Коррекционно-развивающие возможности методики
Подлинного мастерства в любой деятельности достигает лишь тот, у кого сформирован правильный индивидуальный стиль деятельности, то есть стиль деятельности, адекватный индивидуальным особенностям человека, особенно, такой важнейшей характеристике как тип мышления. В противном случае индивидуальный стиль деятельности формируется неадекватным и обусловливает ее низкую эффективность, а также незаинтересованность, психологический дискомфорт, монотонию и другие нежелательные явления. Нередко можно наблюдать, как педагог или мастер производственного обучения, реализуя принцип "делай, как я", формирует совершенно неадекватный, пагубный для воспитанника индивидуальный стиль деятельности. Воспитанник в данной ситуации напоминает огуречное семя, из которого всеми средствами пытаются вырастить апельсин. Эффектом такого "развития" является нивелирование личности и масса напрасно потерянного времени. Для решения проблемы необходимо учитывать результаты диагностики индивидуально-типологических и деятельностно-стереотипных показателей мышления.
1. Так, результаты диагностики индивидуально-типологических особенностей мышления подсказывают пути формирования мастерства на основе индивидуального стиля деятельности. Если представителям абстрактно-логического мышления лучше оперировать символами, абстракциями, схемами, структурами и т.п., то представителям эмоционально-образного мышления – пространственными образами картинного типа, отличающимися динамичностью и эмоциональной окраской.
2. Для выяснения того, насколько тип мышления соответствуют избранному индивидуальному стилю деятельности, целесообразно сравнить между собой результаты диагностики индивидуально-типологических и деятельностно-стереотипных показателей мышления. В случае существенных расхождений между ними следует обратить внимание на необходимость корректировки индивидуального стиля деятельности для повышения ее результативности.
Важно отметить, что о неправильном стиле умственной деятельности говорит не сам факт, например, смещения мышления в сторону логики в эмоционально-образной по своей преимущественной природе деятельности, но то, что одновременно существенно расходятся показатели мышления между индивидуально-типологическими и деятельностно-стереотипными характеристиками. Так, сама по себе принадлежность музыканта к абстрактно-логическому типу мышления отнюдь не показатель его профнепригодности. Известны случаи достижения высоких творческих результатов таких людей в музыкальной деятельности. Факт преобладания абстрактно-логического мышления в эмоционально-образной по своей природе деятельности должен пониматься не как сигнал неблагополучия, не как показание к переделке умственной деятельности, а как необходимость иного, в сравнении с традиционным, индивидуального похода в обучении и развитии.
3. Методы использования результатов диагностики индивидуально-типологических особенности мышления для формирования мастерства музыкантов-исполнителей описаны нами в специальной работе (Ю.А.Цагарелли, 2008). Показано, что музыканты в большинстве случаев имеют эмоционально-образное мышление. Неожиданное преобладание абстрактно-логического мышления в процессе музыкальной деятельности нередко свидетельствует о неоптимальной мыслительной деятельности индивида при решении той или иной профессиональной задачи. Типичной причиной тому, как было установлено в ходе исследования, явилась подмена эмоционально-образного переживания музыкального содержания логическим осмыслением "технологических" задач (аппликатурных систем, технологии звукоизвлечения, нотной записи и т.п.). Средства достижения цели здесь вытесняют саму цель, что приводит к неоптимальному антихудожественному результату.
4. Диагностика особенностей мышления имеет широкое поле применения как для научных психолого-педагогических исследований, так и для практической коррекционно-развивающей работы с людьми, так как фактор ФАП существенно влияет на все процессы восприятия и переработки информации человеком, включая особенности памяти, внимания, перцепции. Поэтому методы и результаты диагностики могут принести большую пользу в продвижении этих вопросов.
5. Формирование мастерства и индивидуального стиля деятельности предполагает коррекцию процесса мыслительной деятельности. Корректируя же процесс решения тех или иных мыслительных задач, направляя мышление в нужное русло, следует периодически контролировать этот процесс, диагностируя ситуативный показатель мышления. Результаты такой диагностики позволяют уточнить текущие результаты корректирующих воздействий, вовремя отказаться от ошибочных установок, повысить внимание к правильным. Таким образом, осуществляется обратная связь, необходимая в любом коррекционном процессе.
5. Как показано в исследовании Е.Б.Цагарелли (2009), результаты диагностики индивидуально-типологических особенностей мышления следует использовать при формировании мастерства гимнасток. Если у гимнастки выявлено преобладание эмоционально-образного мышления, то целостный образ выступления у нее следует формировать в виде зрительной пространственной картины. При выполнении упражнений этот образ разворачивается во времени, детализируется и обогащается. Такая гимнастка способна управлять впечатлением, которое она производит на зрителей и судей.
Если у гимнастки выявлено преобладание логического мышления, то ей следует опираться на структурный образ. На тренировках эта структура должны быть представлена отдельными элементам, частями. Необходимо заранее разработать алгоритм ее воплощения.
6. Выявлено, что у подавляющего большинства экстрасенсов преобладает эмоционально-образное и пространственное мышление. При постановке диагноза им целесообразно идти путем сопоставления образа восприятия с хранящимся в памяти эталонным представлением (образом) здорового органа.