Предмет и задачи экспериментальной психологии.

Предмет и задачи экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология занимается вопросами, связанными с организацией и планированием психологического эксперимента (принципы организации исследовательского процесса, правила оформления отчетов и рукописей, этика исследования и др.). Согласно сложившейся традиции в рамках этой дисциплины рассматриваются также другие методы психологии (наблюдение, опрос, архивный метод), однако эксперименту уделяется особое внимание.

ЭП (одно из определений) - Система экспериментальных методов и методик, применяемых в конкретных научных исследованиях

Предмет ЭП– предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Основные задачи(определение задач связано с пониманием предмета ЭП )

- определение специфики использования метода эксперимента для изучения психических явлений ( специфика определяется особенностями предмета (психика, психические явления)

- определение последовательности и содержания этапов психологического исследования

- определение условий (факторов), определяющих качество (валидность) исследования,

- определение специфики психологического исследования в различных отраслях психологии (социальная, возрастная, педагогическая и др. психологии)

2.Значение экспериментальной психологии в становлении психологии как самостоятельной науки.

3.Этапы планирования психологического исследования.

Выделяют три основных вида психологического исследования: теоретическое, эмпи­рическое, прикладное.

Эмпирическим (эмпиричес­кой частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами - методами наблюдения и самона­блюдения, лабораторного или естественного эксперимента.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сто­рону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения.

Основные этапы психологического исследования.

Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.

  1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
  2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. По­строение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
  3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор ме­тодов и методик.
  4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследова­нии: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
  5. Обработка данных (количественная и качественная)
  6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результа­тов в рамках исходной исследовательской концепции.
  7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теория­ми. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выво­дов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими си­лами и не только).


Типы научного исследования.

Какие можно выделить типы научных исследований? Существуют различные типологии научных исследований. В рамках одной из них выделяют фундаментальные и прикладные исследования.

Миссия фундаментальных научных исследований заключается в научных открытиях, поэтому фундаментальные исследования проводятся с целью получения нового научного знания. Движущим мотивом этих исследований является получение новых научных фактов, создание новых понятий и научных теорий, разработка научных концепций.

Миссия прикладных научных исследований состоит в обслуживании практических интересов заказчиков. Прикладные исследования представляют собой применение специальных теорий, созданных фундаментальной наукой, к решению практических проблем. Движущим мотивом прикладных научных исследований является необходимость поиска решения практических проблем «заказчиков». Прикладные исследования ценятся прежде всего за эффективные решения этих проблем.

В рамках другой типологии различают: дисциплинарные, мультидисциплинарные, интердисциплинарные и трансдисциплинарные научные исследований.

Дисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметных областей определенных научных дисциплин, имеющих специфический понятийный аппарат, набор специальных научных теорий и особый методологический инструментарий. Мультидисциплинарные научные исследования связаны с решением научно-исследовательских задач в рамках предметного поля научной дисциплины, но с помощью методологических конструктов и методов других научных дисциплин.

Интердисциплинарные научные исследования – это постановка научно-исследовательских задач на стыке различных научных дисциплин и использование их методологического и теоретического потенциала в интерпретации научных фактов с целью преодоления дисциплинарной фрагментарности научных знаний.

Трансдисциплинарныенаучные исследования направлены на создание целостной картины социальной реальности путем преодоления гетерогенности дисциплинарных научных теоретических знаний в результате их холистского осмысления на концептуальном уровне, выходящем за пределы отдельных научных дисциплин.

Характеристика валидности.

Вали́дность — обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Более прикладное определение понятия «валидность» — мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.

Валидность считается фундаментальным понятием экспериментальной психологии, организационной психологии и психодиагностики.

Валидное измерение — такое измерение, которое измеряет то, что оно должно измерять, т.е. к примеру, при валидном измерении интеллекта измеряется именно интеллект, а не что-то другое.

Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах).

Важная особенность валидности — её нельзя установить единожды и использовать это доказательство как финальный аргумент «за» качество того или иного эксперимента или методики. Валидность необходимо постоянно обосновывать новыми данными, перепроверять в независимых исследованиях.

В различных источниках упоминаются разные названия, что может создавать определенную путаницу. В экспериментальной психологии ключевыми понятиями являются:

· Внешняя валидность

· Операциональная валидность

· Конструктная валидность

· Внутренняя валидность

· Дифференциальная валидность

· Инкрементная валидность

· Экологическая валидность

Метод моделирования.

Метод моделирования наиболее перспективный метод исследования требует от психолога определенного уровня математической подготовки. Здесь психические явления изучаются на основе приближенного образа реальности - ее модели. Модель дает возможность сосредоточить внимание психолога лишь на главных, наиболее существенных чертах психики. Модель - это полномочный представитель изучаемого объекта (психического явления, процесса мышления и др.). Конечно, лучше сразу получить целостное представление об изучаемом явлении.

Модель связана со своим оригиналом соотношением подобия.

Необходимость моделирования возникает в психологии, когда:

- системная сложность объекта является непреодолимым препятствием для создания его целостного образа на всех уровнях детальности;

- требуется оперативное изучение психологического объекта в ущерб детальности оригинала;

- изучению подлежат психические процессы с высоким уровнем неопределенности и неизвестны закономерности, которым они подчиняются;

- требуется оптимизация исследуемого объекта путем варьирования входных факторов.

Задачи моделирования:

- описание и анализ психических явлений на различных уровнях их структурной организации;

- прогнозирование развития психических явлений;

- идентификация психических явлений, т. е. установление их сходства и различия;

- оптимизация условий протекания психических процессов.

Наблюдение.

Наблюдение - это такой способ, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни.

Результаты наблюдений, проводимых с исследовательской целью, как правило, фиксируются в специальных протоколах. Хорошо, когда наблюдение ведет при этом не один человек, а несколько, и затем полученные данные сопоставляются и обобщаются (методом обобщения независимых наблюдений).

Объектами исследования могут быть: вербальное поведение, невербальное поведение, перемещения людей, дистанция между людьми, физические воздействия.

То есть объектом наблюдения способно выступать лишь то, что возможно объективно зарегистрировать. И только исходя из предположения о том, что психика находит своё проявление в поведении, психолог может строить гипотезы о психических свойствах, основываясь на данных, полученных при наблюдении.

Средства наблюдения. Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио, фото, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Классификация наблюдений

По систематичности:

Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам:

Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают.

Внешнее наблюдение- это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается.

При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Эксперимент.

Эксперимент- один из основных, наряду с наблюдением, методов научного познания вообще и психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает специальною организацию ситуации исследования, активное вмешательство в ситуацию исследователя, планомерно манипулирующего одной или несколькими переменными факторами и регистрирующего соответствующие изменения в поведении испытуемого. Эксперимент позволяет осуществить относительно полный контроль переменных. Если при наблюдении часто невозможно предвидеть изменения, то в эксперименте можно их планировать и не допускать появления неожиданностей. Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ эксперимента перед наблюдением. Достоинство эксперимента заключается также в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психологического явления от изменяемых внешних условий.

Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных и в известном смысле искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой и применения технических приспособлений. Наиболее существенный недостаток этого метода - его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а, следовательно, к неправильным выводам. Данный недостаток лабораторного эксперимента до известной степени устраняется при организации.

Естественный эксперимент - особый вид психологического эксперимента, соединяющий в себе положительные черты объективного наблюдения и метода лабораторного эксперимента. Он производиться в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Наблюдение не редко дополняется беседой с испытуемым. Недостатком этого метода является трудность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем количественного анализа полученных данных. Одним из вариантов естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, при котором изучение обучаемого и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.

Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.

Беседа.

Беседа в психологии — это метод получения психологической информации посредством двустороннего вербального общения с испытуемым в различных ситуациях, организованных исследователем. Подобно анкетированию, относится к методам опроса. Широко применяется в социальной, медицинской, детской психологии и др. психологических дисциплинах.

Беседа применяется на разных стадиях исследования как для первичной ориентировки, так и для уточнения выводов, полученных с помощью других методов, особенно, наблюдения.

Эффективное использование беседы как основного метода возможно только при соответствующей квалификации психолога, которая предполагает: 1) умение установить контакт с испытуемым, предоставить ему возможность максимально свободно выразить себя, и, одновременно, 2) профессиональный навык абстрагирования личных отношений от содержания беседы.

Выделяются специфические виды беседы:

«введение в эксперимент» — способ привлечения потенциального испытуемого к сотрудничеству с исследователем;

«беседа экспериментальная», в ходе которой проверяются или уточняются рабочие гипотезы;

Интервью — вид беседы, при котором ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно подготовленные заранее) вопросы.

В сравнении с анкетированием предполагает большую свободу опрашиваемого в формулировке ответов, их большую детализацию и развернутость.

Тип шкалы.

Измерительная шкала — основное понятие, введенное в психо­логию в 1950 г. С.С.Стивенсом; его трактовка шкалы и сегодня ис­пользуется в научной литературе. Шкала – в буквальном значении есть измерительный инструмент.

Тип шкалы определяет совокупность статистических методов, которые могут быть применены для обработки данных из­мерения

Различают несколько типов шкал:

1. Шкала наименований -получается путем присвоения «имен» объектам. Объекты сравниваются друг с другом, и определяется их эквивалентность – неэквивалентность.

2. Шкала порядка - упорядочивание объектов по степени выраженности какого-нибудь признака.

3. Шкала интервалов.

4. Шкала отношений.

Предмет и задачи экспериментальной психологии.

Экспериментальная психология занимается вопросами, связанными с организацией и планированием психологического эксперимента (принципы организации исследовательского процесса, правила оформления отчетов и рукописей, этика исследования и др.). Согласно сложившейся традиции в рамках этой дисциплины рассматриваются также другие методы психологии (наблюдение, опрос, архивный метод), однако эксперименту уделяется особое внимание.

ЭП (одно из определений) - Система экспериментальных методов и методик, применяемых в конкретных научных исследованиях

Предмет ЭП– предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Основные задачи(определение задач связано с пониманием предмета ЭП )

- определение специфики использования метода эксперимента для изучения психических явлений ( специфика определяется особенностями предмета (психика, психические явления)

- определение последовательности и содержания этапов психологического исследования

- определение условий (факторов), определяющих качество (валидность) исследования,

- определение специфики психологического исследования в различных отраслях психологии (социальная, возрастная, педагогическая и др. психологии)

2.Значение экспериментальной психологии в становлении психологии как самостоятельной науки.

3.Этапы планирования психологического исследования.

Выделяют три основных вида психологического исследования: теоретическое, эмпи­рическое, прикладное.

Эмпирическим (эмпиричес­кой частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами - методами наблюдения и самона­блюдения, лабораторного или естественного эксперимента.

Разделять исследования на теоретические и эмпирические можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сто­рону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения.

Основные этапы психологического исследования.

Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.

  1. Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
  2. Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. По­строение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
  3. Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор ме­тодов и методик.
  4. Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследова­нии: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
  5. Обработка данных (количественная и качественная)
  6. Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результа­тов в рамках исходной исследовательской концепции.
  7. Соотнесение результатов с существующими концепциями и теория­ми. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выво­дов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими си­лами и не только).

Наши рекомендации