Исследование подвижности мягкого нёба.

Для выявления подвижности мягкого неба ребенку предлага­ется произнести звук [а]. При этом определяется наличие или отсутствие активного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки. Пассивное замыкание определяется шпателем или паль­цем путем дотягивания мягкого нёба до задней стенки глотки, одновременно отмечается наличие' или отсутствие рефлексов задней стенки глотки.


Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

При выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов: явная невозможность, зна­чительное ограничение объема движений, склонность к посто­янному удерживанию языка «комком» в глубине полости рта, трудности изменения заданного положения речевых органов, тремор, гиперкинезы, синкинезии, замедление темпа при по­вторных движениях. При анализе состояния артикуляционной моторики за основу могут быть взяты следующие параметры.

1. Движения артикуляторного аппарата: активные, пассив­ные.

2. Объем движений: полный, неполный.

3. Тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напря­женный.

4. Точность движений: точные, последовательные, неточные, отсутствует последовательность движений.

5. Наличие сопутствующих и насильственных движений (ука­зать какие).

6. Темп движений: нормальный, замедленный, быстрый.

7. Длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции.

По результатам обследования артикуляционной моторики определяется уровень.

Первый уровень (низкий, 1 балл)— ребенок затрудняется в движениях артикуляторных органов, наблюдается невозмож­ность выполнения большинства движений губами, языком. Не может по подражанию вытянуть губы вперед, отвести их уголки в стороны, поднять верхнюю губу, опустить нижнюю губу, облиз­нуть их, вызвать вибрацию губ, надуть щеки, втянуть их. При выполнении движения языком отмечается неумение выполнить упражнение на последовательность движений, на распластыва­ние языка (язык «комком») при повышенном тонусе. При пони­женном тонусе (язык тонкий, вялый) может быть тремор, гипер­кинезы, синкинезии, гиперсаливация. Отмечается отсутствие ак­тивного замыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, от­сутствие рефлексов задней стенки глотки.

               
    Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
  Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
 
    Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
 
    Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
 

Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru

Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Второй уровень (ниже среднего, 2 балла)— отмечается невоз­можность выполнения многих движений органами артикуляци­онного аппарата, неполный объем движений, тонус мускулату­ры напряженный или вялый, движения неточные, отсутствует последовательность движений, имеются сопутствующие, насиль­ственные движения, отмечается саливация, темп движений или замедленный, или быстрый. При этом ребенок недостаточно удерживает артикуляторы в определенной позиции.

Третий уровень (средний, 3балла) — при выполнении заданий диагностируются затруднения в движениях артикуляторных органов, но явных нарушений не отмечается. При обследовании фиксируется ограничение объема движений, трудности измене­ния заданного положения речевых органов, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная их точность. Может иметь место тремор, замедление темпа при повторных движениях.

Четвертый уровень (выше среднего, 4 балла)— артикуляцион­ная моторика сформирована, объем движений полный, но они являются замедленными, неловкими, недифференцированны­ми. Движения характеризуются недостаточной согласованнос­тью деятельности. Во время выполнения движений органами артикуляционного аппарата нетсинкинезий, гиперкинезов, са­ливации.

Пятый уровень (высокий, 5 баллов)— артикуляционная мото­рика сформирована полностью. Движения артикуляторного ап­парата активные, объем движений полный, тонус мускулатуры нормальный, движения точные, темп нормальный, сопутству­ющие движения отсутствуют.

           
  Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
    Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
    Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
 
 

Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru
Исследование подвижности мягкого нёба. - student2.ru

Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями

Наши рекомендации