Автономная некомерческая организация
АВТОНОМНая НЕКОМЕРЧЕСКая ОРГАНИЗАЦИя
высшего образования
«Международная академия бизнеса и управления»
Утверждаю:
Ректор МАБиУ
д.с.н., профессор _____________ Е.В. Добренькова
«__» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Производственная ПРАКТИКА
(научно-исследовательская работа)
Уровень высшего образования: Специалитет
Специальность: 38.05.02 Таможенное дело
Специализация: Таможенные платежи
Квалификация:Специалист таможенного дела
Нормативный срок освоения программы: 5 лет (очная форма обучения)
Лет (очно-заочная форма обучения)
Форма обучения: очная, очно-заочная
Кафедра Таможенное дело
Москва 2015 г.
При разработке рабочей программы в основу положены:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» (уровень специалитета), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 №850. Зарегистрировано в Минюсте РФ 09 сентября 2015 г. № 38864.
- Учебный план по специальности 38.05.02 «Таможенное дело», одобренный Ученым советом АНО ВО «МАБиУ» от 01.10.2015 года Протокол № 2.
Разработчик:
Профессор кафедры таможенного дела доктор технических наук, профессор Ю.Н. Самолаев
Рецензент: доктор философских наук, профессор, советник руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации Блинов Н.М.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры Протокол № 1-2015/2016 от 14.09.2015 г.
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Е.М.Кулишова
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. | Цели освоения программы……………………………………………………. |
2. | Место программы в структуре ОПОП ВО «Таможенное дело»………….. |
2.1. | Место программы в структуре ОПОП ВО ……………………..……………… |
2.2. | Объем и виды учебной работы по программе ………………………………… |
2.3. | Дидактические единицы программы …………………………………………... |
2.4. | Междисциплинарные связи ……………………………………………………… |
3. | Требования к результатам освоения программы ………………………… |
3.1. | Требования к результатам освоения программы ……………………………... |
3.2. | Требования к формированию компетенций ……………………………………. |
4. | Структура и содержание программы………………………………………… |
4.1. | Содержание этапов программы …………………...……………………………. |
4.2. | Формирование компонентов компетенций на основе освоения программы … |
4.3. | Тематические планы программы ………………………………........................... |
4.3.1. | Тематический план программы для студентов очной формы обучения ……… |
4.3.2. | Тематический план программы для студентов очно-заочной формы обучения |
4.4. | Планы кафедральных занятий …………….…………………………………….. |
4.4.1. | Планы кафедральных занятий со студентами очной формы обучения ………. |
4.4.2. | Планы кафедральных занятий со студентами очно-заочной формы обучения |
5. | Образовательные технологии………………………………………………… |
5.1. | Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые по программе практики …..………………………. |
5.2. | Организация самостоятельной работы студентов ……………………………… |
5.2.1. | Распределение времени на самостоятельную работу для студентов очной формы обучения ………………………………………………………………….. |
5.2.2. | Распределение времени на самостоятельную работу для студентов очно-заочной формы обучения ………………………………………………………… |
5.3. | Задания на самостоятельную работу студентам ………………………………. |
5.4. | Оценка самостоятельной работы студента научным руководителем ………… |
6. | Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения программы практики………….. |
6.1. | Текущий контроль успеваемости ……………………………………………… |
6.1.1. | Оценка знаний, умений и навыков студентов на рассредоточенных кафедральных занятиях …………………………………………………………………. |
6.1.2. | Оценка самостоятельной работы студентов …………………………………… |
6.2. | Промежуточная аттестация по итогам освоения программы …………………. |
6.2.1. | Индивидуальный план студента по программе научно-исследовательской работы ……………………………………………………………………………... |
6.2.2. | Требования к оформлению научно-исследовательской работы ………………. |
6.2.3. | Дифференцированный зачёт ……………………………………………………. |
7. | Учебно-методическое и информационное обеспечение программы……. |
7.1. | Нормативно-правовые акты ……………………………………………………... |
7.2. | Литература (основная) …………………………………………………………… |
7.3. | Литература (дополнительная) …………………………………………………… |
7.4. | Программное обеспечение ………………………………………………………. |
7.5. | Интернет-ресуры..................................................................................................... |
7.6. | Глоссарий (словарь)..…………………………………………………………….. |
8. | Материально-методическое обеспечение программы……………………... |
9. | Лист внесения изменений и переутверждения рабочей программы.......... |
Цели ОСВОЕНИЯ программы
Основная цель программы направлена на формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированныекомпетенций в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.08.2015 №850 и ОПОП ВО специалитета по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» направленности «Таможенные платежи».
Цели:
- реализовать теоретические и практические знания, накопленные в процессе всего обучения;
- сформировать основные принципы научной культуры и мировоззренческие основы научно-исследовательской деятельности;
- совершенствовать практические навыки выполнения самостоятельных научно-исследовательских работ в сфере профессиональной деятельности.
Задачи:
- закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения дисциплин базовой и вариативной частей ОПОП ВО специалитета по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» направленность «Таможенные платежи»;
- выработка умений пользоваться полученными в ходе теоретического обучения знаниями для решения конкретных исследовательских задач, поставленных в выпускной квалификационной работе ОПОП ВО специалитета по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» направленность «Таможенные платежи»;
- выработка навыков выявления исследовательской проблемы, выбора и обоснования темы исследования, применения методологических и методических подходов в собственном исследовании;
- выработка навыков самостоятельной работы с источниками получения материалов и данных, необходимость которых вытекает из темы выпускной квалификационной работы, из особенностей поставленной в ней проблемы и выбранного вида проводимого научного исследования;
- развитие навыков подготовки аналитических обзоров, научных статей и докладов, анализа и обсуждения проектов и готовых исследовательских работ;
- формирование навыков культуры научной дискуссии и презентации исследовательских результатов;
- овладение приёмами научного мышления.
В результате освоения программы производственной практики специалитета по специальности 38.05.02 «Таможенное дело» направленность «Таможенные платежи» специалист должен быть подготовлен к решению следующих профессиональных задач в научно-исследовательской деятельности:
- мониторинг достижения целей, выполнения задач и плановых показателей таможенных органов, прогнозирование результатов их деятельности;
- научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;
- разработка методики и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
- разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов.
Примерная тематика научно-исследовательских работ
Требования к результатам освоения программы
Требования к результатам освоения программы
Иметь представление:
– о тематике научно-исследовательских работ в области таможенного дела и современных источниках информации в данной области.
Знать:
– главные положения методологии научного исследования;
– общенаучные методы проведения современного научного исследования;
– специальные методы научных исследований;
– общие требования к структуре, содержанию, языку и оформлению студенческих научных работ;
– основные принципы организации научной работы;
– требования к учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе;
– принципы организации и планирования научной работы,
– оформления списка источников информации.
Уметь:
– применять необходимые методы научного исследования при разработке научных работ;
– использовать специальные методы при выполнении научных исследований;
– организовать и проводить научные исследования в процессе подготовки курсовых и дипломных работ;
– находить, обрабатывать и хранить информацию, полученную в результате изучения научной литературы:
– осуществлять апробацию и внедрение результатов исследования в практику.
Владеть навыками:
– поиска самостоятельного решения научных задач;
– выбора темы научной работы;
– оформления студенческих научно-исследовательских и учебно-исследовательских работ;
– подготовки и проведения защиты студенческой научной работы.
Требования к формированию компетенций
В результате освоения программы научно-исследовательской работы студент должен обладать следующими компетенциями:
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
- способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик (ОПК-4);
- способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ОПК-5).
4. структура и содержание программы
Содержание этапов программы
Этап 1.
Подготовка научных обзоров, докладов, эссе и статей по выбранной
научной тематике исследовательской работы
Сбор и реферирование научной литературы, позволяющей определить цели и задачи выполнения научно-исследовательской работы; объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений по тематике исследовательской работы. Направления поиска необходимой информации – ознакомление с нормативно-правовыми документами; со справочной литературой; с основными, фундаментальными источниками по теме исследовательской работы (монографиями, учебниками, реферативными и периодическими научными изданиями по теме и т.д.); с каталогами-указателями источников, имеющихся в библиотеке МАБиУ и других.
Выступление (с предоставлением тезисов доклада) на студенческой научной конференции Института правоведения по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Этап 2.
Проработка методологических основ исследования, формирование информационно-аналитической базы. Теоретический анализ первоисточников, проработка методического аппарата и планирование научного исследования
Проработка методологических основ исследования, т.е. выбор системы принципов, правил, способов и приёмов, предназначенных для успешного решения исследовательской задачи.
Определение метода научного исследования, т.е. способа достижения определённой цели, совокупности приёмов и операций практического или теоретического исследования.
Выбор темы; обоснование необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработка плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Формирование информационно-аналитической базы. Формулирование проблем и их актуальности. Определение в общих чертах ожидаемого результата.
Написание научной статьи по проблеме исследования. Выступление на научном семинаре кафедры таможенного дела.
Этап 3.
Очной формы обучения
№ п/п | Этапы программы | Работа на кафедре в часах | Самосто-ятельная работа в часах | Форма текущего контроля |
1. | Подготовка научных обзоров, докладов, эссе и статей по выбранной научной тематике исследовательской работы | Согласно графику индивидуального плана программы (План проспект исследования) | ||
2. | Проработка методологических основ исследования, формирование информационно-аналитической базы. Теоретический анализ первоисточников, проработка методического аппарата и планирование научного исследования | Согласно графику индивидуального плана программы (теоретико-методологическое обоснование исследования) | ||
3. | Сбор, обработка и представление полученных данных. Выступление на заседании кафедры с предварительным докладом итогов научно-исследовательской работы | Согласно графику индивидуального плана программы (Анализ и интерпретация исследования) | ||
Дифференцированный зачёт | ||||
Итого |
4.3.2. Тематический план программы для студентов
Очно-заочной формы обучения
№ п/п | Этапы программы | Работа на кафедре в часах | Самосто-ятельная работа в часах | Форма текущего контроля |
1. | Подготовка научных обзоров, докладов, эссе и статей по выбранной научной тематике исследовательской работы | Согласно графику индивидуального плана программы (План проспект исследования) | ||
2. | Проработка методологических основ исследования, формирование информационно-аналитической базы. Теоретический анализ первоисточников, проработка методического аппарата и планирование научного исследования | Согласно графику индивидуального плана программы (теоретико-методологическое обоснование исследования) | ||
3. | Сбор, обработка и представление полученных данных. Выступление на заседании кафедры с предварительным докладом итогов научно-исследовательской работы | Согласно графику индивидуального плана программы (Анализ и интерпретация исследования) | ||
Дифференцированный зачёт | ||||
Итого |
Планы кафедральных занятий
4.4.1. Планы кафедральных занятий со студентами
Очной формы обучения
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 1
«Подготовка научных обзоров, докладов, эссе и статей по выбранной научной тематике исследовательской работы» – 36 часов
Цель:формирование обобщённого представления об организации и проведении сбора и реферирования научной литературы, позволяющей определить цели и задачи выполнения научно-исследовательской работы и их интерпретация.
1. Вопросы к обсуждению:
- Работа с научной информацией.
- Предварительное ознакомление с литературным источником информации.
- Основные подходы к чтению научно-литературного произведения, как стимуляция идей.
- Основные требования к реферированию научной информации.
- Составление библиографии.
2. Оценка самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы:подготовить библиографический список по выбранному направлению исследования и тезисы доклада на кафедре по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 4, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 2
«Проработка методологических основ исследования, формирование информационно-аналитической базы» – 36 часов
Цель:формирование обобщённого представления о процессе выбора методологических основах и методах научного исследования.
1. Вопросы к обсуждению:
- Выбор системы принципов, правил, способов и приёмов, предназначенных для успешного решения исследовательской задачи.
- Определение метода научного исследования.
- Моделирование – как один из главных методов научного исследования.
- Основные требования к выбору темы; обоснованию необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработка плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
- Определению структуры работы.
- Порядок формирования информационно-аналитической базы.
2. Оценка самостоятельной работы.
Представление научному руководителю:
а) утвержденной на кафедре тема научно-исследовательской работы;
б) утвержденный план-график работы над научно-исследовательской работой с указанием основных мероприятий и сроков их реализации;
в) постановка целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы; характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать;
г) написание научной статьи по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 5, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 3
«Сбор, обработка и представление полученных данных научно-исследовательской работы» – 36 часов
Цель:формирование обобщённого представления о процессе сбора, обработки и представления полученных данных научно-исследовательской работы.
1. Вопросы к обсуждению:
- Порядок проведения теоретических и эмпирических исследований.
- Особенности научного процесса объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
- Порядок определение композиции научно-исследовательской работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
- Составление отчета о результатах научно-исследовательской работы.
2. Оценка самостоятельной работы.
Представление научному руководителю:
а) отчета о результатах научно-исследовательской работы;
б) доклада на студенческой научной конференции по проблеме исследования и представление материалов в сборник конференции;
в) предложения о внедрении результатов исследования в практическую деятельность таможенных органов и в учебный процесс.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 3, 6,
- дополнительные: 7, 8, 9
4.4.2. Планы кафедральных занятий со студентами
Очно-заочной формы обучения
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 1
«Подготовка научных обзоров, докладов, эссе и статей по выбранной научной тематике исследовательской работы» – 8 часов
Цель:формирование обобщённого представления об организации и проведении сбора и реферирования научной литературы, позволяющей определить цели и задачи выполнения научно-исследовательской работы и их интерпретация.
1. Вопросы к обсуждению:
- Работа с научной информацией.
- Предварительное ознакомление с литературным источником информации.
- Основные подходы к чтению научно-литературного произведения, как стимуляция идей.
- Основные требования к реферированию научной информации.
- Составление библиографии.
2. Оценка самостоятельной работы
Задания для самостоятельной работы:подготовить библиографический список по выбранному направлению исследования и тезисы доклада на кафедре по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 4, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 2
«Проработка методологических основ исследования, формирование информационно-аналитической базы» – 8 часов
Цель:формирование обобщённого представления о процессе выбора методологических основах и методах научного исследования.
1. Вопросы к обсуждению:
- Выбор системы принципов, правил, способов и приёмов, предназначенных для успешного решения исследовательской задачи.
- Определение метода научного исследования.
- Моделирование – как один из главных методов научного исследования.
- Основные требования к выбору темы; обоснованию необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработка плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
- Определению структуры работы.
- Порядок формирования информационно-аналитической базы.
2. Оценка самостоятельной работы.
Представление научному руководителю:
а) утвержденной на кафедре тема научно-исследовательской работы;
б) утвержденный план-график работы над научно-исследовательской работой с указанием основных мероприятий и сроков их реализации;
в) постановка целей и задач исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы; характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать;
г) написание научной статьи по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 5, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Рассредоточенное кафедральное занятие по этапу 3
«Сбор, обработка и представление полученных данных научно-исследовательской работы» – 8 часов
Цель:формирование обобщённого представления о процессе сбора, обработки и представления полученных данных научно-исследовательской работы.
1. Вопросы к обсуждению:
- Порядок проведения теоретических и эмпирических исследований.
- Особенности научного процесса объяснения новых научных фактов, аргументирования и формулирования положений, выводов и практических рекомендаций и предложений.
- Порядок определение композиции научно-исследовательской работы; уточнение заглавия, названий глав и параграфов; подготовку черновой рукописи и её редактирование; оформление текста, в том числе списка использованной литературы и приложений.
- Составление отчета о результатах научно-исследовательской работы.
2. Оценка самостоятельной работы.
Представление научному руководителю:
а) отчета о результатах научно-исследовательской работы;
б) доклада на студенческой научной конференции по проблеме исследования и представление материалов в сборник конференции;
в) предложения о внедрении результатов исследования в практическую деятельность таможенных органов и в учебный процесс.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 3, 6,
- дополнительные: 7, 8, 9
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Образовательные, научно-исследовательские и
Очно-заочной формы обучения
Этапы программы | Время на СРС (по тематическому плану) | В том числе: | ||||
Организация и проведение исследования по проблеме | Сбор эмпирических данных и их интерпретация | Составление библиографии по теме НИР | Составление отчёта о НИР | Написание научной статьи по проблеме исследования | ||
+ | + | + | + | + | ||
+ | + | + | + | + | ||
+ | + | + | + | + | ||
Диф.зачёт | ||||||
Всего |
5.3. Задания на самостоятельную работу студентам
По этапам программы
Задания на самостоятельную работу студентов по этапу 1
Цель задания: формирование обобщённого представления об организации и проведении сбора и реферирования научной литературы, позволяющей определить цели и задачи выполнения научно-исследовательской работы и их интерпретация.
Содержание: организация и проведение исследования по проблеме, сбор эмпирических данных и их интерпретация.
Срок выполнения: к следующему этапу программы.
Ориентировочный объем конспекта -не менее 15 страниц.
Отчетность: библиографический список по выбранному направлению исследования и тезисы доклада на кафедре по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 4, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Задания на самостоятельную работу студентов по этапу 2
Цель задания: формирование обобщённого представления о процессе выбора методологических основах и методах научного исследования.
Содержание: выбор темы НИР; обоснованию необходимости проведения исследования по ней; определение гипотез, целей и задач исследования; разработка плана или программы научного исследования; подготовку средств исследования (инструментария).
Срок выполнения: к следующему этапу программы.
Ориентировочный объем конспекта -не менее 15 страниц.
Отчетность: утвержденная на кафедре тема НИР; утвержденный план-график работы над НИР; научная статья по выбранной научной тематике исследовательской работы.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 2, 5, 6
- дополнительные: 7, 8, 9
Задания на самостоятельную работу студентов по этапу 3
Цель задания: формирование обобщённого представления о процессе сбора, обработки и представления полученных данных научно-исследовательской работы.
Содержание: организация и проведение НИР по проблеме.
Срок выполнения: к дате завершения программы.
Ориентировочный объем конспекта -не менее 15 страниц.
Отчетность: отчет о результатах научно-исследовательской работы; тезисы доклада на студенческой научной конференции по проблеме исследования и представление материалов в сборник конференции; предложения о внедрении результатов исследования в практическую деятельность таможенных органов и в учебный процесс.
Литература и источники:
- обязательные: 1, 3, 6,
- дополнительные: 7, 8, 9
5.4. Оценка самостоятельной работы студента
Научным руководителем
Результаты самостоятельной работы студента оцениваются научным руководителем на каждом кафедральном рассредоточенном занятии, в конце программы в журнал занятий выставляется итоговая оценка студенту за самостоятельную работу в течение периода реализации программы научных исследований. Рядом со столбцом последнего занятия наверху вместо даты пишется СРС и выставляется оценка по 5-ти бальной шкале
Выставленная оценка учитывается при публичной защите выполненной исследовательской работы (сокращение числа дополнительных вопросов при оценке самостоятельной работы студента не ниже «хорошо», повышение полученной на дифференцированном зачёте оценки на 1 балл.
Перечень вопросов к зачёту
1. Направления государственной политики в области развития науки и технологий.
2. Управление наукой и её организационная структура.
3. Научное исследование: его сущность и особенности.
4. Объект и предмет научного исследования.
5. Классификация научных исследований.
6. Эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания.
7. Структурные компоненты теоретического познания: проблема, гипотеза, теория.
8. Метод и теория научного исследования.
9. Всеобщие методы исследования: диалектический и метафизический.
10. Общелогические методы исследований.
11. Теоретические методы исследований.
12. Эмпирические методы исследований.
13. Специальные методы научных исследований.
14. Математические модели и методы исследований.
15. Этапы процесса моделирования.
16. Классификация моделей и формы моделирования.
17. Выбор темы научного исследования студентом, определение его цели и задач.
18. Объект и предмет исследования.
19. Факторы, определяющие выбор темы.
20. Основные этапы выбора темы. Требования, предъявляемые к теме. Формулирование темы.
21. Процедура анализа теоретических и экспериментальных исследований.
22. Альтернативные результаты теоретико-экспериментального анализа.
23. Основные требования к заключению, выводам и предложениям по результатам исследований.
24. Информационное обеспечение научной работы студента.
25. Основные источники научной информации.
26. Методика работы с научной информацией.
27. Документированная информация и её классификация.
28. Принцип централизованной обработки научных документов.
29. Методика работы с научной информацией.
30. Систематизация и анализ научной и учебной информации.
31. Формы регистрации научной информации.
32. Виды научно-исследовательских студенческих работ.
33. Реферат как научное произведение, его назначение и структура.
34. Курсовая работа, её назначение и структура.
35. Выпускная квалификационная работа студента, её цели, структура и содержание.
36. Общие требования к научно-исследовательской работе.
37. Структура учебно-научной работы, её основные композиционные элементы.
Практикум
Тестовые задания формулируются в оригинальной авторской форме, с открытыми вариантами ответов.
1. Выберите правильный ответ. Познание - это?
Варианты ответа:
1) сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности;
2) творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире;
3) результат человеческой деятельности, направленный на выработку и теоретическую схематизацию объективных знаний о действительности.
2. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
3. Выберите правильный ответ. Мировоззренческая функция науки имеет главной целью?
Варианты ответа:
1) производство нового научного знания;
2) внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий, форм организации и проч.;
3) разработку научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания.
4. Выберите истинное утверждение. Можно ли считать, что научным является не всякое знание, а лишь хорошо проверенное и обоснованное.
Варианты ответа:
1 - да;
2 - нет.
5. Выберите правильный ответ. Наука - это?
Варианты ответа:
1) мышление в понятиях;
2) мышление в образах;
3) мышление в образах и понятиях.
6. Выберите правильный ответ. Дифференциация - это?
Варианты ответа:
1) процесс и результат расчленения системы, первоначально единой или состоящей из одинаковых элементов, на более или менее обособленные разнокачественные части;
2) процесс и результат взаимосвязи, взаимодействия, сближения и объединения в единое целое каких- либо частей, элементов;
3) процесс и результат расчленения системы, с последующим объединением в единое целое каких- либо частей, элементов.
7. Выберите правильный ответ. Факт - это?
Варианты ответа:
1) обобщённый опыт, формулирующий научные принципы и методы, которые позволяют обобщить и познать существующие процессы и явления, проанализировать действие на них разных факторов и предложить рекомендации по использованию их в практической деятельности людей;
2) положение, выражающее всеобщий ход вещей в какой-либо области;
3) высказывание относительно того, каким образом что-либо является необходимым или происходит с необходимостью;
4) особое предложение, фиксирующее эмпирическое знание утверждение или условие, которое может быть верифицировано.
8. Дополните предложение. Научный принцип – это ….
Варианты ответа:
1 - наиболее общее и фундаментальное понятие, отражающее существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания;
2 - основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения, политической организации;
3 - утверждение, принимаемое истинным без доказательств, и которое в последующем служит «фундаментом» для построения доказательств в рамках какой-либо теории, дисциплины и т.д.
9. Дополните предложение. Закономерность – это ….
Варианты ответа:
1 - руководящая идея, основное исходное положение теории, учения, мировоззрения, теоретической программы;
2 - система существенных, необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;
3 - совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений, действительности
10. Выберите правильный ответ. Идеологом «чистой науки», утверждающим, что её целью является установление порядка, лежащего в основе явлений, чтобы представлять возможности объектов, порождённых этим порядком, и, соответственно, открывать новые явления, был?
Варианты ответа:
1) Г.