Методы теоретических и эмпирических исследований.
Метод – система практических и/или теоретических операций, нацеленных на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.
Методы в самом общем виде подразделяются на общенаучные и специальные, применяемые в конкретных сферах науки.
К общенаучным методам принято относить:
1) методы эмпирического, то есть основанного на опыте, исследований;
2) методы теоретического исследований;
3) общелогические методы.
Специальные методы исследований представляют различные сочетания общенаучных методов, применяемых с учетом особенностей конкретных наук и исследуемых объектов.
Общелогические методы:
1. Анализ – разложение объекта исследования на составные части. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.
2. Синтез – соединение отдельных сторон частей объекта исследования в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны и представляют собой единство противоположностей.
3. Индукция – движение мысли от фактов, отдельных случаев к общему положению, т.е. к некоторой гипотезе. Индуктивные умозаключения наводят на мысль, на общее.
4. Дедукция – выведение единичного, частного из какого-либо общего положения, т.е. движение мысли от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений выводят определенную мысль из других мыслей.
5. Аналогия – способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими. Это рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.
К методам теоретического уровня познания относят:
1. Аксиоматический – способ исследования, который состоит в том, что некоторое утверждение (аксиомы и постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.
2. Гипотетический – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследований, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру этого метода входят:
1) выдвижение предположения о причинах и закономерностях изучаемых предметов и явлений;
2) выбор из множества предположений наиболее вероятного и правдоподобного;
3) выведение из отобранного предположения следствия с помощью дедукции;
4) экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.
3. Формализация – отображение явлений или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, в логике, математике, химии) и обеспечение возможности исследования разных объектов и их свойств через формальное исследование соответствующих знаков. Формализация является основой для алгоритмизации и программирования.
4. Абстрагирование – это мысленное отвлечение от некоторых несущественных свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений.
5. Обобщение – установление общих свойств и отношений предметов и явлений, т.е. определение общего понятия, в котором отражены основные признаки предметов или явлений данного класса.
6. Исторический метод – заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения, формирования и развития объектов исследования в хронологической последовательности, в результате чего исследователь получает дополнительные знания об изучаемом объекте или процессе.
7. Системный метод – заключается в исследовании системы, т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов, связей ее компонентов и их связей с внешней средой.
К методам эмпирического уровня познания относятся:
1. Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств, предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений.
2. Измерение – это определение численного значений некоторой величины путём ее сравнения с мерой или единицей.
3. Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются путём наблюдения или измерения.
4. Сравнение – сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего, осуществляемое как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
5. Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.
6. Моделирование – получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей (аналога, модели). При этом под моделью понимается мысленно представляемый или материальный аналог объекта.
Под методологическими принципами принято понимать следующие положения:
1) принцип объективности, который объединяет все формы научного познания, так как цель всякого познания – это получение объективно истинных результатов;
2) принцип системности, требующий от исследователя при изучении предметов и явлений рассматривать их как части или элементы определенного целостного функционального образования;
3) принцип историзма – общеметодологический принцип, применяемый во всех науках, изучающих объекты в развитии.
Лекция 6.