Методология научного исследования.

Лекция 1.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методология (букв. путь вслед за чем либо) – это

1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

2) система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе.

Главная цель методологии науки – это изучение тех методов, средств и приемов с помощью которых преображаются и обосновываются новые знания в науке, а так же структуры научного знания вообще, место и роли в нем различных форм познания и методов анализа и построение различных систем научного знания.

Методологию науки можно разделить на следующие составляющие:
1. Философская.

2. Общенаучная.

3. Конкретно-научная.

4. Технологическая (конкретные методики и техники исследования).

Особенности научной деятельности, принципы познания едины для всей науки в целом, хотя содержание исследования в разных научных областях разное.

Методология – это учение об организации деятельности.
Организация – это

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцируемых и автономных частей какого-либо целого, обусловленное его строением;

2) совокупность процессов или действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей совместно организующих программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель, новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности – результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, не конкретно, в глаголах несовершенной формы.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии к научному исследованию:

1. Постановка проблемы.

2. Построение предмета исследования.

3. Создание научной теории.

4. Проверка истинности теории путем обращения к практике.

5. Использование данной теории для создания других теорий.

6. Интерпретация полученных материалов.

Методология научного исследования – это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования. Включает в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Методологически выдержанная исследовательская работа характеризуется:

1. Корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получением научных результатов обладающих признаками новизны, полезности и достоверности.

2. Построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и динамике (законы и закономерности развития).

3. Построение теории, с помощью которой предмет исследования и изучаемую проблему можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию.

4. Обеспечение единства теории и практики, понимаемом в том смысле, что созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и наоборот, полученные практические результаты позволяют дополнить и развить теорию.

5. Законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объясняла с позиции целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов.

6. Достоверностью полученных научных результатов, доказанных и проверенных всеми возможными методами, теоретическими и экспериментальными и практическими наблюдениями.

Лекция 2.

Лекция 3.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме представлений о закономерных связях объективного мира.

Функции знания:

1. Обобщение разрозненных представлений о закономерностях природы, общества и мышления.

2. Хранение в обобщенных представлениях всего, что может быть передано в качестве устойчивой основы практической деятельности.

Познание – процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию.

Целью познания является отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, т.е. в процессе практической деятельности человека.

Совокупность понятий и терминов, которые используются в определенной науке, образуют ее понятийный аппарат.

Теоретический уровень исследований характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Здесь исследуемые объекты анализируются, обобщаются, постигается их сущность, внутренние связи законы развития. Структурными компонентами теоретического познания являются: проблема, гипотеза, теория.

Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Различают две группы проблем: неразвитые и развитые.

Неразвитые проблемы характеризуются следующими чертами:

1) возникают на базе определенной теории или концепции;

2) трудные, нестандартные задачи;

3) их решение направлено на устранение возникшего в познании противоречия;

4) пути решения проблемы не известны.

Развитые проблемы имеют более или менее конкретные указания на пути их решения.

Идея – это новое интуитивное объяснение события или явления. Идея материализуется в гипотезу. Под гипотезой в широком смысле слова подразумевается любое предположение, допущение, предсказание или догадка, истинность которой остается неизвестной.

Гипотеза – это требующая проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определенные следствия о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) релевантности, т.е. релевантность гипотезы характеризует отношение гипотезы к фактам, на которые она опирается, а также возможность вхождения в состав существующей теоретической системы;

2) проверяемости опытным путем, сопоставляемости с данными наблюдения или эксперимента;

3) совместимости с существующим научным знанием;

4) обладание объяснительной и предсказательной силой, т.е. из гипотезы должно выводится некоторое количество подтверждающих ее фактов, следствий;

5) простоты, связанной с интенсивностью ее исходных посылок, позволяющей установить логические связи между фактами, которые охватываются такой гипотезой.

В научном познании обычно имеют дело не с изолированными гипотезами, а с определенной системой логически взаимосвязанных гипотез. Именно благодаря этому возникают научные теории.

Теория – это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно определяет какую-либо область действительности. Теория обладает следующими свойствами:

1) представляет собой одну из форм рациональной мыслительной деятельности;

2) целостная система достоверных знаний;

3) теория не только описывает совокупность фактов, но и объясняет их;

4) все содержащиеся в теории положения и выводы обоснованы и доказаны.

В современной методологии науки выделяют следующие структурные элементы теории: исходные основания (понятия, аксиомы, законы, принципы и т.д.); идеализированный объект (теоретическая модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов); логика теории (совокупность определенных правил и способов доказывания); совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории; философские установки и социальные ценности.

В редких случаях в равной степени доказуемыми являются противоречивые суждения. В таких случаях говорят о возникновении парадокса. Парадокс - это утверждение, резко расходящееся с принятым, установившемся мнением, отрицание того, что представляется безусловно правильным. Если же появляются противоречия, подобную ситуацию принято определять как кризисную, при которой возникает необходимость пересмотра прежних теоретических представлений, перехода от старой парадигмы к новой.

Смену фундаментальных для науки теорий и представлений, устойчивых традиций, парадигм принято называть научными революциями.

Под парадигмой принято понимать господствующую в данное время научную теорию, являющуюся для науки как бы внутренним критерием правильности вновь получаемых знаний.

Структуру теории образуют:

1) понятия – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки определенного множества предметов или явлений;

2) определения – это раскрытие содержание понятия, которое должно отвечать двум признакам: должно указывать на ближайшее родовое понятие и должно указывать на то, чем данное понятие отличается от других;

3) аксиома (постулаты) – положение, которое является исходным, недоказываемым, из которого по установленным правилам выводятся другие положения;

4) закон – объективная существенная внутренняя необходимая и устойчивая связь между элементами, явлениями и процессами;

5) закономерность – это совокупность действия многих законов, система существенных необходимых общих связей, каждая из которых составляет отдельный закон;

6) учение – совокупность теоретических положений о какой-либо области явлений действительности.

Эмпирический уровень исследования характеризуется чувственного познания, т.е. изучение внешнего мира посредством органов чувств. На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение. Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследований заключается в том, что:

1) совокупность фактов составляют практическую основу теории или гипотезы;

2) факты могут подтверждать теорию или опровергать ее;

3) научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий и истолкован без теоретических представлений;

4) эмпирическое исследование в современной науке предопределяется и направляется теорией.

Структура эмпирического уровня исследований формируется понятиями: факт, эмпирическое обобщение, эмпирический закон. Понятие факт употребляется в нескольких значениях:

1. Факт – это объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности), либо к сфере познания и сознания (факт сознания).

2. Знание о каком-либо событии и явлении, достоверность которого доказана.

3. Предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение – это система определенных научных фактов.

Эмпирический закон – отражает регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрываются существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.

Лекция 4.

Лекция 5.

Лекция 6.

Лекция 7.

Метод мозговой атаки.

Применяется для устранения психологических препятствий. При этом процесс выработки идей и их критическая оценка разделены во времени и проводятся зачастую разными группами людей. Метод мозговой атаки основан та том психологическом эффекте, что группе людей удается коллективно высказать много большее количество идей, направленных на решение конкретной задачи, чем одному человеку. Методы мозговой атаки используют:

1) при решении исследовательских задач в различных областях науки и техники;

2) на различных этапах решения творческих задач самой разной направленности;

3) при самых разных постановках задачи в разнообразных сферах человеческой деятельности.

Мозговая атака с оценкой.

Сущность – прямая мозговая атака, по результатам которой проводится индивидуальный отбор экспертами лучших идей, прорабатываются выбранные идеи и предлагается вариант их реализации, после чего коллективно выбирается лучшее решение.

Лекция 8.

Метод инверсии.

Метод инверсии представляет собой один из эвристических методов активации творческой деятельности, ориентированный на поиск идей в новых неожиданных направлениях, чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом.

Лекция 9.

Лекция 10.

Лекция 1.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

Методология (букв. путь вслед за чем либо) – это

1) учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;

2) система принципов и способов организации и построение теоретической и практической деятельности, а так же учение об этой системе.

Главная цель методологии науки – это изучение тех методов, средств и приемов с помощью которых преображаются и обосновываются новые знания в науке, а так же структуры научного знания вообще, место и роли в нем различных форм познания и методов анализа и построение различных систем научного знания.

Методологию науки можно разделить на следующие составляющие:
1. Философская.

2. Общенаучная.

3. Конкретно-научная.

4. Технологическая (конкретные методики и техники исследования).

Особенности научной деятельности, принципы познания едины для всей науки в целом, хотя содержание исследования в разных научных областях разное.

Методология – это учение об организации деятельности.
Организация – это

1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцируемых и автономных частей какого-либо целого, обусловленное его строением;

2) совокупность процессов или действий ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

3) объединение людей совместно организующих программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

Наиболее принципиальным различием в организации научной деятельности является то обстоятельство, что в научно-исследовательской деятельности нельзя однозначно определить в каждом конкретном проекте ее цель, новое научное знание должно появиться лишь в результате этой деятельности – результате реализации проекта. В связи с этим цель научного исследования формулируется, как правило, не конкретно, в глаголах несовершенной формы.

Можно выделить следующие наиболее существенные зоны приложения методологии к научному исследованию:

1. Постановка проблемы.

2. Построение предмета исследования.

3. Создание научной теории.

4. Проверка истинности теории путем обращения к практике.

5. Использование данной теории для создания других теорий.

6. Интерпретация полученных материалов.

Методология научного исследования – это самая общая форма организации научного знания (научно-познавательной деятельности), содержащая в себе принципы построения научного знания, обеспечивающая соответствие его структуры и содержания задачам исследования. Включает в себя его методы, проверку истинности полученных результатов и их интерпретацию.

Методологически выдержанная исследовательская работа характеризуется:

1. Корректной, научно обоснованной постановкой проблемы исследования, которая не просто существует в теории, но и может быть разработана практически с получением научных результатов обладающих признаками новизны, полезности и достоверности.

2. Построением предмета исследования как совокупности взаимосвязанных подпроблем, при этом изучение выдвинутых вопросов обеспечивается не только в статике (содержание, форма), но и динамике (законы и закономерности развития).

3. Построение теории, с помощью которой предмет исследования и изучаемую проблему можно описать, объяснить, вскрыть внутренний механизм явлений и противоречий, предсказать развитие процесса, выдать рекомендации по совершенствованию.

4. Обеспечение единства теории и практики, понимаемом в том смысле, что созданная исследователем теоретическая концепция в полной мере используется для анализа практики и экспериментальных данных, формулирования новых рекомендаций и наоборот, полученные практические результаты позволяют дополнить и развить теорию.

5. Законченностью и цельностью исследования, приобретающего свойства системы в которой каждая отдельно взятая часть может быть понята и объясняла с позиции целого, а целое способно существовать и выполнять свои функции лишь на базе своих компонентов.

6. Достоверностью полученных научных результатов, доказанных и проверенных всеми возможными методами, теоретическими и экспериментальными и практическими наблюдениями.

Лекция 2.

Наши рекомендации