Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.
По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.
Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:
1. фундаментальные принципы:
ü принцип системности
ü принцип всеобщности противоречия
ü принцип всеобщности развития
ü принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.
2. законы:
ü закон единства и борьбы противоположностей
(этот закон характеризует источник развития)
ü закон перехода количественных изменений в качественные
(характеризует механизм процесса развития)
ü закон отрицания отрицания
(характеризует направление (форму) развития).
3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.
В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).
Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику
ü объективную и
ü субъективную.
Объективная диалектика (диалектика природы) – это
1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире
2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.
Субъективная диалектика также имеет 2 смысла:
1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека
2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе.
Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними.
«Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах».
Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления:
1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы)
2. неогегельянство (Александр Кожев – бывший Кожевников)
3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра)
Все 3 направления настаивают на том, что диалектика – это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания.
Диалектика выступает в 3-х видах:
Диалектика как теория познания
В этом качестве диалектика изучает происхождение и развитие познания. Диалектика в этом качестве рассматривает предмет познания в его историческом становлении.
2. диалектическая логика (диалектика как логика)
В этом качестве диалектика изучает мышление как процесс, в котором совершается построение системы категорий через их взаимосвязи. Диалектика как логика изучает также и специфические процедуры построения системы конкретного знания (например: восхождение от абстрактного к конкретному)
3. диалектика как универсальный метод (способ)познания и преобразования мира человеком.
Особенности диалектического и метафизического методов. Понятие о диалектической логике.
В качестве метода диалектике противостоит метафизика.
Любой метод всегда содержит систему нормативных принципов, требований, относящихся прежде всего к познавательской деятельности.
Диалектический метод включает в себя:
Абстрактность и односторонность
Это стремление рассматривать вещи и понятия человеческого ума (в которых отражаются эти вещи) в их обособленности друг от друга, в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные.
2. этот метод носит ограниченный характер, имеет границы своего применения и применяется только в известных пределах.
Диалектическая логика
В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах:
1) в аспекте единства формы и содержания мысли
2) в аспекте взаимодействия и развития элементов мысли и, прежде всего, – понятий.
Идея диалектической логики была воплощена, продемонстрирована в известной работе Гегеля, которая называется «Наука логики». У Гегеля диалектическая логика представлена в её идеалистическом варианте. В материалистическом осмыслении эта идея воплощена в работе Маркса «Капитал».
Согласно диалектической логике (в любом варианте), только в системе категорий отдельные категории, понятия обретают свой конкретный смысл.
В реальном процессе познания отдельные понятия со стороны своего содержания взаимодействуют друг с другом, вступают в противоречия и образуют в синтезе новые категории, понятия.
Принцип системности
Людвиг фон Берталанфи:
Система – это комплекс взаимодействующих элементов.
Элемент– это далее неразложимый компонент системы при данном способе её рассмотрения;
основной критерий выделения элемента – его необходимое участие в создании системы => без какого-либо элемента система существовать не сможет (например: по отношению к человеческому организму отдельные клетки элементами не являются, а элементами являются системы и подсистемы органов).
Система и элемент – это понятия соотносительные: не может быть элемента вне системы, также как и система не может не иметь элементов.
Структура – это совокупность устойчивых отношений связей между элементами (структуру образуют закономерные связи элементов).
По характеру связей выделяются 2 типа систем: (это утверждение спорно)
1. неорганичные (привести пример)
2. органичные (например, живые организмы).
Признаки органичных систем:
1) подчинение частей целому, высокая степень активности целого по отношению к частям
2) части являются частями только в составе единого целого
3) в структуре органичных систем большое место занимают связи субординации, которые связаны генезисом одних частей целого из других.
4) органичные системы характеризуются гибкой вероятностной, а не жёсткой, однозначной связью между элементами
5) органичные системы характеризуются самовоспроизводством и саморазвитием.
Соотношение частей и целого
В отличие от соотношения элементов и системы, соотношение частей и целого – на одном и том же уровне структурной организации, поскольку часть всегда несёт на себе признаки, черты качественной определённости целого и не существует в качестве части самостоятельно (например: части тела человека).
Антиномии целостности
Антиномия – это противоречие между положениями, каждое из которых признаётся логически доказуемым.
1) тезис: целое есть сумма частей, антитезис: целое – это нечто большее, чем сумма частей
2) тезис: части предшествуют целому, антитезис: целое предшествует частям.
Тезис – выражение позиции «меризм», антитезис – холизм.
Разрешение антиномий – самостоятельно.
Принцип детерминизма
Детерминизм связан с признанием объективной обусловленности всех явлений в своём существовании и развитии.
Принцип детерминизма включает в себя:
1. признание всеобщего объективного закономерного характера отношений обусловливания
2. принцип причинности
3. принцип детерминизма предполагает признание многообразия типов причинной обусловленности, а также признание существования непричинных отношений обусловливания (например: функциональной зависимости – детерминации).
Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания.
По Энгельсу, диалектика – это наука, изучающая всеобщие моменты процесса развития.
Материалистическая диалектика как система включает в себя следующие элементы:
1. фундаментальные принципы:
ü принцип системности
ü принцип всеобщности противоречия
ü принцип всеобщности развития
ü принцип всеобщей универсальной взаимосвязи.
2. законы:
ü закон единства и борьбы противоположностей
(этот закон характеризует источник развития)
ü закон перехода количественных изменений в качественные
(характеризует механизм процесса развития)
ü закон отрицания отрицания
(характеризует направление (форму) развития).
3. категории диалектики – это наиболее общие философские понятия, отражающие и обозначающие всеобщие универсальные формы бытия и познания.
В основном категории диалектики носят парный характер (например: причина – следствие, необходимость – случайность, возможность – действительность, форма – содержание, сущность – явление), также есть триады (единичное – особенное – общее).
Вслед за Энгельсом современная отечественная философия выделяет диалектику
ü объективную и
ü субъективную.
Объективная диалектика (диалектика природы) – это
1) в первом смысле это понятие, применяемое для обозначения диалектического характера процессов, происходящих в объективном вещно-предметном мире
2) во втором смысле это общая теория развития объективного мира.
Субъективная диалектика также имеет 2 смысла:
1) это диалектика сознания, мышления. Эта категория даёт указания на диалектический характер познавательной и в целом духовной деятельности человека
2) это отражение в человеческом мышлении процессов, которые происходят в природе.
Диалектика мышления отражает диалектику природы в формах понятий, категорий и связей между ними.
«Диалектика природы» Энгельса: «Наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам и поэтому они не могут противоречить друг другу в своих результатах».
Иные точки зрения по проблеме диалектики высказали следующие философские направления:
1. неомарксизм (в лице представителей франкфуртской школы)
2. неогегельянство (Александр Кожев – бывший Кожевников)
3. экзистенциализм (в лице Ж.-П. Сартра)
Все 3 направления настаивают на том, что диалектика – это активность отрицания, источником которой является сознание человека => диалектика ограничивается сферой сознания.
Диалектика выступает в 3-х видах: