Отделение социально-культурной деятельности и заочного обучения

Отделение социально-культурной деятельности и заочного обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Обсуждено методическим

советом коллектива и утверждено

для практического применения

Протокол № 1 от 30 августа 2016 г.

Содержание

Общие положения. 4

Этапы выполнения выпускной квалификационной работы.. 6

Руководство ВКР и консультирование. 7

Учебно-методическое обеспечение подготовки ВКР информационными ресурсами 8

Требования к объему, структуре и содержанию.. 8

Требования к оформлению работы.. 13

Рецензирование и подготовка к защите выпускной квалификационной работы 19

Процедура и результаты публичной защиты выпускной квалификационной работы 20

Приложения. 23

Общие положения

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» итоговая аттестация выпускников, завершающих обучение по программам среднего профессионального образования в учебных заведениях, является обязательной.

В ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств», в соответствии с Государственными образовательными стандартами, защита выпускной квалификационной работы является одним из видов итоговых аттестационных испытаний.

Выполнение и защита выпускной квалификационной работы демонстрируют практическую готовность студентов к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности.

Выпускная квалификационная работа(ВКР) – завершенная учебно-исследовательская работа студента по определенной проблеме, систематизирующая, закрепляющая и расширяющая теоретические знания и практические навыки при решении конкретной задачи, демонстрирующая умение самостоятельно решать профессиональные задачи и характеризующая итоговый уровень его квалификации, подтверждающая его готовность к профессиональной деятельности.

В соответствии с Государственными образовательными стандартами студенты, обучающиеся по специальностям «Актерское искусство», «Народное художественное творчество», «Сольное и хоровое народное пение», «Инструментальное исполнительство», Библиотековедение» и «Социально-культурная деятельность», завершают обучение написанием выпускной квалификационной работы, публичная защита которой является итоговой частью процедуры итоговой государственной аттестации.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно. Дипломная работа (проект) должна свидетельствовать о способности автора к систематизации, закреплению и расширению полученных во время учёбы теоретических и практических знаний по общепрофессиональным, специальным дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки, применению этих знаний при решении разрабатываемых в дипломной работе (проекте) вопросов и проблем; степени подготовленности студента к самостоятельной практической работе по специальности. Дипломная работа (проект) должна привить студенту навыки творческого изучения и решения актуальных проблем конкретной специальности. Дипломная работа (проект) выполняется студентом по материалам, собранным им лично в период преддипломной практики, а также во время работы с литературой по теме дипломного исследования.

ВКР представляет собой теоретическое или же прикладное исследование, носящее самостоятельный характер и посвященное рассмотрению актуальной, теоретически новой (нетривиальной) и практически значимой темы.

Важное требование, предъявляемое к выпускной квалификационной работе, - ее грамотное написание, тщательное редактирование и правильное оформление. Оформление учебно-исследовательских работ регламентируют правила, установленные действующими государственными стандартами (ГОСТ) по информации, библиотечному и издательскому делу Российской Федерации.

Рекомендуемый объём ВКР (дипломной работы) - 40-60 страниц, дипломного проекта – 10-15 страниц печатного текста без приложений. Оформление работы (проекта) должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

ВКР должна оцениваться по следующим критериям:

¾ уровень теоретического анализа проблемы;

¾ характеристика используемых методов;

¾ степень законченности относительно избранной цели и задач исследования;

¾ самостоятельность выполнения.

ВКР подлежит обязательному рецензированию.

Выпускнику необходимо помнить, что он лично отвечает за:

¾ самостоятельность выполнения ВКР;

¾ достоверность представленных данных и результатов;

¾ оформление, структуру и содержание ВКР в соответствии с действующими в ГБПОУ «БОКИ» методическими рекомендациями по выполнению ВКР;

¾ достоверность представленных в информационных источниках ссылок на Интернет-ресурсы и литературные источники.

Требования к объему, структуре и содержанию

Выпускная квалификационная работа студента должна характеризоваться:

¾ четкой целевой направленностью;

¾ логической последовательностью изложения материала;

¾ краткостью и точностью формулировок;

¾ конкретностью изложения результатов работы;

¾ доказательностью выводов и обоснованностью рекомендаций;

¾ грамотным изложением и оформлением.

Рекомендуемый объём ВКР (дипломной работы) - 40-60 страниц, дипломного проекта – 10-15 страниц печатного текста без приложений.

Текст набирается в Microsoft Word, печатается на одной стороне листа формата А4 и содержит примерно 1800 печатных знаков на странице (считая пробелы между словами и знаки препинания): шрифт Times New Roman – обычный, размер – 14 пунктов, междустрочный интервал – полуторный, верхнее и нижнее – 2,0 см, левое поле – 3 см, правое – 1,5 см; абзац должен быть равен 1,25 см.

Выпускная квалификационная работа должна содержать следующие структурные составляющие:

¾ титульный лист (приложение 1);

¾ содержание работы (оглавление – приложение 2);

¾ введение;

¾ основную часть (разделы, главы, параграфы);

¾ заключение;

¾ список использованной литературы и источников (приложение 3);

¾ приложения.

¾ рецензию (приложение 4);

¾ отзыв руководителя ВКР (приложение 5);

Титульный лист, отзыв на выпускную квалификационную работу заполняются в соответствии с типовыми формами, выдаваемыми студентам в ГБПОУ «Брянский областной колледж искусств». Образцы их приводятся в приложениях. В отзыве руководителя дается оценка выполненной студентом выпускной квалификационной работы, указываются ее актуальность, степень проработанности и пр.

Содержание включает в себя заголовки всех разделов (глав, параграфов и т.д.), содержащихся в выпускной квалификационной работе. Обязательное требование – дословное повторение в заголовках содержания названий разделов, представленных в тексте, в той же последовательности и соподчиненности.

Во Введении (1,5 – 3 страницы) дается краткое обоснование выбора темы выпускной квалификационной работы; ставится проблема; обосновывается актуальностьпроблемы исследования. Указываются степень разработанности проблемы, объект и предмет исследования; определяются цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы. Во введении также приводится обзор используемых источников литературы, практическая значимость, структура работы.

Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная работа. Проблема - это теоретический или практический вопрос, ответ на который не известен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.

Важным при определении проблемы является вопрос об ее актуальности и соответствия требованиям общества и текущего времени. Студенту необходимо убедительно показать, почему именно эта тема является наиболее значимой для теории и практики.

Степень разработанности проблемы. Краткий обзор литературных источников, позволяющий автору сделать вывод, что именно данная тема не полностью раскрыта и требует дальнейшей разработки. В данной части необходимо показать недостаточность разработанности выбранной темы в исследованиях на современном этапе развития общества, необходимость изучения проблемы в новых современных социально-экономических, политических, культурных и иных условиях и т.д.

Объект и предмет исследования. Объект - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?» Предмет - это то, что находится в границах объекта. Именно на него и направлено основное внимание, и именно он определяет тему выпускной квалификационной работы. Нередко объект исследования определить достаточно сложно из-за множественности понятий, предметов, связей в различных видах деятельности. Определение же предмета исследования — это, прежде всего уточнение «места и времени» действия. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях. Проще говоря, это определенная сфера общественной жизни (социально-экономическая, политическая, духовная и т.д.). Объект исследования всегда шире, чем его предмет.

Если объект - это область деятельности, то предмет - это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.

Именно на предметисследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи.

Цель и задачи исследования, которые предполагает раскрыть автор в своей работе.

Цель исследования заключается в том, какой результат исследователь намерен получить, каким он его видит. Цель исследования может быть связана либо с выявлением каких-либо закономерностей, связей объекта, либо с разработкой методических рекомендаций по разрешению проблемы исследования в процессе подготовки ВКР студентом.

Задачи исследования выпускной квалификационной работы определяются поставленной целью и представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы исследования по достижению основной цели.

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности, независимо от того – является данная учебно-исследовательская работа теоретической или практической.

Основная часть выпускной квалификационной работы может содержать:

¾ теоретическое обоснование и описание практической работы;

¾ обзор источников и литературы по исследуемой проблеме;

¾ ход рассуждений и доказательства основных положений;

¾ анализ существующей практики.

Основная частьсостоит из двух–трех глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2–4 параграфа. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структурному делению, так и по объему.

Первая глава основной части теоретическая, содержит литературный обзор и посвящена раскрытию теоретических положений избранной темы выпускной квалификационной работы. На основе изучения публикаций отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой проблемы, рассматриваются различные подходы к ее решению, а также дается их критическая оценка с позиций студента. Завершается первая глава выводом.

Вторая глава основной части посвящается практическим аспектам решения избранной темы и также завершается выводом.

Структурное деление параграфов не допускается.

Объем заключенияпримерно равен объему введения и составляет для выпускных квалификационных работ не более 3 страниц.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Как правило, в заключении автор исследования суммирует и последовательно излагает результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивает их практическую и теоретическую значимость, а также предлагает основные направления для дальнейшего исследования в этой области знания.

Выводы и предложения должны давать полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности полученных результатов, свидетельствовать об умении выпускника концентрировать внимание на главных направлениях исследования и его практической значимости.

Список использованной литературы и источников является обязательным атрибутом выпускной квалификационной работы и должен включать библиографические описания законодательных и нормативных материалов, монографий и других научных трудов, статей из журналов и иных периодических изданий и информационных материалов, использованных студентом при написании выпускной квалификационной работы. В библиографическом списке выпускных квалификационных работ следует привести примерно 20 - 30 наименований опубликованных источников. Данный раздел помещается на отдельный лист и консолидируется в алфавитном порядке. Список обязательно нумеруется, для каждого печатного источника указывается общее число страниц и все выходные данные. Работа должна быть написана преимущественно с использованием литературы последних лет(после 2008 года). Текст оформляется в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

Требования к оформлению работы

Работа должна быть выполнена 14 шрифтом Times New Roman, 1,5 интервал; объем работы в зависимости от ее типа.

Содержит названия разделов и подразделов работы без кавычек (включая Введение, Заключение, Список использованной литературы и источников и Приложения), в точности им соответствующие, с указанием номеров страниц в данной работе.

Содержание оформляется автоматически, когда его заголовки являются ссылками на соответствующую страницу в работе; каждый заголовок оформляется с помощью функций:

В Word 2000-2003: Формат → Стили и форматирование → Заголовок 1 – это заголовок первого порядка: введение, глава 1, 2…, заключение, список литературы; Заголовок 2 – это заголовок второго порядка подпункты глав (1.1…; 1.2.…; 2.2….; 2.3….). Заголовок 3 – это заголовок третьего порядка подпункты 1.1.1…, 1.1.2…. На 2 странице под словом «Оглавление» ставится курсор, далее: Вставка → Ссылка → Оглавление и указатели → Вкладка «Оглавление» → Ок или Enter (не делать гиперссылки).

В Word 2007: На верхней панели Стили → Заголовки → далее так же.

Оглавление: На верхней панели Ссылки → Оглавление.

Все названия и заголовки не должны содержать точек в конце названия.

Каждая новая глава начинается с новой страницы.

После каждой главы/параграфа прописываются локальные выводы по данной части работы, в конце всей работы – результирующие выводы.

Текст основной части работы должен быть структурирован и оптимизирован с точки зрения использования пробелов, отступов и абзацев.

Оформление абзацев:

В Word 2000-2003: через «Формат» → «Абзац» → вкладка «Отступы и Интервалы».

В Word 2007: На верхней панели Абзац → Нажать стрелочку → Отступы и Интервалы.

По ходу работы оформляются сноски на цитируемые источники. Библиографические ссылки употребляют при:

· цитировании;

· заимствовании положений, формул, таблиц, иллюстраций;

· необходимости отсылки к другому изданию, где более полно изложен вопрос;

· анализе опубликованных работ.

Ссылки даются на все цитируемые фрагменты в работе, а также на данные статистики - в обязательном порядке. Ссылки оформляются единообразно одним из следующих способов:

Внутритекстовые сноски: В квадратных скобках, где указывается номер цитируемого источника из списка использованной литературы и номер страницы (пример – [2, с.34]). Сноска ставится после знака препинания.

Либо оформляются как подстрочные сноски: В Word 2007: На верхней панели Ссылки → вкладка «Вставить сноску» (пример – 1Кутепов, В. И. Искусство Средних веков [Текст] / В.И. Кутепов. – Ростов н/Д: Ореон, 2006. – С. 144–251.) Повторную ссылку на один и тот же документ (группу документов) или его часть приводят в сокращенной форме при условии, что все необходимые для идентификации и поиска этого документа библиографические сведения указаны в первичной ссылке на него (при повторной цитате (пример –2Кутепов В.И. Указ. соч. С.252-253.); при цитате на этой же странице - пример –2Там же. С.253.)

Сноски оформляется в соответствии с нормативными требованиями ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления».

Нумерация страниц начинается с титульного листа, но на титульном листе номер не ставится. Нумерация сквозная, в верхней части листа, посередине.

Все графики, рисунки, схемы и таблицы в работе оформляются без использования сканера, единообразно, и должны быть подписаны и иметь единицу измерения. После каждой из перечисленных вставок дается пояснение в тексте работы и краткий вывод по анализируемым данным.

Использование в работе Интернет – сайтов готовых реферативных, курсовых и дипломных работ строго воспрещается! Разрешены к использованию официальные сайты компаний, электронные статьи и книги с обязательными ссылками на них, но не более 30% источников данной работы.

Приложения оформляются в конце работы, каждое – на отдельном листе с заголовком.

Отступ 1,25, выравнивание текста по ширине страницы.

Названия глав сделать автоматически Заголовок 1, Заголовок 2, оформив их следующим образом:

Заголовок 1:

16 Times полужирный

одинарный интервал

интервал перед 0 и после 12 пт

отступ 0

запрет переносов

Заголовок 2:

14 Times полужирный

одинарный интервал

интервал перед и после по 12 пт

отступ 0

запрет переносов

Заголовки 3 (например, 1.1.2.) не допускаются ни в каких работах.

Содержание делается автоматическое и оформляется 14 шрифтом, полуторным интервалом.

Нумерованные списки должны быть оформлены в едином стиле (или через точку или через скобку) и начинаться с заглавной буквы, например:

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение.

4. Основная часть.

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.

7. Приложения.

Если в работе используются маркированные списки, то стиль их оформления должен быть единым по всей работе. И начинаться с прописной буквы, например:

· титульный лист;

· оглавление;

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованной литературы и источников;

· приложения.

Таблицы и рисунки должны быть выполнены в самой работе, а не быть отсканированными. Обязательна сквозная нумерация, название и единица измерения. После таблиц и рисунков должны быть пояснения. В тексте перед таблицей и рисунком должна быть на них ссылка. Таблицы оформляются одинарным интервалом и 12 шрифтом.

Расположение таблиц в работе (самой таблицы, а не текста в ней) должно быть по ширине страницы.

В практических работах обязательны приложения и ссылки на них в тексте работы.

После каждой главы должны быть краткие выводы на 0,5-1 лист.

Ноты

6. Эшпай, А.Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. – Партитура и голоса. – М.: Композитор, 2001. – 34с.

Аудио

7. Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песни [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г.Вицин, В. Ливанов [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002.

Статьи

8. Двинянинова, Г.С. Комплимент [Текст] / Г.С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб.науч.тр. / Воронеж.межрегион.ин-т обществ.наук. – Воронеж, 2001. – С.101-106.

9. Иванов, Т.В. Традиционные ресурсы [Текст] / Т.В. Иванов // Библиотека. – 2008. - №1. – С.15-19.

Интернет-источники

10. Ванюшин И.В. Методика измерений [Электронный ресурс]. – М.: Ореол, 2003. URL: http: //www.library.ru/portalus.html (дата обращения: 15.11.2014)

Рецензирование и подготовка к защите выпускной квалификационной работы

В соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, другими нормативными документами Минобразования и науки России выпускные квалификационные работы подлежат обязательному рецензированию.

В числе рецензентов могут быть преподаватели ГБПОУ «БОКИ» и других учебных заведений. Основные требования для назначения рецензентом – наличие у предполагаемого эксперта высшего профессионального образования и достаточно высокая компетенция в той сфере деятельности, по которой выполнена выпускная квалификационная работа.

С целью унификации внутренних и внешних рецензий, поступающих на выпускные работы можно рекомендовать использовать единую форму рецензии (образец рецензии представлен в приложении 4).

Подготовка к защите ВКР представляет собой важную и ответственную работу. Важно не только написать высококачественную работу, но и уметь квалифицированно ее защитить.

Выпускник, получив положительный отзыв о выпускной квалификационной работе от руководителя и допуск к защите, должен подготовить доклад (10-12 минут), в котором четко и кратко излагаются основные положения ВКР. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить доклад.

Доклад следует начинать с обоснования актуальности избранной темы, описания проблемы и формулировки цели работы, а затем в последовательности, установленной логикой проведенного исследования, по главам раскрывать основное содержание работы, обращая особое внимание на наиболее важные разделы и интересные результаты, критические сопоставления и оценки.

Заключительная часть доклада строится по тексту заключения выпускной квалификационной работы, перечисляются общие выводы из ее текста без повторения частных обобщений, сделанных при характеристике глав основной части, собираются воедино основные рекомендации. Рекомендации к структуре доклада по защите ВКР приведены в приложении.

Вместе с тем, следует помнить еще несколько правил, касающихся защиты. Внешний вид должен подчеркивать торжественность момента в жизни выпускника, отвечать правилам делового этикета. Выпускник должен излагать основное содержание своей выпускной квалификационной работы свободно, не читая письменного текста. В процессе доклада следует использовать заранее подготовленный демонстрационный материал, презентацию, иллюстрирующие основные положения работы. Академический абитуриент должен придерживаться временного регламента в 10-12 минут, которые ему отведены на доклад по теме ВКР.

Приложения

Приложение 1

Образец оформления титульного листа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Брянский областной колледж искусств»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ( или ПРОЕКТ)

на тему: «Стилистические и технические особенности исполнения концерта А. Арутюняна для трубы»

Выполнил:

студент 4 курса

специальности 073101

Инструментальное исполнительство по виду Национальные инструменты народов России

Горбунов Антон Алексеевич

Руководитель:

Алексеева Светлана Юрьевна

Брянск, 2017

Приложение 2

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава I. Теоритическое обоснование проблемы развития творческих способностей школьников старших классов на занятиях в инструментальном ансамблем…………………………………………………7

1.1.Сущность творческих способностей и их характеристика…………….7

1.2.Возрастной портрет школьников старших классов……………………14

1.3.Методика развития творческих способностей……………………….…21

Глава II. Практическая часть………………………………………………27

2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей старших школьников………………………………………………………………………27

2.3. Программа по развитию творческих способностей на занятиях инструментальным ансамблем у школьников старших классов……………..35

Заключение…………………………………………………………………….41

Список использованной литературы и источников…………………………………………………….………………...45

Приложение ………………………………………………..…………………...47
Приложение 3

Список использованной литературы и источников

Учебная, научная и методическая литература

1. Айзикович, Т.А. Современная музыка. История джаза и популярной музыки [Текст] / Т.А. Айзикович. - М.: Музыка, 2006. – 64с.

2. Беличенко, С.А. Размышления о современном российском джазе. Исповедь музыканта [Текст] / С.А. Беличенко // Музыкальная академия. - 2007. - № 3. – С.15-19.

3. Блажевич, В.Д. Ежедневные коллективные упражнения для духового оркестра [Электронный ресурс] / В.Д. Блажевич. - М.: Музгиз, 2001. – 120с. URL: http://www.library.ru/complet.html (дата обращения: 11.05.2014)

4. Браславский, Д.А. Аранжировка для эстрадных ансамблей и оркестров [Текст]: учеб. пособие для студентов / Д.А. Браславский. - СПб.: Музыка, 1974. – 54с.

Периодическая литература

Газета

5. Академия здоровья [Текст]: науч.-попул. газ. о здоровом образе жизни. – М., 2001. - №2.

Журнал

6. Актуальные проблемы современной науки [Текст]: информ.-аналит.журн. – М.: Спутник, 2001. - №1.

Ноты

7. Эшпай, А.Я. Квартет [Ноты]: для 2 скрипок, альта и виолончели / Андрей Эшпай. – Партитура и голоса. – М.: Композитор, 2001. – 34с.

Аудио

8. Гладков, Г.А. Как львенок и черепаха пели песни [Звукозапись] / Геннадий Гладков; исп.: Г.Вицин, В. Ливанов [и др.]. – М.: Экстрафон, 2002.

Статьи

9. Иванов, Т.В. Традиционные ресурсы [Текст] / Т.В. Иванов // Библиотека. – 2008. - №1. – С.15-19.

10. Двинянинова, Г.С. Комплимент [Текст] / Г.С. Двинянинова // Социальная власть языка: сб.науч.тр. / Воронеж.межрегион.ин-т обществ.наук. – Воронеж, 2001. – С.101-106.

Интернет-источники

11. Ванюшин И.В. Методика измерений [Электронный ресурс]. – М.: Ореол, 2003. URL: http: //www.library.ru/portalus.html (дата обращения: 15.11.2014)

Приложение 4

Образец рецензии на выпускную квалификационную работу

ОТЗЫВ

Отделение социально-культурной деятельности и заочного обучения

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Наши рекомендации