Работа с которыми будет способствовать

Развитию речи

Детская комната

Пробуждение

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Тапочки — штанишки (юбочка) — кофточка.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Пижама, тапочки, штаны, кофта.

2. Снимаю пижаму, надеваю тапочки, надеваю штаны, надеваю кофту.

Комментарии

1. Вначале речевое сопровождение может быть кратким: обозначайте каждое действие ребенка только одним словом, добиваясь от ребенка понимания и повторения (вариант 1). Слово произносите несколько раз в момент работы (возможно, с вашей помощью) рук ребенка с предметом.

2. Постепенно уточняйте фразы, присоединяя к известным ребенку существительным одинаковый набор изучаемых в данное время глаголов (в данном случае «снимаю надеваю»), и продолжайте тренировать понимание и воспроизведение усложняемых фраз: рука на предмете — проговаривайте его название (тапочки); рука начинает производить действие (одевание) — проговаривайте глагол (вариант 2).

3. Фразу стройте от первого лица, поскольку малыш должен параллельно учиться самоидентификации (выделение собственного «Я» у таких детей часто затруднено): хоть рука и двигается благодаря взрослому, малыш должен осознавать, что действие он производит сам (озвучивая действие, производимое ребенком, вы «переводите» внутренний монолог ребенка на русский язык, тем самым заставляя мышление ребенка упорядочиваться).

Утренняя гимнастика

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Две пластмассовые гантели — мячик — скакалка - каштаны.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Гантели, мяч, скакалка, каштаны.

2. Беру гантели, беру мяч, беру скакалку, беру каштаны.

3. Беру гантели: вверх-вниз; беру мяч: вверх-вниз (подбрасывает); беру скакалку: вниз; беру каштаны: вниз (раскидываем и ходим по каштанам).

4. Беру гантели, поднимаю вверх... (позднее — «опускаю») вниз и т. д.

Комментарии. Вы можете использовать различные упражнения в качестве утренней гимнастики, а также хорошо вводить музыкальное сопровождение для ваших игр (для начала выбирайте тихую фоновую музыку, постепенно прибавляйте громкость). Главное правило: для первых занятий движения с предметами выбирайте однообразные (одни и те же предметы поднимайте вверх и вниз, например). Разучивая новые глаголы-действия, начинайте прыгать через одни и те же предметы-препятствия и т. д. Смысл утренней гимнастики, помимо сохранения бодрости и физического здоровья, - в отработке навыков работы по инструкции, расширении словарного запаса крохи (в частности отработка глаголов-действий, предлогов и наречий), который должен в процессе занятий нарабатываться постепенно и на наглядных примерах.

Игра «Уборка»

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Носки — перчатки — колготки.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Носки, перчатки, колготки.

2. Собираю носки, собираю перчатки, собираю колготки.

3. Собираю носки и кладу, собираю перчатки и кладу и т. д.

4. Собираю носки и кладу в ящик и т. д.

5. Собираю носки под столом (на стуле, за шкафом и т. д.) и кладу в ящик и т. д.

Комментарии. Разбросайте по комнате несколько видов предметов одежды (вначале не больше трех). Поставьте на полочку соответствующее число ящичков (в данном случае пустых), над ними расположив схему, указывающую, в какой ящичек какой предмет необходимо класть. По вашей команде, например «носки!», малыш должен собрать в первый ящичек все носки. Не забывайте, что, поднимая каждый экземпляр, вы вместе должны называть его вслух. Позднее, когда словарный запас ребенка подрастет, давайте ребенку подсказки, например: «под стулом», «на столе», «за шкафом». И при необходимости ведите кроху за руку в соответствующем направлении, повторяя «над...», «под...» или «за...», давая потрогать обозначенное словами место, оценить его расположение в «системе координат». Таким нехитрым образом малыш не только названия одежды может выучить, но и предлоги, и порядковый счет, если в схеме ящички вы предварительно пронумеруете (или будете пересчитывать собранные предметы и складывать их количество в ящичек, содержащий соответствующую цифровую маркировку). К тому же с помощью этой игры вы можете научить ребенка определять цвета, а также различать понятия единственного и множественного числа (на схеме укажите, например, что в первый ящичек нужно положить один красный носок, а во второй много синих, три желтых или пять разноцветных).

Ванная комната

Утренний туалет

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Расческа —зубная щетка — зубная паста — стаканчик для полоскания рта -— полотенце.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1. Расческа, щетка, паста, стакан, полотенце.

2. Беру расческу, беру щетку, беру пасту, беру стакан, беру полотенце.

3. Беру расческу— расчесываюсь; беру щетку, беру пастух— чищу; беру стакан - полощу; беру полотенце - вытираюсь.

4. Беру расческу — расчесываю волосы; беру пасту — выдавливаю и т. д.

Комментарии. Постепенно добавляйте к речевому сопровождению действий ребенка все новые подробности. Не забывайте при этом разъяснять их смысл ребенку, добиваясь синхронности текста и действий. Следите, чтобы нарастание словарного запаса происходило последовательно: новые слова должны ложиться на устойчивую, понятную ребенку «базу», которую малыш не только понимает, но и употребляет в речи. Глаголы в начале обучения, пока ребенок не определился с самоидентификацией, употребляйте от первого лица: если ребенок выполняет действие и его проговаривает, он должен говорить: «я беру», а не «...берем». Постепенно из слов, которыми малыш в состоянии оперировать, выстраивайте новые речевые конструкции: если раньше все ваши предложения были предельно простыми, начинайте использовать сложноподчиненные предложения, составленные из того же набора слов. Например, скажите не «беру щетку, чищу зубы», а «беру щетку, чтобы почистить зубы». Между фразами «беру» и «чтобы чистить» первое время можно вклинивать вопрос «для чего?» — таким образом, параллельно малыш будет осваивать смысл союзов, союзных и вопросных слов, а вы будете тренировать понимание речи и способность к оперированию речевыми данными — гибкость мышления.

Принятие ванны

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках):

1. Ящичек для обуви (носков) — ящичек для шортиков (юбочки) - ящичек для майки (кофточки) — ящичек для трусиков.

2. Ящичек для мыла — ящичек для губки — ящичек для лейки — ящичек для утенка и т. д. — ящичек для полотенца.

3. Ящичек для трусиков - ящичек для майки — ящичек для шортиков - ящичек для носков (обуви).

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.1. Тапочки (носки), шорты, майка, трусы.

1.2. Мыло, губка, лейка, утенок... полотенце.

1.3. Трусы, майка, шорты, тапочки.

2.1. Снимаю тапки (носки), снимаю шорты, снимаю майку и ,т. д.

2.2. Беру мыло, беру губку, беру лейку и т. д.

2.3. Надеваю трусы, надеваю майку и т. д.

3.1. Снимаю и кладу тапки (позднее — «снимаю с себя...»), снимаю и кладу шорты и т. д.

3.2. Беру мыло —— намыливаю, беру губку -— намыливаю, беру лейку — набираю (позднее —— «набираю воду», «набираю воду и выливаю») и т. д.

3.3. Беру трусы и надеваю и т.д. аналогично 3.1.

Комментарии. В данном случае целесообразно использовать как пустые ящички, в которые, готовясь к приему ванны, малыш будет последовательно складывать свои вещи, проговаривая свои действия, так и ящички, наполненные игрушками, губками и мылом, предметы из которых ребенок будет подавать вам во время купания по вашей команде. Таким образом, одновременно будут отрабатываться навык работы по инструкции, понимание речи, ее воспроизведение, а также навыки самообслуживания, моторика и т. д. Полная ванна воды — идеальное место для развития речи детей с дефицитом внимания, повышенным мышечным тонусом конечностей, детей гиперактивных: вода (так же как и песок) способствует расслаблению и концентрации внимания за счет отсутствия в поле зрения других доступных раздражителей, кроме демонстрируемого взрослым. Поэтому используйте водные процедуры в работе с ребенком каждый день. Следите, чтобы выполняемые ребенком действия не меняли порядка (изо дня в день и в рамках одной процедуры). Если малыш начал раздеваться с тапок, а одеваться следует начать с трусиков, — поменяйте порядок ящичков на противоположный (такую «рокировку» производите ежедневно). Порядок действий в данном случае сохранит порядок мыслей, не даст им запутаться. А отдельные ящички, символизирующие отдельное действие, дадут возможность сконцентрироваться перед выполнением действия и вспомнить слова, это действие обозначающие.

Кухня

Прием пищи

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Поднос — ложка — салфетка— тарелка — порционная еда — стакан с питьем.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.Поднос, ложка, салфетка, тарелка, котлета, салат, компот.

2.Беру поднос, беру ложку, беру салфетку, беру тарелку, беру котлету и т. д.

3.Беру поднос, беру и кладу ложку, беру и кладу салфетку, беру тарелку, беру и кладу котлету, беру и кладу салат и т. д.

4.Беру поднос, беру и кладу ложку на поднос и т. д.

Комментарии. Постоянность процедур питания повышает результативность запоминания, а стимулируемый аппетитом интерес к еде способствует концентрации внимания ребенка, поэтому развивать речь в часы приема пищи просто необходимо. Последовательность действий, сопровождаемых одними и теми же словами, повторяется три раза в день, поэтому выучить глаголы действия, используемые в это время, для ребенка будет проще всего. Со временем малыш освоит и названия кулинарных шедевров. Как только у ребенка наметился речевой прогресс, усложняйте задания, заставляя ребенка реагировать на предлоги, наречия, меняйте глаголы. Например, если обычно вы клали все необходимое ребенку в ящички, попробуйте положить вилку поверх ящичка (за или под него) и прокомментируйте ее местонахождение. Привлекайте ребенка к уборке посуды (в ящички, из которых предметы были взяты), ее вытиранию, мытью и последующему раскладыванию в ящички. В процессе приготовления еды и за трапезой изучайте состав блюд, анализируйте принадлежность ингредиентов к определенным группам продуктов: овощи, фрукты, мясо, хлеб.

Приготовление блюд из теста

«Пирожки с яблоками и капустой»

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Предварительно раскатанное и нарезанное кружочками тесто— мука — яблочная начинка- капустная начинка.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.Тесто, мука, яблоки — сворачиваю; тесто, мука, капуста — сворачиваю.

2.Беру тесто, беру муку, беру яблоки — сворачиваю; беру тесто, беру муку, беру капусту щ сворачиваю.

3.Беру тесто, кладу муку, кладу яблоки — сворачиваю и т. д.

4.Беру тесто, посыпаю муку, кладу яблоки— сворачиваю и т. д.

5.Беру кружочек теста, посыпаю мукой, кладу яблоки— сворачиваю пирожок; беру кружочек теста, посыпаю мукой, кладу капусту — сворачиваю пирожок.

Комментарии. Так как время — ресурс ограниченный, то в общении с ребенком его нужно использовать по максимуму. Тем более на кухне, где есть все для того, чтобы показать ребенку логическую цепочку превращений (ингредиентов в готовые блюда). Начинайте с простых рецептов, в которых особенно велика частота повторений действий (например, приготовление пирожков). По мере роста речевого прогресса ребенка и времени концентрации его внимания привлекайте- малыша к раскатыванию теста, вырезанию кружочков теста для пирожков перевернутым стаканом и т. д. Логика действий рождает логику мысли. Поэтому последовательные процессы наблюдать и пытаться описать ребенку словами крайне необходимо. Каждую бытовую ситуацию пытайтесь донести до ребенка во всех подробностях от «А» до «Я»; Перед началом любого дела всегда напоминайте ребенку, что предстоит сделать (приготовить суп, например), затем переходите к обсуждению средств достижения цели (основных этапов). Готовите ли вы, прибираетесь или гладите - привлекайте ребенка, рассказывайте, как и что делается, используйте руки ребенка, чтобы показать последовательность ваших действий, и ящички и схемы для того, чтобы научить повторению действий и одновременному проговариванию процесса. Кроме того, участие в «полезных» для развития занят поможет развить кисть ребенка и отвлечет от стереотипных движений.

Приготовление супа и каши

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках):

1. Нарезанная кусочками очищенная морковь — ка пуста картошка — зеленый горошек — соль - перед горошком— отварное мясо — вода.

2. Крупа (гречневая, рисовая, перловая, овсяная) — сахар— соль —сухофрукты — вода.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.1.Морковь, капуста, картошка, горошек, соль, перец, мясо, вода.

1.2.Кладу морковь, кладу капусту, кладу картошку и т. д.

1.3.Кладу кусочки (можно называть форму) моркови, кладу кусочки капусты и т. д.

1.4.Кладу кружочки моркови, кладу полоски капусты, кладу полукруги картошки, кладу круглые горошки и т. д., заливаю водой, ставлю на плиту; (позднее можно добавить вопрос «для чего?» —- «чтобы варить суп»).

2.1.Рис, сахар, соль, изюм, вода.

2.2.Беру рис, беру сахар, беру изюм, беру воду.

2.3.Беру и кладу рис, беру и кладу сахар, беру я кладу соль, беру и кладу изюм... (здесь добавьте вопрос «что еще нужно взять?» или помедлите и дождитесь вопроса ребенка «где вода?»), наливаю воду.

2.4.Беру и кладу рис, добавляю сахар, добавляю соль и т. д., ставлю варить (позднее добавляйте вопрос «ставлю варить куда?» — на плиту).

Комментарии. Пригласите ребенка на кухню и покажите ему мисочки (ящички) с разложенными в них ингредиентами. Объясните, что вы будете готовить (или попросите угадать). Помогите ребенку последовательно опускать руку в каждую миску, изучать содержимое, отмерять меру и класть в кастрюлю. Таким образом, на практике малыш легко изучит такие понятия, как «больше/меньше», понятия единственного и множественного числа, предлоги и даже времена (сварил, сварю, варю), а также вы сможете одновременно тренировать работу по инструкции, координацию движений ребенка, изучать счет (отмеряя количество овощей), буквы (начальной буквой названия крупы можно обозначать баночки, их содержащие) и геометрические формы (анализировать форму продуктов). Кулинарный репертуар ребенка расширяйте постепенно. Сложные блюда упрощайте, заранее совершая определенные (скучные для ребенка) действия. Например, для начала уже нарезанные овощи и отварное мясо предложите ребенку последовательно перекладывать в кастрюлю (а после самостоятельно заливайте блюдо готовым бульоном). Через несколько месяцев попробуйте привлечь малыша к мойке, чистке овощей (руками, без ножа, естественно), их сортировке (например, по принципу — нужны для борща или нет), группировке (длинные огурцы для салата, короткие для закрутки). Со временем, изучая меры весов, вы можете применять на практике показания кухонных весов, мерного стакана и т. д.

Уборка посуды

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Ящичек для суповой тарелки — ящичек для суповой (столовой) ложки- ящичек для тарелки под второе — ящичек для вилки или десертной ложки — ящичек для стакана из-под напитка.

Речевое сопровождение к последовательным действиям с предметами:

1.Тарелка (большая тарелка), ложка (столовая ложка), тарелка (маленькая тарелка), ложка (вилка, десертная ложка), стакан.

2.Беру тарелку, беру ложку и т. д.

3.Беру тарелку и отношу, беру ложку и отношу! и т. д.

4.Беру тарелку для супа и отношу, беру ложку для супа и отношу и т. д.

Комментарии. В работе ящички можно использовать как полные, так и пустые. Пустые ящички необходимо заполнить согласно схеме (отдельно висящей или мини-схеме, приклеенной к каждому ящичку) или на память. В последнем случае лучше пользоваться постоянно действующим правилом: поел — убери (т. е. съел ребенок первое блюдо, суп, - отнес тарелку и ложку, взял второе, съел — отнес). В рамках первых занятий достаточно поручить ребенку заполнить ящички таким образом, как они были заполнены ранее: разложить приборы, посуду. Позднее можно просить ребенка заполнить ящички согласно предложенной схеме, убирая со стола за всей семьей. Например, на первом наклейка — «3» и изображение чайной ложки, значит, в эту емкость необходимо положить 3 чайных ложки. Также вы можете предлагать ребенку освоить более сложные схемы, например рассортировать по ящичкам предметы, предварительно совершив с ними определенные действия (вымыть, обсушить полотенцем). Не забывайте каждое действие ребенка сопровождать комментарием, стимулируйте кроху повторять за вами текст во время работы.

Прихожая

Одевание на прогулку

Предметы, расположенные последовательно на специальной полочке (в ящичках). Штаны — обувь — куртка шапка — шарф — перчатки.

Речевое сопровождение к последовательным, действиям с предметами:

1. Штаны, ботинки (сапоги, сандалии), куртка (кофта), шапка (панамка), шарф, перчатки.

2. Беру штаны, беру ботинки, беру куртку и т. д.

3. Беру штаны и надеваю, беру ботинки и надеваю и т. д.

4. Беру синие штаны и надеваю, беру черные ботинки и надеваю и т. д.

5. Беру синие штаны и одеваю ноги; беру черные ботинки и обуваю ноги— застегиваю; беру красную куртку и одеваю руки — застегиваю (позднее застегиваю молнию/пуговицы) и т. д.

Комментарии. Для облегчения запоминания ребенком слов и порядка собственных действий раздевание после прогулки всегда должно начинаться с последнего предмета, одетого накануне (т. е. с последнего ящичка). Думайте и об удобстве процедуры (чтобы ребенку было комфортно и интересно). Поэтому начинайте процедуру одевания с обуви, чтобы, одетый ребенок не потел, возясь со шнурками при полной экипировке, а заканчивайте шарфом и перчатками. Вместо ящичков в данном случае можно использовать отдельные промаркированные сегменты полочки (с ограничителями). Стимулирование малыша к самостоятельному обслуживанию своих интересов и проговариванию действий даст ему возможность овладеть пониманием и (что немаловажно!) осознанным воспроизведением базового словарного запаса, дополнительно развить который в играх и общении будет не так сложно. Кроме того, процесс самообслуживания будет активно развивать мелкую моторику рук ребенка, что также приведет к активизации речевых центров. А если вы проявите немного фантазии, мимоходом малыш освоит основные цвета, геометрические формы, счет и т. д.

Если в процессе самообслуживания у ребенка постепенно, как мы уже говорили, по кирпичикам, закладывается прочный фундамент речевого общения и речевого взаимодействия: малыш осваивает прежде всего основные определения и глаголы-действия в виде штампов, в меньшей степени — предлоги, цвета, геометрические формы, работу по инструкции, то в процессе грамотно организованных родителем игр он оттачивает свое мастерство на практике: происходит естественная проверка понимания ребенком обращенной к нему речи, адекватного использования речевых штампов, умения использовать речь в целях добычи информации. Последняя задача главная цель нашей работы.

Наши рекомендации