Обследование слоговой структуры слова

Слог — минимальная произносительная единица. Ребенок осваивает слова, состоящие из разного количества слогов, из сло­гов со стечениями согласных звуков. Поэтому необходимо про­верять, как ребенок произносит слова различной слоговой струк­туры — со стечением согласных в начале, середине и конце сло­ва, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков.

Материалом исследования слоговой структуры слова служат предметные картинки. В процессе предъявления картинок да­ется инструкция: «Посмотри внимательно на картинку и назо­ви, кто или что это».

1. Исследование произнесения слов сложного слогового состава.
Трамвай, верблюд, виноград, сахарница, корзинка, скатерть,

ласточка, черепаха, хворост, аквариум, холодильник, перекрес­ток, фотография, под мухомором, балерина, милиционер, регу­лировщик, парикмахерская, сковородка, со сковородки, поло­тенце, ящерица, сквозняк, температура, простокваша.

2. Исследование произнесения слов различного слогового со­
става.

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-и трехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами, со стечениями согласных звуков:

1 — двухсложные слова из двух открытых слогов (мама, уха);

2 — трехсложные слова из открытых слогов (панама, пионы);

3 — односложные слова (мак, лев);

4 — двухсложные слова с одним закрытым слогом (каток, Алик);

5 — двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (тыква, утка);

6 — двухсложные слова с закрытым слогом и стечением со­гласных (компот, Павлик);

7 _ трехсложные слова с закрытым слогом (котенок, пулемет);

8 — трехсложные слова со стечением согласных (конфета, калитка);

Обследование слоговой структуры слова - student2.ru Обследование слоговой структуры слова - student2.ru Обследование слоговой структуры слова - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

9 — трехсложные слова со стечением согласных и закрытым
слогом (памятник, маятник);

10 — трехсложные слова с двумя стечениями согласных (вин­товка, морковка);

11 — односложные слова со стечением согласных в начале слова (кнут, клей);

12—двухсложные слова с двумя стечениями согласных (кноп­ка, клетка);

13 — четырехсложные слова из открытых слогов (паутина, ба­тарея).

3. Исследование произнесения слов различного слогового со­става в предложениях.

• Мальчик слепил снеговика.

• Водопроводчик чинит водопровод.

• Полицейский ездит на мотоцикле.

• Регулировщик стоит на перекрестке.
Оцениваются:

• особенности нарушений слоговой структуры слова (ребе­нок произносит только отдельные слоги, произносит сло­во всякий раз по-разному);

• элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

• парафазии, перестановки при сохранении контура слов;

• итерации, персеверации, добавление звуков (слогов);

• контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

По результатам обследования нарушения слоговой структу­ры слова определяется уровень.

Первый уровень (низкий, 1 балл)— ограниченная способность воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— имеются наруше­ния слоговой структуры слова в предложениях, при произнесе­нии слов сложного слогового состава. Например, ребенок про­износит только отдельные слоги, произносит слово всякий раз по-разному, наблюдаются элизии слогов, опускание согласных в стечениях, парафазии, перестановки при сохранении контура слов, итерации, персеверации, добавление звуков (блогов), кон-


Обследование слоговой структуры слова - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

таминации (часть одного слова соединяется с частью другого;. При произнесении слов различного слогового состава имеются нарушения не всех групп.

Третий уровень (средний, 3 балла)— имеются нарушения сло­говой структуры слова в предложениях, при произнесении слов сложного слогового состава. При произнесении слов различно­го слогового состава нарушений почти нет.

Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— имеются нару­шения слов сложного слогового состава.

Пятый уровень (высокий, 5баллов) — нет нарушений у слого­вой структуры слова.

               
  Обследование слоговой структуры слова - student2.ru
 
    Обследование слоговой структуры слова - student2.ru
      Обследование слоговой структуры слова - student2.ru
 
    Обследование слоговой структуры слова - student2.ru

Обследование слоговой структуры слова - student2.ru

Обследование слоговой структуры слова - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Обследование лексики

Наши рекомендации