Диагностика состояния агрессии

(опросник «Басса-Дарки»)

Бланк ответов

Ф.И.О.___________________________________

Возраст_________________

Дата проведения_______________________

Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.

1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим да нет
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю да нет
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь да нет
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню да нет
5. Я не всегда получаю то, что мне положено да нет
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной да нет
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать да нет
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести да нет
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека да нет
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами да нет
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам да нет
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его да нет
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами да нет
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал да нет
15. Я часто бываю несогласен с людьми да нет
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь да нет
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему да нет
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями да нет
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется да нет
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор да нет
21. Меня немного огорчает моя судьба да нет
22. Я думаю, что многие люди не любят меня да нет
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной да нет
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины да нет
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку да нет
26. Я не способен на грубые шутки да нет
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются да нет
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались да нет
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится да нет
30. Довольно многие люди завидуют мне да нет
31. Я требую, чтобы люди уважали меня да нет
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей да нет
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" да нет
34. Я никогда не бываю мрачен от злости да нет
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь да нет
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания да нет
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть да нет
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются да нет
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям да нет
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены да нет
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня да нет
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь да нет
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием да нет
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел да нет
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" да нет
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю да нет
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею да нет
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь да нет
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева да нет
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться да нет
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать да нет
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня да нет
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ да нет
54. Неудачи огорчают меня да нет
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие да нет
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее да нет
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку да нет
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо да нет
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю да нет
60. Я ругаюсь только со злости да нет
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть да нет
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее да нет
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу да нет
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся да нет
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить да нет
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает да нет
67. Я часто думаю, что жил неправильно да нет
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки да нет
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей да нет
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня да нет
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение да нет
72. В последнее время я стал занудой да нет
73. В споре я часто повышаю голос да нет
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям да нет
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить да нет






ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Исследование агрессии у мальчиков и девочек подростков
ФИО пол ФА ВА КА Н Р П О ЧВ ИА ИВ
1. ТНА м
2. ЛБЕ м
3. ГВВ м
4. ЛПМ м
5. АИД м
6. ДДА м
7. СДС м
8. СДА м
9. САА м
10. ДПЕ м
11. БЯС м
12. ПАО м
13. КДС м
14. ШАА м
15. ЗЭГ м
X̅̅   м 4,8 6,8 4,1 3,2 3,8 2,5 5,3 14,8 6,3
16. ГВВ д
17. СКВ д
18. ГАВ д
19. ИВА д
20. ММА д
21. ЛЮД д
22. ДАА д
23. ЛВП д
24. ГМА д
25. ААА д
26. ЕАА д
27. ТКЛ д
28. МДС д
29. ААВ д
30. МАС д
X̅̅   д 2,6 6,7 4,9 3,3 3,9 6,1 3,9 13,2 9,9

Ø ФА- Физическая агрессия

Ø ВА- Вербальная агрессия

Ø КА- Косвенная агрессия

Ø Н- Негативизм

Ø Р- Раздражительность

Ø П- Подозрительность

Ø О- Обида

Ø ЧВ- Чувство вины

Ø ИА- Индекс агрессивности

Ø ИВ- Индекс враждебности

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Чтобы нам определить критерий, с помощью которого будет проведён анализ статистических данных, необходимо выполнить первичную статистическую обработку данных и выяснить, соответствует ли распределение нормальному.

У нас имеется четыре группы данных: индекс агрессивности девочек-подростков (ИАд), индекс агрессивности мальчиков-подростков (ИАм), индекс враждебности девочек-подростков (ИВд), индекс враждебности мальчиков-подростков (ИВм).

1) Выполним первичную статистическую обработку данных.

Для данных ИАд:

1. Построим вариационный ряд для данных ИАд.

7; 7; 9; 9; 10; 11; 12; 12; 13; 14; 15;18; 19; 21; 21.

2. Представим данные ИАд в виде интервального распределения.

n = 15

Размер выборки:

R = xmax – xmin = 21 – 7 = 14

Количество интервалов:

k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4

Ширина интервала:

h = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 3,5 ≈ 4

Частота интервала Частота 𝑛𝑖 Относительный интервал w𝑖
[7;11) 5 / 15
[11;15) 5 / 15
[15;19) 2 / 15
[19;23] 3/15

3. Представим полученные данные в виде гистограммы.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Для данных ИАм:

1. Построим вариационный ряд для данных ИАм.

8; 10; 11; 12; 13; 13; 14; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 21.

2. Представим данные ИАм в виде интервального распределения.

n = 15

Размер выборки:

R = xmax – xmin = 21 – 8 = 13

Количество интервалов:

k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4

Ширина интервала:

h = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 3,25 ≈ 3

Частота интервала Частота 𝑛𝑖 Относительный интервал w𝑖
[8;11) 2 / 15
[11;14) 4 / 15
[14;17) 4 / 15
[17;21] 5/15

3. Представим полученные данные в виде гистограммы.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Для данных ИВд:

1. Построим вариационный ряд для данных ИВд.

4; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 14; 15; 17.

2. Представим данные ИВд в виде интервального распределения.

n = 15

Размер выборки:

R = xmax – xmin = 17 – 4 = 13

Количество интервалов:

k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4

Ширина интервала:

h = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 3,25 ≈ 3

Частота интервала Частота 𝑛𝑖 Относительный интервал w𝑖
[4;7) 1 / 15
[7;10) 6 / 15
[10;13) 5 / 15
[13;17] 3/15

3. Представим полученные данные в виде гистограммы.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Для данных ИВм:

1. Построим вариационный ряд для данных ИВм.

2; 3; 3; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 9; 11; 12.

2. Представим данные ИВм в виде интервального распределения.

n = 15

Размер выборки:

R = xmax – xmin = 12 – 2= 10

Количество интервалов:

k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4

Ширина интервала:

h = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 2,5 ≈ 3

Частота интервала Частота 𝑛𝑖 Относительный интервал w𝑖
[2;5) 5 / 15
[5;8) 5 / 15
[8;11) 3 / 15
[11;12] 2/15

3. Представим полученные данные в виде гистограммы.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

2) Вычислим меры центральной тенденции (Мо, Ме, X̅̅).

1. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИАд:

Мо1=8

Мо2=12

Мо3=21

Ме = 12

X̅̅ = 13,2 ≈13

2. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИАм:

Мо1=13,5

Мо2=21

Ме = 14

X̅̅ = 14,8 ≈15

3. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИВд:

Мо1=8

Мо2=10

Ме = 10

X̅̅ = 9,93 ≈10

4. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИВм:

Мо=5

Ме = 5

X̅̅ = 6,26 ≈6

3) Вычислим меры изменчивости (размах (R), дисперсия (D), стандартное отклонение (σ), коэффициент вариации (V)).

1. Для данных ИАд:

R = 14

D= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 22,36≈22

σ = √𝐷 = √22 = 4,69 ≈5

υ= диагностика состояния агрессии - student2.ru = 39%>20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.

2. Для данных ИАм:

R = 13

D= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 15,07≈15

σ = √𝐷 = √15 = 3,87 ≈4

υ = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 27% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.

3. Для данных ИВд:

R = 13

D= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 10,5 ≈11

σ = √𝐷 = √11 = 3,32 ≈3

υ= диагностика состояния агрессии - student2.ru = 30% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.

4. Для данных ИВм:

R = 10

D= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 9,29 ≈9

σ = √𝐷 = √9 = 3

υ= диагностика состояния агрессии - student2.ru = 50% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.

Вычислим меры масштаба: ассиметрию (А) и эксцесс (Е).

1. Для данных ИАд:

A= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 1,05 >0, положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅

E= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru -1,58-исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅

2. Для данных ИАм:

A= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 1,16 положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения <X̅̅

E= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru -1,35 исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅

3. Для данных ИВд:

A= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru диагностика состояния агрессии - student2.ru 1,95 - положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅

E= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 0,83 - исходные данные соответствуют плосковершинному распределению , т.е существенно рассеяны относительно X̅̅

4. Для данных ИВм:

A= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru диагностика состояния агрессии - student2.ru 1,32 ̶ положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅

E= диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru 0,89 - исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅

диагностика состояния агрессии - student2.ru

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Для проверки нормальности распределения используем метод Пустыльника.

Так как во всех выборках n=18, то данные расчеты актуальны для данных ИАд, ИАм, ИВд и ИВм.

Aкр=3٭ диагностика состояния агрессии - student2.ru =3·0,54=1,62

Eкр=5٭ диагностика состояния агрессии - student2.ru =5·0,202=1,01

Для данных ИВд характерно распределение, отличное от нормального.

Для остальных же данных распределение близко к нормальному, однако раз у нас есть данные, отличные от нормального распределения, то лучше всего будет взять соответствующий критерий.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Осуществим сравнительный анализ на предмет наличия различий индекса агрессии у мальчиков и девочек подростков с помощью U-критерия Манна-Уитни.

1. Упорядочим данные ИАд:

7; 7; 9; 9; 10; 11; 12; 12; 13; 14; 15;18; 19; 21; 21.

2. Упорядочим данные ИАм:

8; 10; 11; 12; 13; 13; 14; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 21.

3. Сформулируем гипотезы:

Н0: Индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек.

Н1: Индекс агрессивности мальчиков отличается от индекса агрессивности девочек.

4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.

7 ;7 ; 8; 9; 9; 10; 10; 11; 11; 12; 12; 12; 13; 13; 13; 14; 14; 14; 15; 15; 16; 17; 18; 18; 19; 19; 21; 21; 21; 21

N1-мальчики

N2-девочки

Ранжирование:

1,5; 3; 4,5; 6,5; 8,5; 11; 14; 17; 19,5; 21; 22; 23,5; 25,5; 28,5.

Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:

Т1 = 3+6,5+8,5+11+(14٭2) +(17٭2) +19,5+ 21+ 22+ 23,5+ 25,5+ (28,5٭2)

= 259,5

Т2 = (1,5٭2) + (4,5٭2) + 6,5+8,5+(11٭2) +14+17+19,5+ 23,5+25,5+(28,5٭2) = 205,5

R = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 465

Т1 = Тх

6. Рассчитаем Uэим.

Uэмп = n1 ٭n2 + диагностика состояния агрессии - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ диагностика состояния агрессии - student2.ru -259,5 =85,5

Uкр= диагностика состояния агрессии - student2.ru

Uэмп >Uкр , при диагностика состояния агрессии - student2.ru , H0- принимается, т.е индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Осуществим сравнительный анализ на предмет наличия различий индекса враждебности у мальчиков и девочек подростков с помощью U-критерия Манна-Уитни.

1. Упорядочим данные ИАд:

4; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 14; 15; 17.

2. Упорядочим данные ИАм:

2; 3; 3; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 9; 11; 12.

3. Сформулируем гипотезы:

Н0: Индекс враждебности мальчиков не отличается от индекса враждебности девочек.

Н1: Индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек.

4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.

2 ;3 ; 3; 4; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 9; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 11; 12; 14; 15; 17.

N1-девочки

N2-мальчики

Ранжирование:

1; 2,5; 5; 8; 10,5; 14,5; 19; 23; 26; 27; 28; 29; 30.

Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:

Т1 = 5+ (14,5٭5) +19+ (23٭5) + 28+29+30=298,5

Т2 = 1+ (2,5٭2) + (5٭2) +(8٭3) +(10,5٭2) +14,5+(19٭2)+26+27= 166,5

R = диагностика состояния агрессии - student2.ru = диагностика состояния агрессии - student2.ru = 465

Т1 = Тх

6. Рассчитаем Uэим.

Uэмп = n1 ٭n2 + диагностика состояния агрессии - student2.ru -Tx = 15 ٭15+ диагностика состояния агрессии - student2.ru -298,5 = 46,5

Uкр= диагностика состояния агрессии - student2.ru

Uэмп < Uкр , при диагностика состояния агрессии - student2.ru , H1- принимается, т.е индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.

диагностика состояния агрессии - student2.ru

Наши рекомендации