Индикаторы семейных отношений
Отсутствие члена семьи
«Забывание» включить члена семьи — выражение негативного отношения к этому человеку, отвержение или символичное исключение.
73)
Рисунок 73: мальчик 8 лет 6 месяцев. Заявленные проблемы: деструктивный, вызывающее поведение, беспокойный, неугомонный и неуспевающий в школе, патологически лживый. Он начал рисунок со своего отца, затем нарисовал мать и себя. Он не нарисовал 5-месячную младшую сестру, родившуюся от второго брака отца. Он не включил ее в число членов семьи. У него появились навязчивые идеи, что младенцы могут умереть, если простудятся. (Скрытое тайное желание.)
Отсутствие себя в рисунке
Необычно для ребенка рисовать семью, не включая кого-либо из членов семьи. Отсутствие себя наблюдается в рисунках детей с чувством неполноценности или отсутствием вовлеченности. Родительское недовольство, чрезмерная критика, предпочтение брата (сестры) склонны поощрять низкую самооценку, подавлять инициативу и желание достижения.
В изображении этой проблемы ребенок может нарисовать себя в самом конце ряда членов семьи, не из-за скромности, а выражая свое низкое положение. Это приобретает еще большее значение, когда все остальные расположены в хронологическом порядке и ребенок не самый младший.
74) 75) 76)
Рисунок 74: мальчик 11 лет со средним интеллектом, который раздражает родителей полным бездельем, неучастием в работе по дому и периодически появляющимся энурезом, нарисовал свою семью. Он не нарисовал себя. С ним постоянно ругаются и наказывают, и в этом рисунке он ясно показывает, что чувствует, что он не принадлежит семье.
Рисунок 75: девочка 12 лет 10 месяцев нарисовала свою семью. Все счастливы, все обнимают друг друга, но девочки среди них нет. Она развитый ребенок, но из-за страха смерти отказывается спать одна.
Рисунок 76 нарисован мальчиком 10 лет. Средний уровень интеллекта, но читает плохо. Обнаруживает чувство неполноценности и низкую самооценку. Он выразил желание быть ближе к своему отцу. Над головой черные облака.
Расположение в пространстве
Ребенок склонен располагать на рисунке себя напротив любимого родителя или сиблинга.
77)
Рисунок 77нарисован мальчиком 9 лет. На рисунке его семьи две фигуры изображены в профиль. Он еще не в полной мере овладел мастерством изображения человека в таком положении, поэтому у одной из фигур, стоящей в профиль, два глаза на одной стороне. У мальчика хорошие отношения с Джоном, и он расположил себя напротив него. Фигуры расположены независимо от хронологического возраста.
Сходство нарисованных фигур
Близость к кому-либо из родственников может быть выражена особенной одеждой, отличающейся от одежды других членов семьи, но похожей на ту, которая есть у одного из членов семьи, обычно у брата (сестры), с которым ребенок в хороших отношениях.
Рисунок 78 нарисован мальчиком 9 лет. Средний показатель 1Q. У него плохая школьная успеваемость, низкая мотивация, чувство неадекватности и неуверенность. Он нарисовал свою семью, начиная с отца и матери, затем всех детей от старшего к младшему — от его восемнадцатилетнего брата до пятилетнего брата, правильно расположив себя четвертым справа. О его привязанности к старшему брату можно судить по тому, что его старший брат и он сам в одинаковых черных рубашках.
78)
Соотношение размеров фигур
Подобно древним египтянам ребенок проявляет то, что Луке (Luquet) назвала интеллектуальным реализмом: размер используется для выражения значимости, приписываемой человеку, страха и уважения.
Член семьи, большой на рисунке (и в сознании ребенка), может на самом деле быть достаточно маленьким, но для ребенка вещи такие, какими он их познает. «Cos е se vi pore». (Спасибо Луиджи Пиранделло, с детьми именно так: «Если ты так думаешь, это так и есть», — но мы, взрослые, знаем лучше, не так ли?)
В соответствии с принципом интеллектуального реализма доминирующая женщина, независимо от ее телосложения, будет нарисована больше, чем ее покорный, невлиятельный муж.
79)
Рисунок 79 нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Высокие показатели как по шкале Стэнфорд— Бине, так и Векслеру, но успеваемость в школе низкая. У него боязнь школы. Его старшая сестра 11 лет учится хорошо, и на ее долю приходится больше любви и внимания. На рисунке ее фигура является доминирующей.
Переживание развода
Развод неблагоприятно влияет на детей всех возрастных категорий, но на маленьких детей особенно. Большинство разводов происходит тогда, когда дети еще совсем маленькие. Ребенка беспокоят чувство вины, замешательство, он чувствует себя несчастным, что усугубляется неуспеваемостью в школе и развитием негативных, враждебных установок.
80) 81)
Рисунок 80выполнен мальчиком 8 лет, хорошо развитым физически и смышленым. Его успеваемость в школе снизилась. Учитель неоднократно жаловался матери, которая являлась опекуном мальчика и недавно повторно вышла замуж. Мальчик регулярно видится с отцом. Старший брат учится в пансионе. Мальчик не смог сформулировать, в чем состоит его проблема.
Когда его попросили нарисовать семью, он изобразил маленькие фигурки внизу страницы. Эти фигурки разделены на две группы. Он назвал эти фигурки (слева направо): его мать и ее муж в первой группе, затем пустое пространство, а потом вторая группа, включая самого мальчика, его брата, настоящего отца и собаку. Хотя мальчик и живет с мамой, он включил себя в группу своего отца. Разумно предположить, исходя из этих фактов, что он показал, к какой группе себя относит, где он хочет быть. Маленькие фигурки, находящиеся в нижней части страницы, отмечаются в рисунках неуверенных детей.
Учитель описал мальчика как «рассерженного на мир». Это хорошая причина приписать враждебность мальчика к расставанию родителей, разводу и замужеству матери. Рисунок сказал нам то, что мальчик не может выразить словами. Это облегчает понимание поведения мальчика, способствующее таким образом эффективному терапевтическому подходу.
Рисунок 81 семьи мальчика 7 лет. Его родители развелись, когда ему было 4 года. Является ли эта обрамляющая рисунок фигура выражением его желания воссоединения семьи?
Роль в семье
82)
Рисунок 82 - символическое значение рук и кистей интересно выражено на рисунке 82. Рисунок семьи европейской девочки 6 лет 9 месяцев. Ее мать японка, отец американец. Семья состоит из родителей, обожаемого младшего брата и ее самой. Она изобразила свою семью в следующем порядке: ее брат (нарисован первым и нереально большим), она сама, отец и мать. Замечательно, что только у мужчин есть руки. Девочку и ее мать легко определить по волосам и платьям. Как и ее мать, девочка становится застенчивой и относительно огромной, но это благодаря традиционной роли восточной женщины. Напротив, ее нескромный брат, когда его спросили, кто он, сказал: «Я большой мальчик», — хотя ему только 3 года.
Включенность и изоляция
В рисунках школьников, которые уже могут изобразить движение, позитивное взаимодействие между двумя членами семьи показывает хорошее отношение или сильное желание более близких отношений, например, когда ребенок изображает себя играющим в мяч с отцом. Враждебность может быть выражена при помощи оружия или других материалов, связанных с конфликтными отношениями. Отсутствие взаимодействия между членами семьи часто выражается тем, что каждый находится в отдельной комнате и занимается своими делами в социальной изоляции.
Рисунок 83 — кинетический рисунок семьи, в котором ребенок изобразил каждого из ее членов занимающимся своим делом. Автору рисунка 10 лет. Взаимодействуют только 2 фигуры в нижнем левом углу: сам мальчик и его отец. В действительности же отец очень занят на работе, чтобы уделять много времени семье. Таким образом, мальчик выразил свою потребность в близких взаимоотношениях с отцом. Остальные члены семьи погружены в себя. Одинок и 9-месячный младенец в кроватке.
83) 84) 85)
Рисунок 83, 84. Эта девочка 8 лет в ответ на просьбу описать рисунок рассказала, что она нарисовала всю семью, включая себя, в которой каждый чем-то занят, показав нам, что все что-то делают, но не сообща, а поодиночке, за одним исключением: маленький мальчик в правом нижнем углу играет с собакой. Себя девочка изобразила спящей в кровати. Она очень ревнует к Альберту, которого изобразила бегущим по направлению к матери, занятой едой. (См. также рис. 85.)
Рисунок 85. Этот рисунок выполнен той же 8-летней девочкой, которая нарисовала рисунок 84. Она постоянно перечит матери, не слушается ее и каждый раз просит у нее за это прощения. Она испытывает потребность быть любимой и находиться в центре внимания. Мы видим, что на рисунке она изображена стоящей на коленях — поза раскаяния.
Маленький всезнайка
Иногда в рисунках детей поражает осведомленность по вопросу половых и репродуктивных функций. Тогда как большинство детей в латентный период проявляют небольшой интерес к этим аспектам жизнедеятельности, другие же в это время царапают нехорошие слова на стене, а дети из бедных семей оказываются необычайно хорошо осведомленными. Возможно, они иногда становятся свидетелями сцен, от которых большинство детей среднего класса защищены, т. к. теснота и скученность не позволяют уединяться. Такое раннее развитие наблюдается у детей, чьи родители развелись или вступили повторно в брак. Эти дети умны, восприимчивы, их не надо путать с детьми с эмоциональными расстройствами, которые могут отличаться компульсивной озабоченностью гениталиями.
Половое образование очень желательно, но дети не должны спать в родительской спальне.
86) 87) 88)
Рисунок 86 нарисован чернокожим мальчиком 7 лет, проживающим в доме ребенка. Его семья распалась, дети распределены по различным воспитательным домам. Он выражает привязанность к своей семье и ясно помнит каждого члена семьи. Он включил их всех в свой рисунок. У всех африканские прически. В теле матери находится еще один ребенок.
Рисунок 87. Девочка 7 лет, интеллектуально развитая, четко изобразила половые различия в очертаниях тела и представила себя более женственной, чем мать.
Рисунок 88 - рисунок женщины, выполненный девочкой с высоким уровнем интеллекта, возраст 8 лет 7 месяцев.