Ценность сосредоточения ума в практике прозрения
Разумеется, существует опасность того, что своеобразие этого метода будет оценено в чересчур односторонней перспективе, как крайнее отклонение маятника от того вида практики, центральным пунктом которого является сосредоточение; можно даже считать, что преднамеренное сосредоточение на каком-то единственном объекте или даже любая методическая практика будет неправильной вследствие ее якобы принудительного характера, и было бы достаточно направлять неразличающее внимание на то, что нам приносит каждый день. Такова, например, точка зрения Кришнамурти. Эта мысль находит поддержку и в питаемых влиянием психоанализа опасениях, что каждое формирующее, отбирающее и исключающее вмешательство в структуру психики может повести к подавлению, вытеснению и наконец неврозу. Во всем этом лежит рациональное зерно, и как раз метод сатипаттхана с его «ненасильственным», свободным от принуждения характером учитывает эти обстоятельства — и вместе с тем не впадает в крайности изложенных выше воззрений.
Будда, как «познавший Мир», лока-виду, и в особенности мир ума, учил «с распознаванием», парьяена. Он знал, что ум в своих столь многообразных настроениях и устремлениях иногда нуждается в поощрении и напряжении сил, а иногда ему необходимы освобождение от напряжения и спокойствие; иногда также для него требуются ясность и инициатива («Самьютт-никая» XIVI 51, 53; «Вишуддхи-магга» 155 и след.); он знал, что чрезвычайно ветреный ум зачастую нуждается в энергичном обуздании («Дхаммапа-да» 33-37), что при всей своей негибкости он благодаря регулярным упражнениям приобретает пластичность.
Возвышенный обладал «двумя высочайшими вещами, мерой и серединой» (Ницше) - и Он учил им; важно в этой связи вспомнить его Срединное учение, учение о «соразмерности умственных способностей» («Ангуттара» VI, 55; «Вишуддхи-магга» 153 и след.) - о необходимости соразмерять энергию и сосредоточенность (спокойствие) ума, равно как и о необходимости развития сильного и гармоничного сосредоточения в соответствии с мудростью. Уже в последние месяцы жизни Будда упорно повторял о том, что «благодаря сосредоточению приобретается вполне развитая мудрость, самадхи-парибхавита-панна, которая приносит богатый плод, обильное болагословение» («Длинное собрание» 16), ибо «обладающий сосредоточением ума познает вещи в соответствии с истиной» («Самьютта» XXII, 5).
Это последнее центральное положение получит для практикующего подтверждение и в развитии прозрения. Именно регулярное культивирование главного объекта, подкрепленное практикой со второстепенными объектами, способно привести к созреванию трех важных результатов:
1. Ум получает необходимые для него твердость, спокойствие и устойчивость, благодаря которым воспринимает и удерживает «чистый объект» без примеси не принадлежащих ему или вымышленных элементов. И только тогда станут возможными также наблюдения за ходом отдельных телесных и психических процессов, из которых получается наглядное, паччакха-ньяна, а не только умозрительное познание, анумана-ньяна, трех свойств существования.
2. Из растущей близости с некоторым совсем простым телесным главным объектом вслед за познанием, свойственным прозрению, постепенно достигают зрелости и те первоначальные наблюдения, о которых говорится в поучении, как о «скорой почте» («Средн. собрание» 24), о которых упоминается в «Вишуддхи-магга » и которые в конце-концов сливаются со святостью. Этого нельзя ожидать от какого-либо упражнения внимания, которое охватывает исключительно ближайшие и быстро меняющиеся объекты повседневной жизни.
3. Методическая практика с главным и второстепенными объектами будет иметь и другие последствия: обострятся нормальные процессы внимания, направленного на повседневную жизнь; они в большей степени будут способствовать применимым в медитации результатам. Уже первые успехи с главным объектом, а также общее душевное настроение, возникшее во время строгих периодов упражнений в замкнутом кругу внимания, оставят после себя глубокое впечатление, создадут радость и уверенность, которые могут оказаться решающими для дальнейшего прогресса.
На основании всего сказанного видно, что на пути практики внимательности и познания благодаря прозрению важно также укреплять силу умственного сосредоточения при помощи методических упражнений и правильно соразмеренных усилий.
Глава VI
Бирманский метод
сатипаттхана и практика
его упражнений