Диагностика состояния агрессии
(опросник «Басса-Дарки»)
Бланк ответов
Ф.И.О.___________________________________
Возраст_________________
Дата проведения_______________________
Инструкция: “Прочитайте каждое из перечисленных утверждений и ответьте “да” или “нет”, долго не задумывайтесь, так как правильных или неправильных ответов ответов нет”.
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим | да | нет |
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю | да | нет |
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | да | нет |
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню | да | нет |
5. Я не всегда получаю то, что мне положено | да | нет |
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | да | нет |
7. Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать | да | нет |
8. Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | да | нет |
9. Мне кажется, что я не способен ударить человека | да | нет |
10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | да | нет |
11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | да | нет |
12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его | да | нет |
13. Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | да | нет |
14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | да | нет |
15. Я часто бываю несогласен с людьми | да | нет |
16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | да | нет |
17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | да | нет |
18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями | да | нет |
19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется | да | нет |
20. Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор | да | нет |
21. Меня немного огорчает моя судьба | да | нет |
22. Я думаю, что многие люди не любят меня | да | нет |
23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | да | нет |
24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | да | нет |
25. Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку | да | нет |
26. Я не способен на грубые шутки | да | нет |
27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | да | нет |
28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | да | нет |
29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | да | нет |
30. Довольно многие люди завидуют мне | да | нет |
31. Я требую, чтобы люди уважали меня | да | нет |
32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей | да | нет |
33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу" | да | нет |
34. Я никогда не бываю мрачен от злости | да | нет |
35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь | да | нет |
36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания | да | нет |
37. Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть | да | нет |
38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются | да | нет |
39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям | да | нет |
40. Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | да | нет |
41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | да | нет |
42. Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | да | нет |
43. Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием | да | нет |
44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел | да | нет |
45. Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам" | да | нет |
46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю | да | нет |
47. Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею | да | нет |
48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь | да | нет |
49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева | да | нет |
50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться | да | нет |
51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать | да | нет |
52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | да | нет |
53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | да | нет |
54. Неудачи огорчают меня | да | нет |
55. Я дерусь не реже и не чаще чем другие | да | нет |
56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее | да | нет |
57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | да | нет |
58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | да | нет |
59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | да | нет |
60. Я ругаюсь только со злости | да | нет |
61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | да | нет |
62. Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее | да | нет |
63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу | да | нет |
64. Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | да | нет |
65. У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить | да | нет |
66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | да | нет |
67. Я часто думаю, что жил неправильно | да | нет |
68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки | да | нет |
69. Я не огорчаюсь из-за мелочей | да | нет |
70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | да | нет |
71. Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | да | нет |
72. В последнее время я стал занудой | да | нет |
73. В споре я часто повышаю голос | да | нет |
74. Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям | да | нет |
75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | да | нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Исследование агрессии у мальчиков и девочек подростков | ||||||||||||
№ | ФИО | пол | ФА | ВА | КА | Н | Р | П | О | ЧВ | ИА | ИВ |
1. | ТНА | м | ||||||||||
2. | ЛБЕ | м | ||||||||||
3. | ГВВ | м | ||||||||||
4. | ЛПМ | м | ||||||||||
5. | АИД | м | ||||||||||
6. | ДДА | м | ||||||||||
7. | СДС | м | ||||||||||
8. | СДА | м | ||||||||||
9. | САА | м | ||||||||||
10. | ДПЕ | м | ||||||||||
11. | БЯС | м | ||||||||||
12. | ПАО | м | ||||||||||
13. | КДС | м | ||||||||||
14. | ШАА | м | ||||||||||
15. | ЗЭГ | м | ||||||||||
X̅̅ | м | 4,8 | 6,8 | 4,1 | 3,2 | 3,8 | 2,5 | 5,3 | 14,8 | 6,3 | ||
16. | ГВВ | д | ||||||||||
17. | СКВ | д | ||||||||||
18. | ГАВ | д | ||||||||||
19. | ИВА | д | ||||||||||
20. | ММА | д | ||||||||||
21. | ЛЮД | д | ||||||||||
22. | ДАА | д | ||||||||||
23. | ЛВП | д | ||||||||||
24. | ГМА | д | ||||||||||
25. | ААА | д | ||||||||||
26. | ЕАА | д | ||||||||||
27. | ТКЛ | д | ||||||||||
28. | МДС | д | ||||||||||
29. | ААВ | д | ||||||||||
30. | МАС | д | ||||||||||
X̅̅ | д | 2,6 | 6,7 | 4,9 | 3,3 | 3,9 | 6,1 | 3,9 | 13,2 | 9,9 |
Ø ФА- Физическая агрессия
Ø ВА- Вербальная агрессия
Ø КА- Косвенная агрессия
Ø Н- Негативизм
Ø Р- Раздражительность
Ø П- Подозрительность
Ø О- Обида
Ø ЧВ- Чувство вины
Ø ИА- Индекс агрессивности
Ø ИВ- Индекс враждебности
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Чтобы нам определить критерий, с помощью которого будет проведён анализ статистических данных, необходимо выполнить первичную статистическую обработку данных и выяснить, соответствует ли распределение нормальному.
У нас имеется четыре группы данных: индекс агрессивности девочек-подростков (ИАд), индекс агрессивности мальчиков-подростков (ИАм), индекс враждебности девочек-подростков (ИВд), индекс враждебности мальчиков-подростков (ИВм).
1) Выполним первичную статистическую обработку данных.
Для данных ИАд:
1. Построим вариационный ряд для данных ИАд.
7; 7; 9; 9; 10; 11; 12; 12; 13; 14; 15;18; 19; 21; 21.
2. Представим данные ИАд в виде интервального распределения.
n = 15
Размер выборки:
R = xmax – xmin = 21 – 7 = 14
Количество интервалов:
k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4
Ширина интервала:
h = = = 3,5 ≈ 4
Частота интервала | Частота 𝑛𝑖 | Относительный интервал w𝑖 |
[7;11) | 5 / 15 | |
[11;15) | 5 / 15 | |
[15;19) | 2 / 15 | |
[19;23] | 3/15 |
3. Представим полученные данные в виде гистограммы.
Для данных ИАм:
1. Построим вариационный ряд для данных ИАм.
8; 10; 11; 12; 13; 13; 14; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 21.
2. Представим данные ИАм в виде интервального распределения.
n = 15
Размер выборки:
R = xmax – xmin = 21 – 8 = 13
Количество интервалов:
k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4
Ширина интервала:
h = = = 3,25 ≈ 3
Частота интервала | Частота 𝑛𝑖 | Относительный интервал w𝑖 |
[8;11) | 2 / 15 | |
[11;14) | 4 / 15 | |
[14;17) | 4 / 15 | |
[17;21] | 5/15 |
3. Представим полученные данные в виде гистограммы.
Для данных ИВд:
1. Построим вариационный ряд для данных ИВд.
4; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 14; 15; 17.
2. Представим данные ИВд в виде интервального распределения.
n = 15
Размер выборки:
R = xmax – xmin = 17 – 4 = 13
Количество интервалов:
k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4
Ширина интервала:
h = = = 3,25 ≈ 3
Частота интервала | Частота 𝑛𝑖 | Относительный интервал w𝑖 |
[4;7) | 1 / 15 | |
[7;10) | 6 / 15 | |
[10;13) | 5 / 15 | |
[13;17] | 3/15 |
3. Представим полученные данные в виде гистограммы.
Для данных ИВм:
1. Построим вариационный ряд для данных ИВм.
2; 3; 3; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 9; 11; 12.
2. Представим данные ИВм в виде интервального распределения.
n = 15
Размер выборки:
R = xmax – xmin = 12 – 2= 10
Количество интервалов:
k = √𝑛 = √15 = 3,87 ≈ 4
Ширина интервала:
h = = = 2,5 ≈ 3
Частота интервала | Частота 𝑛𝑖 | Относительный интервал w𝑖 |
[2;5) | 5 / 15 | |
[5;8) | 5 / 15 | |
[8;11) | 3 / 15 | |
[11;12] | 2/15 |
3. Представим полученные данные в виде гистограммы.
2) Вычислим меры центральной тенденции (Мо, Ме, X̅̅).
1. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИАд:
Мо1=8
Мо2=12
Мо3=21
Ме = 12
X̅̅ = 13,2 ≈13
2. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИАм:
Мо1=13,5
Мо2=21
Ме = 14
X̅̅ = 14,8 ≈15
3. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИВд:
Мо1=8
Мо2=10
Ме = 10
X̅̅ = 9,93 ≈10
4. Вычислим меры центральной тенденции для данных ИВм:
Мо=5
Ме = 5
X̅̅ = 6,26 ≈6
3) Вычислим меры изменчивости (размах (R), дисперсия (D), стандартное отклонение (σ), коэффициент вариации (V)).
1. Для данных ИАд:
R = 14
D= =
22,36≈22
σ = √𝐷 = √22 = 4,69 ≈5
υ= = 39%>20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.
2. Для данных ИАм:
R = 13
D= =
15,07≈15
σ = √𝐷 = √15 = 3,87 ≈4
υ = = 27% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.
3. Для данных ИВд:
R = 13
D= =
10,5 ≈11
σ = √𝐷 = √11 = 3,32 ≈3
υ= = 30% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.
4. Для данных ИВм:
R = 10
D= =
9,29 ≈9
σ = √𝐷 = √9 = 3
υ= = 50% >20 ̶ ̵сильное рассеяние, X̅̅-плохо представляет вариационный ряд.
Вычислим меры масштаба: ассиметрию (А) и эксцесс (Е).
1. Для данных ИАд:
A= =
1,05 >0, положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅
E= =
-1,58-исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅
2. Для данных ИАм:
A= =
1,16 положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения <X̅̅
E= =
-1,35 исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅
3. Для данных ИВд:
A= =
1,95 - положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅
E= =
0,83 - исходные данные соответствуют плосковершинному распределению , т.е существенно рассеяны относительно X̅̅
4. Для данных ИВм:
A= =
1,32 ̶ положительная левосторонняя асимметрия, т.е. в выборке чаще всего встречаются значения < X̅̅
E= =
0,89 - исходные данные соответствуют плосковершинному распределению ,т.е существенно рассеяны относительно X̅̅
Для проверки нормальности распределения используем метод Пустыльника.
Так как во всех выборках n=18, то данные расчеты актуальны для данных ИАд, ИАм, ИВд и ИВм.
Aкр=3٭ =3·0,54=1,62
Eкр=5٭ =5·0,202=1,01
Для данных ИВд характерно распределение, отличное от нормального.
Для остальных же данных распределение близко к нормальному, однако раз у нас есть данные, отличные от нормального распределения, то лучше всего будет взять соответствующий критерий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Осуществим сравнительный анализ на предмет наличия различий индекса агрессии у мальчиков и девочек подростков с помощью U-критерия Манна-Уитни.
1. Упорядочим данные ИАд:
7; 7; 9; 9; 10; 11; 12; 12; 13; 14; 15;18; 19; 21; 21.
2. Упорядочим данные ИАм:
8; 10; 11; 12; 13; 13; 14; 14; 15; 16; 17; 18; 19; 21; 21.
3. Сформулируем гипотезы:
Н0: Индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек.
Н1: Индекс агрессивности мальчиков отличается от индекса агрессивности девочек.
4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.
7 ;7 ; 8; 9; 9; 10; 10; 11; 11; 12; 12; 12; 13; 13; 13; 14; 14; 14; 15; 15; 16; 17; 18; 18; 19; 19; 21; 21; 21; 21
N1-мальчики
N2-девочки
Ранжирование:
1,5; 3; 4,5; 6,5; 8,5; 11; 14; 17; 19,5; 21; 22; 23,5; 25,5; 28,5.
Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:
Т1 = 3+6,5+8,5+11+(14٭2) +(17٭2) +19,5+ 21+ 22+ 23,5+ 25,5+ (28,5٭2)
= 259,5
Т2 = (1,5٭2) + (4,5٭2) + 6,5+8,5+(11٭2) +14+17+19,5+ 23,5+25,5+(28,5٭2) = 205,5
R = = = 465
Т1 = Тх
6. Рассчитаем Uэим.
Uэмп = n1 ٭n2 + -Tx = 15 ٭15+ -259,5 =85,5
Uкр=
Uэмп >Uкр , при , H0- принимается, т.е индекс агрессивности мальчиков не отличается от индекса агрессивности девочек. Различия не достоверны.
Осуществим сравнительный анализ на предмет наличия различий индекса враждебности у мальчиков и девочек подростков с помощью U-критерия Манна-Уитни.
1. Упорядочим данные ИАд:
4; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 14; 15; 17.
2. Упорядочим данные ИАм:
2; 3; 3; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 9; 9; 11; 12.
3. Сформулируем гипотезы:
Н0: Индекс враждебности мальчиков не отличается от индекса враждебности девочек.
Н1: Индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек.
4. Выстроим данные обеих выборок в один ряд и проранжируем их.
2 ;3 ; 3; 4; 4; 4; 5; 5; 5; 7; 7; 8; 8; 8; 8; 8; 8; 9; 9; 9; 10; 10; 10; 10; 10; 11; 12; 14; 15; 17.
N1-девочки
N2-мальчики
Ранжирование:
1; 2,5; 5; 8; 10,5; 14,5; 19; 23; 26; 27; 28; 29; 30.
Рассчитаем сумму рангов и сделаем проверку:
Т1 = 5+ (14,5٭5) +19+ (23٭5) + 28+29+30=298,5
Т2 = 1+ (2,5٭2) + (5٭2) +(8٭3) +(10,5٭2) +14,5+(19٭2)+26+27= 166,5
R = = = 465
Т1 = Тх
6. Рассчитаем Uэим.
Uэмп = n1 ٭n2 + -Tx = 15 ٭15+ -298,5 = 46,5
Uкр=
Uэмп < Uкр , при , H1- принимается, т.е индекс враждебности мальчиков отличается от индекса враждебности девочек. Различия достоверны.