Обследование слоговой структуры слова
Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из слогов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной слоговой структуры — со стечением согласных в начале, середине и конце слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.
Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок дается инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назови, кто или что это».
1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть,
ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекресток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регулировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, полотенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.
2. Исследование произнесения слов различного слогового со
става.
Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:
1 — двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);
2 — трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);
3 — односложные слова (мак, лев);
4 — двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);
5 — двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);
6 — двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, Павлик);
7 _ трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);
8 — трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
9 — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом (памятник, маятник);
10 — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (винтовка, морковка);
11 — односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);
12—двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кнопка, клетка);
13 — четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, батарея).
3. Исследование произнесения слов различного слогового состава в предложениях.
• Мальчик слепил снеговика.
• Водопроводчик чинит водопровод.
• Полицейский ездит на мотоцикле.
• Регулировщик стоит на перекрестке.
Оцениваются:
• особенности нарушений слоговой структуры слова (ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному);
• элизии слогов, опускание согласных в стечениях;
• парафазии, перестановки при сохранении контура слов;
• итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);
• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).
По результатам обследования нарушения слоговой структуры слова определяется уровень.
Первый уровень (низкий, 1 балл)— ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. Например, ребенок произносит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (блогов), кон-
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
таминации (часть одного слова соединяется с частью другого;. При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.
Третий уровень (средний, 3 балла)— имеются нарушения слоговой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различного слогового состава нарушений почти нет.
Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— имеются нарушения слов сложного слогового состава.
Пятый уровень (высокий, 5баллов) — нет нарушений у слоговой структуры слова.
Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями
Обследование лексики