Организация и методика работы над проектом
Как составить план исследовательской работы?
Перед началом работы нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.
Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку.
Предлагаем список доступных методов исследования:
•подумать самостоятельно;
•прочитать книги о том, что вы исследуете;
•познакомиться с кино- и телефильмами;
•найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;
•спросить у других людей;
•понаблюдать;
•провести эксперимент.
Необходимо учитывать, что и подбор методов, и план работы зависят от того, что вы исследуете. Например, если вы изучаете поведение вороны, то можете использовать все названные выше методы: подумать, что вам уже известно о вороне; расспросить других об этой птице; поискать информацию в книгах и в Интернете. О воронах достаточно большое количество фильмов, и вы можете многие из них посмотреть. Можно провести наблюдение за поведением ворон, и даже поэкспериментировать с ними.
А вот если вы исследуете проблему защиты Земли от крупных астероидов, то понаблюдать и уж тем более провести эксперимент вам, скорее всего, не удастся. Вы вынуждены будете ограничиться собственными суждениями и умозаключениями, чтением литературы, изучением специальных фильмов, беседами со специалистами, математическими расчетами. А если все же вы попытаетесь провести эксперимент, то он возможен только на моделях - уменьшенных копиях Земли и астероидов.
Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.
1) Подумать самостоятельно
Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:
•Что я знаю об этом?
•Какие суждения могу высказать по этому поводу?
•Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?
Прочитать книги о том, что вы исследуете
Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!
Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.
Запишите все, что вы узнали из книг.
Познакомиться с кино- и телефильмами
Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!
Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.
4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет
Компьютер - верный помощник современного исследователя. Ни один ученый уже не может работать без него. Компьютер помогает решать самые разные исследовательские задачи: строить математические модели, проводить эксперименты с компьютерными (виртуальными) копиями объектов, готовить тексты, чертежи, схемы, рисунки.
В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.
Запишите все, что вам помог узнать компьютер.
Спросить у других людей
Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.
1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Это могут быть ученые, например, профессор из университета или работник научно-исследовательского института. В школе их найти трудно. Но им можно позвонить или написать письмо, отправив его по обычной или электронной почте.
Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные школьные программы.
Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка. Например, исследуя характер вооружения войск специального назначения, вы вспоминаете, что ваш дедушка был офицером. Это значит, что он вполне может быть экспертом.
2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.
Например, вы разрабатываете проект новой технологии посадки картофеля и спрашиваете об этом у своей бабушки, которая работает учителем математики в школе. А она рассказывает, как читала об эксперименте педагога А. Иванова. В 80-е годы прошлого века в Санкт-Петербурге (Ленинграде) его ученик изобрел способ посадки картофеля в капроновую сетку, который используют сейчас во многих странах. Вот вам и неспециалист!
Запишите информацию, полученную от других людей.
Понаблюдать
Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.
Например, каждый может увидеть, как ведут себя дети на перемене в школе; посмотреть, как они двигаются; послушать, какие они издают звуки. Но только умный, наблюдательный исследователь, глядя на поведение своих одноклассников в школе, может сделать много интересных выводов, суждений и умозаключений.
Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.
Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.
Провести эксперимент
Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.
Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.
Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП
Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта: видеофильм, альбом, газета, бюллетень, зимний сад, альманах, аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, макет, словарь, электромагнит, атлас, макет, передвижная выставка, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д.
Не исключено, что продуктом проектной деятельности может являться реферат, но такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы.
Подготовка к защите
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причем все предложенные вами мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Поэтому ученые говорят, что результаты исследования надо не просто докладывать - их надо защищать.
Для этого потребуется:
•дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
•классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
•выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;
•ранжировать основные идеи исследования;
•предложить сравнения и метафоры;
•выработать суждения и умозаключения;
•сделать выводы по результатам исследования;
•указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
•подготовить текст выступления;
•приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;
•подготовиться к ответам на вопросы.
Как это сделать?
1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании
Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.
Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.
Описание -это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.
Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»
Характеристикапредполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.
Например, попытаемся охарактеризовать жирафа: «Жираф - это добродушное животное, он никого никогда не обижает. У него добрые глаза и совсем маленькие рожки».
Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Например, игрушки - это куклы, машинки, кубики, мячи и т.п.; полезные ископаемые - это уголь, нефть, газ и т.п.
Сравнение позволяет выявить сходства и различия предметов. Люди во все времена, желая понять, как устроена Вселенная, обращались к сравнению. Химик и врач, живший в эпоху Возрождения, Парацельс (1493-1541) сравнивал мир с аптекой, великий драматург Уильям Шекспир утверждал, что весь мир - театр, многие современные ученые сравнивают мозг человека с компьютером.
Различение дает возможность установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов. Например, яблоко и помидор очень похожи, но яблоко - фрукт, а помидор - овощ, яблоко имеет один вкус, а помидор - другой и т.д.
2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события
Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.
Классификация может быть как простой, так и многоступенчатой, разветвленной. Например, мы классифицируем выращенные на даче дары лета на овощи и фрукты - это простая одноступенчатая классификация. Другой пример - классифицируем знаки, которыми обычно пользуется человек для сообщения информации: буквы, цифры, иероглифы, символы. В свою очередь, буквы можно разделить на кириллицу и латиницу; цифры - на римские и арабские; иероглифы - на китайские, японские, корейские; символы - на математические и музыкальные. Как несложно заметить, это многоступенчатая классификация. Всякая классификация имеет цель. От нее зависит выбор основания классификации. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть классифицирована по разным основаниям.
3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы
Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.
Известно, например, что по законам аэродинамики майский жук не может летать. Масса его тела, площадь крыльев и другие характеристики не должны позволять это делать. Но, может быть, потому, что законов аэродинамики жук не знает, а возможно, и по другим причинам, он летает. Парадокс.
Вот еще несколько парадоксов знакомых всем: металл тонет в воде, но почему корпуса кораблей делают из металла; металл тяжелее воздуха, но почему самолеты делают из металла и они летают.
В тексте своего доклада о проведенном исследовании необходимо отметь все найденные вами парадоксы.
4. Ранжировать основные идеи
Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.
Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.
5. Предложить сравнения и метафоры
Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.
6. Выработать суждения и умозаключения
Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.
Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.
7. Сделать выводы по результатам исследования
Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.
8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта
Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.
9. Подготовить текст выступления
Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:
1) почему избрана эта тема;
2) какой была цель исследования;
3) какие ставились задачи;
4) какие гипотезы проверялись;
5) какие использовались методы и средства исследования;
6) каким был план исследования;
7) какие результаты были получены;
8) какие выводы сделаны по итогам исследования;
9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.
Запиши текст доклада.
10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия
К примеру, вы исследовали маршруты движения муравьев в соседнем парке, проектировали жилой дом будущего, космический корабль для туристических поездок или новую суперсовременную подводную лодку. Ваш доклад будет воспринят лучше, если сделать макет, чертеж или рисунок объекта вашего исследования.
А если вы изучали, как влияет место расположения ученика в классе (то есть за какой партой он сидит) на его успехи в учебе, и предлагаете новые способы расстановки парт в классной комнате, то обязательно начертите схему, как, по вашему мнению, следует размещать учеников на уроке, чтобы они все учились хорошо.
Нарисуйте эскизы схем, чертежей, макетов и др.
Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.
11. Подготовиться к ответам на вопросы
В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.
Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.
Действия ученика:
- Выбирает (предлагает) форму презентации.
- Готовит и проводит презентацию.
- При необходимости консультируется с учителем (экспертом).
- Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).
Оформление проектной папки
Проектная папка – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
Ø чётко организовать работу каждого участника проектной группы;
Ø стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
Ø объективно оценить ход работы над завершённым проектом;
Ø судить о достижениях и росте участников проекта на протяжении его выполнения.
В состав проектной папки входят:
1) паспорт проекта, листы «портфолио» с пошаговым планом выполнения проекта и отдельных его этапов, промежуточными отчётами группы, записями всех идей, гипотезами и решениями, кратким описанием всех проблем, с которыми приходилось сталкиваться проектантам, и способами их преодоления;
2) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии и распечатки из Интернета;
3) результаты исследований и анализа;
4) эскизы, чертежи, наброски продукта, анкетирование, опросы, результаты исследования, графики, фотографии;
5) материалы к презентации (сценарий);
6) другие рабочие материалы и черновики группы.
В наполнении проектной папки принимают участие все участники группы.
Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.
Паспорт проекта
Паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
1. Название проекта.
2. Руководитель проекта.
3. Консультант(ы) проекта.
4. Предметная область, в рамках которой проводится работа по проекту.
5. Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
6. Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
7. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
8. Типология проекта.
9. Цель проекта (практическая и педагогическая).
10.Задачи проекта (акцент на развивающих задачах).
11.Необходимое оборудование.
Рекомендации по оформлению творческого проекта.
Тема проекта: ______________________________________________
___________________________________________________________
Руководитель проекта:______________________________________
_______________________ ______________________ _____________
(ФИО учащегося) (базов школа) (класс)
_______________________ ____________________ _____________
_______________________ ____________________ _____________
_______________________ ____________________ ____________
Учебный год 200__ - 200__ .
Способ подготовки и защиты проекта:
Проблема проекта _________________________________________
___________________________________________________
Задача проекта __________________________________________
________________________________________________________
Перечень литературы и других учебных материалов, использованных при подготовки проекта __________________________________________________________
__________________________________________________________
Распределение функций между участниками разработки проекта
(для группового способа).
Ф.И.О. | Раздел проекта или функциональные обязанности | Сроки исполнения |
От чего зависит успех?
1. Не ограничивайте собственных исследований, дайте себе волю понять реальность, которая вас окружает.
2. Внимательно анализируйте факты и не делайте поспешных выводов (они часто бывают неверными).
3. Будьте достаточно смелы, чтобы принять решение.
4. Приняв решение, действуйте уверено и без сомнений.
5. Сосредоточьтесь и вложите в исследование всю свою энергию и силу.
6. Действуя, не бойтесь совершить ошибку.
Подготовка практико-ориентированного проекта
Шаги | Действия | Эпиграф | Содержание, задачи, результаты | ||||||||
Шаг 1 | Изучение общественного мнения | «Действительно жить – это значит, жить, располагая правильной информацией» | - подготовка исследования; - сбор первичной социологической информации; - обработка материала; - анализ данных и оформление выводов | ||||||||
Шаг 2 | Формулирование актуальной, социальной проблемы | «В начале пути отклонишься на шаг – скоро будешь на чужой дороге» | Проблема: сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения. Для разрешения проблемы, она должна быть превращена в творческую задачу, позволяющую использовать различные модели её использования. | ||||||||
Шаг 3 | Изучение собственных возможностей | «Организовать – это значит сначала оценить возможность, а уже потом ставить задачу». | Основные задачи | Ожидаемые результаты | |||||||
- изучить собственные возможности (класса, группы); - изучить возможности своей команды, которая будет заниматься проектом | - представление о собственных возможностях в реализации социального проекта; - точное представление о возможностях своей команды, которая осуществляет проект | ||||||||||
Шаг 4 | Определение цели и задач социального проекта | «Цель – это мечта, которая должна осуществиться к точно определённому сроку» | - определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы, на которую будет направлен проект; - сформулировать основную цель социального проекта; - в соответствии с целью сформулировать конкретные задачи, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы | - список лиц и организаций, носителей проблемы, с которыми будет проходить основное взаимодействие в рамках реализации проекта; - чёткая формулировка цели проекта; - перечень конкретных задач, решения которых приведёт к достижению поставленной цели | |||||||
Шаг 5 | Составление плана работы | «Только тот, кто его планирует, может и организовать» | - определить перечень основных мероприятий по осуществлению цели и задач проекта; - установить время проведения как подготовительных, так и основных мероприятий проекта; - определить ли ц, ответственных за каждый пункт плана; - указать необходимые ресурсы и источники их получения | - письменно оформленный документ (план работы); - точный график выполнения плана; - список лиц, ответственных за реализацию каждого пункта плана; - указать необходимые ресурсы и источники их получения | |||||||
№ | Что сделать? | Когда? | Кто отвечает? | Что нужно? | |||||||
Шаг 6 | Составление рабочего графика | «Работай с умом, а не до ночи» | Основные задачи | Ожидаемые результаты | |||||||
- составить график выполнения всех пунктов плана; - оформить график в виде таблицы | - рабочий график; - письменно оформленный график работы | ||||||||||
Понедельный график выполнения работ | |||||||||||
№ | Неделя / месяц | Содержание | Выполнение | ||||||||
Шаг 7 | Определение обязанностей и их распределение внутри команды | «Нельзя ошибаться в людях» | Основные задачи | Ожидаемые результаты | |||||||
- продумать обязанности необходимые для реализации плана; - описать основное содержание каждой обязанности; - распределить обязанности между членами команды, которые будут непосредственно заниматься реализацией проекта | - перечень обязанностей; - описание обязанностей; - список команд с указанием обязанностей каждого | ||||||||||
Шаг 8 | Определение необходимых ресурсов и источников их получения | «Исход крупных дел часто зависит от мелочей» | - составить список необходимых ресурсов (материальных, финансовых, людских); - определить объём необходимых ресурсов; - составить список источников получения ресурсов | - список необходимых ресурсов; - перечень ресурсов с указанием объёма; - список источников получения каждого вида ресурса | |||||||
Шаг 9 | Составление бюджета | «Будьте честным перед самим собой». Сенека | - определить источники поступления денежных средств (доходов); - составить список предстоящих расходов; - определить разницу между доходами и расходами | - конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них; - перечень предлагаемых расходов с указанием их величины; - расчёт величины дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышения доходов над расходами) | |||||||
Шаг 10 | Разработка системы оценки проекта | «Нет систем оценки и поддержки – нет и энтузиастов. Нет энтузиастов – нет успехов». Т.Питерс | - определить основные критерии, подлежащие оценке; - описать показатели оценки каждого критерия; - описать способы оценки каждого показателя | - перечень основных оцениваемых критериев; - перечень показателей; - перечень способов оценки | |||||||
Шаг 11 | Обучение членов команды | «Изучай и развивай работников, и подбирай для них наиболее приемлемую работу» | - разъяснить обязанности каждого участника проекта; - обучить членов команды, работающих над реализацией проектов | - понимание своих обязанностей каждым участником проекта; - наличие необходимых знаний и сформированных навыков | |||||||
Шаг 12 | Формирование общественного мнения | «Не ставьте себя на пьедестал – неоткуда будет падать». | - создание благоприятной среды для реализации социального проекта | - понимание общественностью и соответствующими органами сути предлагаемого проекта | |||||||
Эффективность презентации
ПРЕЗЕНТАЦИЯ – это убеждение, форма коммуникации. Ее цель ограничена, она и не должна быть всеобъемлющей. Чувство цвета, линии, композиции, пропорции, гармонии, способность к образному мышлению, знание психологии цвета помогут создать эффективную презентацию результата, обеспечить ее успех.
Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, к оценке результата. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.
Вместе с тем существует такая культурная форма, в рамках которой речь может идти о формировании проектного замысла, об основных этапах проектной работы и т.п. Это так называемая защита проекта, которая может проводиться по окончании аналитического этапа. Организация защиты проекта может иметь смысл, если учитель намерен сделать акцент на развитии компетентности публичной коммуникации учащегося, если учащиеся готовят долгосрочный проект или стремятся привлечь к участию в проекте других учеников.
Формы продуктов проектной деятельности | Виды презентаций проектов |
|
|
Как подготовить презентацию
Эффективная подача презентации достигается за счёт выполнения четырёх общепринятых этапов (четырёх «П»):
- планирования
- подготовки
- практики
- презентации.
Планирование – определение основных моментов доклада на основе анализа аудитории.
Подготовка – формулировка доклада, подготовка структуры и времени показа презентации.
Практика – просмотр презентации, репетиция и получение отзывов; пробуждение интереса у аудитории и приобретение уверенности в себе и в презентации.
Презентация – абсолютное владение данной темой, максимальное привлечение внимания аудитории и донесение до неё важности вашего сообщения.
Как провести презентацию
Чтобы разобраться с первоначальной путаницей мыслей, положений и доказательств, следует задаться четырьмя главными вопросами:
1) Что я должен сказать в обязательном порядке?
2) Что ещё было бы не плохо сказать?
3) О чём можно упомянуть к слову?
4) О чём следовало бы умолчать?
Каждую вновь всплывающую мысль пристраивайте в одну из категорий.
Второстепенные детали перегружают выступление.
Сформулируйте все основные мысли и выпишите их на отдельные карточки. Затем разложите их в логической последовательности.
Вряд ли вы добьётесь успеха, если не будете ориентироваться в собравшейся перед вами аудитории. Постарайтесь получить максимум разведанных о своих предполагаемых слушателях: возраст, уровень образования, профессиональная подготовка, половая, этническая, социальная принадлежность и т.д., и чем меньше эта аудитория, тем полнее должны быть ваши знания о ней.
Если вам задали вопрос во время выступления, не торопитесь с ответом. Укажите на важность вопроса и поблагодарите вопрошающего. Если в вопросе звучит враждебность, сделайте вид, что не заметили этого. Поймите намерения спрашивающего – повторите вопрос; если нужно, задайте свой встречный вопрос. При ответе концентрируйтесь на сути, стараясь не повторять уже сказанного теми же словами.