Логика как наука и ее предмет.
Логика как наука и ее предмет.
Логика – наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Предмет: мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Роль мышления в познании. Типы познания.
Познание –это процесс отражения действительности в сознании человека, целью которого является получение адекватных знаний об окружающем мире.
В процессе познания можно выделить два способа, которые представляют собой единство: чувственный и рациональный.
Понятие логической формы и логического закона.
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения. Основными формально-логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия, 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания. Они будут подробно излагаться в отдельной главе. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.
Истинность и правильность.
ПРАВИЛЬНОСТЬ И ИСТИННОСТЬ — категории логики и теории познания. Правильность (логическая) есть характеристика логических операций (умозаключение, доказательство, определение, классификация и др.), независимая от конкретного содержания познавательных актов, в которых они применяются, в частности, от конкретного содержания высказываний и понятий — объектов этих операций
Истинность есть характеристика содержания результатов познания (высказываний, теорий) и означает соответствие их познаваемой действительности (Истина). Однако и правильность характеризует отношение мышления и действительности, поскольку формы логических операций и лежащие в их основе логические законы являются отражением наиболее общих черт и отношений объективного мира.
Мышление и язык. Функции языка.
Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.
Язык – знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание); искусственно созданное человеком средство познания и общения.
Функции языка: коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества; познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций.
Понятие знака. Виды знаков. Значение и смысл знаков.
Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.
Предметное значение знака – это замещаемый объект. Подобным объектом могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что способно стать объектом мысли, все, о чем можно что-либо утверждать или отрицать. В этом качестве могут выступать и характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны.
Именная функция.
Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию «отец y». Подставим вместо «y» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» – имя предмета.
Пропозициональная функция.
Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.
Понятие, слово, термин.
ПОНЯТИЕ – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.
Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.
Содержание и объем понятия. Виды понятий.
Объем понятия означает совокупность предметов, которые обобщаются под данным понятием. Другими словами объем - это класс (количество) предметов, которые мыслятся под данным понятием. Например, объем понятия “студент” включает всех студентов, которые жили, живут и будут жить; понятие “конституция государства” включает все конституции государства, которые существовали, существуют и будут существовать; понятие “водоем” - все водоемы, которые... и т.д.
Содержание понятия - это совокупность существенных свойств, присущих отображаемой в данном понятии класса предметов.
Другими словами, если мы хотим определить объем понятия, мы должны ответить на вопрос “Сколько таких объектов существует?” а если хотим определить содержание - ответить на вопрос “Какое оно ?” или “Чем оно является?”.
В зависимости от объема, понятия могут быть пустыми, единичными и общими.
Пустыми называются понятия, объемы которых не включают ни одного реального предмета
Единичным является понятие, объем которого включает только один предмет, явление или событие.
Общими являются понятия, объем которых включает один предмет - “страна”, “студент”, “наука”, “город”, “менеджмент”, “сервис”, “грамотный” и т.д.
Конкретные - абстрактные;
Положительные - отрицательные;
Относительные и безотносительные (четные и нечетные);
Собирательные и несобирательные
15. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятий.
В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть. Например, объем понятия «хищная рыба» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «рыба» (составляет часть объема понятия «рыба»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго. На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий. Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «водопад»), и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже класс предметов .
Простые суждения и их виды.
Простым, является такое суждение, ни одна из логических частей которого не может являться суждением. К ним относятся атрибутивные (суждения о свойствах), реляционные (суждения об отношениях) и экзистенциальные (суждения о существовании).Теория, изучающая логическую структуру простых атрибутивных высказываний, отношения между ними и выводы, построенные с учетом этой структуры, называется силлогистика.
Атрибутивные суждения – это суждения, в которых утверждается наличие или отсутствие какого-либо свойства у объекта. Например, «Все киты являются морскими млекопитающими», «Часть студентов является отличниками учебы». Основными элементами логической структуры атрибутивного суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.
Соединительные суждения. Таблица истинности для конъюнкции.
Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».
Разделительные суждения. Полная и неполная, строгая и слабая дизъюнкция. Таблица истинности для дизъюнкции.
Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или».
Условные суждения. Таблица истинности для импликации.
Условным, или импликативным, называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то...».
Эквивалентные суждения. Таблица истинности для двойной импликации.
вивалентным называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если..., то...».
Закон тождества.
Зако́н то́ждества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.
Закон непротиворечия.
Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно[1].
Развитие логики в России.
Первый трактат по логике появился в России в Х в. Это был перевод философской главы из “Диалектики” византийского писателя VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев. Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине XVII в. Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики.
В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений,
Русские видные публицисты В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) активно интересовались философскими вопросами, в том числе проблемами логики. Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательства тезиса. А. И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теоретического мышления и практической деятельности. Н. Г Чернышевский утверждал, что понятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно, а лишь указывает на его незаконченность.
Крупнейшими русскими логиками XIX в. были Михаил Иванович Каринский (1840-1917) и его ученик Леонид Васильевич Рутковский (1859-1920), основные логические работы которых посвящены классификации умозаключений.
Индуктивная логика.
раздел логики, изучающий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр. с целью получения индуктивных обобщений, объяснений, предсказаний, описаний и предписаний (см. Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— индуктивный вывод.
Модальная логика.
Модальная логика (от лат. modus — способ, мера) — логика, в которой кроме стандартных логических связок, переменных и/или предикатов есть модальности (модальные операторы). Модальности бывают разные; наиболее распространены временны́е («когда-нибудь в будущем», «всегда в прошлом», «всегда» и т. д.) и пространственные («здесь», «где-то», «близко» и т. д.).
Математическая логика.
Математи́ческая ло́гика (теоретическая логика, символическая логика[1]) — раздел математики, изучающий математические обозначения, формальные системы, доказуемость математических суждений, природу математического доказательства в целом, вычислимость и прочие аспекты оснований математики[2]. В более широком смысле рассматривается как математизированная ветвь формальной логики[3] — «логика по предмету, математика по методу»[4], «логика, развиваемая с помощью математических методов»[5].
Стратегия и тактика спора.
Уловки в споре:
Первое правило: необходимо явно сформулировать тезис (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции и т.д.). Это правило выражает главное условие эффективности аргументации и критики.
Второе правило: тезис должен быть сформулирован четко и ясно.
Иногда в споре применяют уловку «умышленная нечеткая формулировка тезиса», т.е. умышленно формулируют тезис нечетко.
С первым правилом связана также уловка «чрезмерное требование уточнение тезиса». Она заключается в требовании разъяснить даже ясные выражения.
Еще одна уловка – «умышленное непонимание тезиса». Она может заключатся в изменении смысла выражения, с тем чтобы изменить смысл тезиса не в пользу пропонента. Например, вместо того чтобы сказать, что у человека заболела голова, говорят, что у него что-то с головой. Вместо «смотрит не поворачивая головы» говорят «смотрит косо».
Третье правило: тезис не должен изменяться в процессе аргументации и критики без специальных оговорок.
Еще одна разновидность ошибки "подмена тезиса" — «потеря тезиса». Например, выступает кто-то из студентов на собрании и говорит: "Мало мы занимаемся по вечерам. В общежитии мы ходим друг к другу, отвлекаем друг друга от занятий". Выступающему бросают реплику: «Ты еще слишком молодой». Он теряет тезис и говорит о том, что до поступления в институт работал на заводе, потом служил в армии. А тут и время истекло.
Логика как наука и ее предмет.
Логика – наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
Предмет: мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.