных средств индивидуализации или промышленных образцов не дает никаких исключительных прав.
В результате значительных финансовых затрат на проведение рекламной кампании создаются дополнительные возможности для конкурентов, которые раньше других могут позаботиться о регистрации и приобретении исключительных прав на название или внешний вид аналогичного продукта, на дизайн упаковки продукта, название схожего предприятия и.т.д.; таким образом блокируют деятельность своих конкурентов.
Существуют очень слабые возможности для правовой защиты фирменных наименований от недобросовестного использования конкурентами. Регистрируя юридическое лицо с определенным фирменным наименованием, практически невозможно уберечь избранное фирменное наименование (даже точного воспроизведения его отличительной части) от использования любым другим лицом. Так что название предприятия лучше всего дополнительно зарегистрировать в качестве товарного знака (торговой марки, бренда).
Обладая пакетом зарегистрированных прав на все то, что юридическое лицо стремится сделать популярным и известным, при проведении рекламной кампании оно тем самым страхует себя от посягательств недобросовестных конкурентов, и вкладывает деньги в конкретные самостоятельные объекты своих прав - нематериальные активы. Сделав товарный знак или промышленный образец популярным, юридическое или физическое лицо сможет распоряжаться правами на него по собственному усмотрению отдельно от других имущественных прав.
При этом распорядиться правами можно, например, следующим образом:
· уступив права на товарный знак или промышленный образец,
· заключив лицензионный договор или договор коммерческой концессии (франшизы),
· вложив имущество в уставный капитал юридического лица и т.д.
Все указанные возможности и преимущества возникают одновременно с регистрацией товарного знака и/или промышленного образца.
Наименование места происхождения товара.Наименованием места происхождения товара признается название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и иных факторов. Конкретный способ указания на место происхождения товара может быть любым, необходимо только, чтобы обозначение вызывало у потребителя ассоциацию с определенной местностью, где изготовлен товар, т.е. приобрело географический смысл. Понятие «географическое указание» включает в себя понятие «наименование места происхождения товара» и «указание происхождения товара». Указанием происхождения товара признается обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара. Не подлежит признанию местом происхождения и не регулируется для целей правовой охраны обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее название географического объекта, но вошедшее в РБ во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанного с местом его изготовления. Например, торт Ленинградский, Жигулевское пиво.
Таким образом, наименование места происхождения товара характеризуется четырьмя признаками:
– товар, обладающий особыми свойствами;
– название определенного географического объекта;
– природные условия и людские факторы;
– зависимость особых свойств товара от природных условий и людских факторов.
К другим объектам, в частности, относят пресечение недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленности и торговых делах. Называют три вида действий, признаваемых недобросовестной конкуренцией: смешение, ложные утверждения, введение в заблуждение. Первые два вида рассматриваются как относящиеся к защите конкуренции, а третий – к защите интересов конкурентов и потребителей.
В ГК Республики Беларусь к действиям, которые признают недобросовестными, относят:
1. Все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов;
2. Ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, работы, услуги;
3. Указания и утверждения, использование которых при осуществлении предпринимательской деятельности может ввести в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента;
4. Другие действия, противоречащие требованиям Гражданского кодекса и иных актов законодательства о конкуренции, при осуществлении предпринимательской деятельности.
К другим действиям, противоречащим законодательству о конкуренции при осуществлении предпринимательской деятельности, во многих странах мира относят: нарушение коммерческой тайны, неправомерное использование достижений другого лица (паразитирование), сравнительную рекламу, прочие акты (назойливая реклама, чрезмерное психологическое давление и т.п.).