Композиция выпускной квалификационной работы бакалавра

Выпускная квалификационная работабакалавраимеет трехчленную структуру и состоит из введения, основной части и заключения.

Во ВВЕДЕНИИ, которое обычно занимает в среднем до 6-10% от всего объема работы,

- обосновывается выбор темы, ее актуальность;

- характеризуется степень разработанности темы в отечественной и мировой науке;

- формулируется проблема;

- определяются объект и предмет исследования, основная цель и задачи работы;

- характеризуется материал исследования;

- перечисляются методы исследования;

- формулируются задачи исследования;

- указываются композиционные особенности основной части и формулируется краткое содержание ее разделов (глав) и подразделов (параграфов) – при их выделении;

- характеризуется практическая (а иногда и теоретическая) значимость исследования;

- может быть сказано об апробации работы.

Объект исследования – это то, на что направлен процесс познания.

Предмет исследования – это наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, стороны, проявления, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в рамках намечающегося исследования. Это угол зрения на объект, аспект его рассмотрения, дающий представление о том, что конкретно будет изучаться в объекте, как он будет рассматриваться, какие новые отношения, свойства, функции будут выявляться.

Проблема исследования – это область неизвестного, но востребованного в научном знании. Четко сформулированная проблема – это указание на противоречие, образовавшееся (выявленное) в изучаемой области, на знание, которого еще нет, но которое обязательно необходимо получить, чтобы разрешить обозначенное противоречие.

Цель исследования ориентирует на анализ и решение проблемы в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном.

Задачи исследования – это алгоритм достижения цели исследования. Это ступеньки, на каждой из которых производится та или иная исследовательская операция (изучение необходимой литературы, сбор эмпирических данных, их анализ, сопоставление; построение классификаций; разработка методик и их реализация и т.д.), решается конкретная исследовательская проблема.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.Должна содержать не менее двух разделов (двух глав), каждый из которых в свою очередь делится на подразделы (параграфы). Деление основной части работы на подразделы расценивается как достоинство, ибо делает более отчетливой логику исследования. Допускается написание третьей главы, посвященной собственному проекту. Нижний предел объема ВКР бакалавра – 50 страниц, верхний – 75 страниц (без учета приложений).

Первый раздел обычно носит теоретический характер. Студенту необходимо продемонстрировать знание рассматриваемых теоретических и методологических положений, исторический аспект проблемы и уровень ее разработанности в исследуемых научных областях.

Назначение и содержание второго раздела может быть различным в зависимости от того, каков характер всей работы в целом.

Если вся работа является теоретико-аналитической (например, «Журналистика в системе власти», «Журналистика и общественное мнение» и др.), то второй раздел, как и первый, служит раскрытию проблемы на теоретическом уровне, в таком случае ее содержание составляет продолжение теоретического анализа проблемы, обогащенного либо переходом к новому ракурсу рассмотрения, либо применением там, где это возможно и необходимо, конкретно-научных методов – филологических, социологических, исторических и т.д.

Если работа имеет опытно-экспериментальный характер, то содержание второго раздела представляет собой практическую или экспериментальную часть исследования. В ней описываются условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подводятся общие итоги и анализируются результаты, делаются практические выводы и рекомендации. Если материал работы (ее эмпирическая база) рассматривается в различных аспектах, то каждому аспекту может быть посвящен новый раздел.

С учетом того, что объем текста ВКР бакалавра без учета списков использованных источников и приложений обычно не превышает 50-60 страниц, выделение более трех разделов (глав) нецелесообразно.

Каждый раздел (глава) основной части должен заканчиваться выводами, демонстрирующими решение задач, которые ставились в рамках раздела (главы).

Заключение обычно занимает 6-10 % от всего объема работы. В этой части автор должен сообщить читателю о том, что поставленная в работе цель достигнута. Здесь даются краткие выводы по теории вопроса, по проведенному анализу, предложения по проделанной работе. Следует помнить, что текст Заключения, аккумулируя выводы по разделам (главам), не может дословно повторять их. В Заключениимогут быть обозначены перспективы дальнейших исследований в данной сфере.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Работа должна быть выполнена печатным способом (с использованием компьютера и принтера) на одной стороне листа белой бумаги формата А4. Размеры верхнего и нижнего полей – не менее 20 мм, левого поля – не менее 30 мм, а правого – не менее 10 мм.

Рекомендуется кегль 14 п., полуторный межстрочный интервал, гарнитура шрифта Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным.

Абзацный отступ равен 1,25 см и устанавливается автоматически.

Нумерация страниц производится сквозным способом по всему тексту работы, начиная с титульного листа, но цифры пишут только со второго листа (в центре нижней части листа без точки).

Оглавление, которое включает следующий перечень структурных элементов работы: введение, наименования всех разделов (глав) и подразделов (подглав), заключение, библиографический список (списки источников материала и использованной литературы), а также наименования приложений (при их наличии в работе) с указанием номеров страниц, с которых начинается каждая композиционная часть работы.

Приложения помещают в конце работы, нумеруют, но в общий объем количество страниц приложений не учитывают.

К языку ВКР предъявляются определенные требования. Здесь используется научный стиль речи. Изложение ведется от третьего лица, недопустимо использование местоимения «я». Не допускается использование оборотов разговорной речи, излишней эмоциональности, экспрессивности. Недопустимо сокращение слов, если это не определяется нормативными положениями (ГОСТ 7.12-93).

Для научной речи характерны следующие качества:

- объективность, которая проявляется в изложении разных точек зрения на проблему, в отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения, в сосредоточенности на предмете высказывания;

- логичность, которая проявляется в последовательности и непротиворечивости изложения и создается с помощью особых синтаксических конструкций (сложные предложения с придаточными причины, условия, следствия, предложения с вводными словами во-первых, наконец, следовательно, итак и др.) и типичных средств межфразовой связи (повторы, синонимы);

- доказательность, которая проявляется в цепочке рассуждений, аргументации определенных положений и гипотез;

- точность, которая достигается использованием терминов, однозначных слов, четким оформлением синтаксических связей слов, ясной внутренней семантической связью;

- обобщенность и отвлеченность, которые проявляются в отборе слов (преобладание имен существительных над глаголами, общенаучные слова, имена существительные с абстрактным значением, конкретные существительные в обобщенном значении), в употреблении форм слов (глаголы настоящего времени во «вневременном» значении, возвратные и безличные глаголы, преобладание форм третьего лица глагола, форм несовершенного вида), в использовании синтаксических конструкций (неопределенно-личные предложения, страдательные обороты);

- насыщенность фактической информацией.

Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования:

1. Осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели – Введение.

2. Поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) – Основная часть.

3. Решение исследовательской задачи, получение ответа – Заключение.

Способ изложения является способом доказательства. Текст научного произведения создаётся как цепочка действий внутри текста, образующих логический каркас. В научном тексте можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса: определим, обозначим, составим, зададим, определим, найдём, выберем, рассмотрим и т.п. Автор методично поясняет, какие именно мыслительные операции он в тот или иной момент совершает: даёт определения, переходит к следующему вопросу, возвращается к исходному пункту, приводит пример, анализирует результаты эксперимента, делает вывод и т.д.

Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель:

· фактическую, непосредственно об объекте исследования;

· информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию.

Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста – одно из существенных свойств научного текста. Смысловые повторы не являются недостатком научного текста, но, наоборот, помогают организовать его. Некоторые повторы – необходимый атрибут композиции. Особенно важную роль они играют при подведении итогов научной работы.

Средства организации связного текста:

1. Причинно-следственные и условно-следственные отношения между частями информации И, поэтому, отсюда, тем самым, в результате; следовательно, значит, стало быть, в силу этого, вследствие этого, в зависимости от этого, благодаря этому, в связи с этим; в таком случае, в этом случае, при этом условии.
2. Временная соотнесенность частей информации Вначале, прежде всего, в первую очередь, предварительно, одновременно, в то же время, наряду с, уже, ранее, затем, впоследствии, в дальнейшем, в заключение, далее, выше, ниже.
3.Сопоставление и противопоставление частей информации Так (же), таким (же) образом, точно так, аналогично; если…то, тогда как, в то время как, с одной стороны, с другой стороны; наоборот, напротив, в противоположность (этому), иначе, по-иному, но, однако.
4. Дополнение и уточнение данной информации Также, при этом, причем, вместе с тем, кроме того, сверх того, более того, кстати, в частности.
5.Иллюстрация, выделение частного случая, пояснения Например, именно, только, даже, лишь, ведь, особенно, другими словами, иначе говоря.
6.Порядок перечисления Во-первых, во-вторых, затем, далее, наконец
7.Обобщение, вывод, итог Таким образом, итак, короче, короче говоря, вообще, словом, вообще говоря, следовательно, из этого следует
8.Ссылка на предыдущую и последующую информацию Как было сказано, как говорилось, как видно; рассматриваемый, анализируемый, изучаемый, исследуемый, приведенный, указанный, упомянутый, описанный, названный, данный, искомый, вышеупомянутый, вышеназванный; последнее; согласно этому, сообразно этому, соответственно этому, в соответствии с этим, подобно этому, в отличие от этого.

Научный стиль, как и официальный, очень последователен в выборе и употреблении слова: он резко сужает состав лексики общего языка, налагает запрет на нелитературную лексику (жаргонизмы, диалектизмы, просторечные слова), не допускает литературные слова, если они имеют эмоциональную окраску. Слово, входя в научный обиход, окраску теряет, наполняясь другим содержанием. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи – по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. – они образуют терминологические системы.

Понятия должны согласовываться друг с другом, вписываться в общую картину, а не быть отдельными разрозненными фактами. Информация должна представлять научное знание.

Научный руководитель

Студенту-выпускнику следует помнить, что научный руководитель – это наставник, советчик, но не соавтор, а выпускная квалификационная работа – проявление самостоятельности, профессиональной подготовленности и творческой активности.

Опыт научного руководителя может помочь студенту выработать оптимальную методику работы над выпускным сочинением, исключить или свести к минимуму возможные ошибки, просчеты.

Научный руководитель:

· оказывает помощь студенту в уточнении темы, определении хронологических рамок работы, ее направленности, структуры, характера, цели и задач;

· делает рекомендации по подбору литературы, которую необходимо изучить применительно к теме;

· утверждает план выпускной квалификационной работы и объем исследуемого или представляемого творческого материала, если возникает необходимость, корректирует их;

· дает советы по отбору и расположению фактов, аргументации, оформлению научного аппарата в периодически представляемых студентом подготовленных частях дипломной работы;

· предостерегает от необоснованных выводов и поспешных заключений;

· знакомится с представленным студентом окончательным вариантом выпускной работы, делает замечания, которые автору необходимо учесть;

· пишет отзыв.

Наши рекомендации