Экспериментально-теоретическое исследование

Данный тип исследования характеризуется небольшой теоретической частью (не более 1/3 от основного текста), основной целью которой является направленная и четко сфокусированная постановка проблемы исследования. Автор определяет основные понятия собственного исследования, указывая ту теоретическую традицию их употребления, которой он придерживается в данной работе, указывает на основные наиболее близкие именно к конкретной теме исследования источники и проводит подробный анализ только тех, которые подводят автора к выявлению именно той проблемы, которой посвящено его собственное исследование. Аргументировано и детально осуществляется выдвижение гипотезы собственного исследования, обосновывается выбор метода исследования и конкретных методик. Формулировка гипотезы должна быть дана на языке конкретной методики.

Описание методик исследования, аппаратуры необходимо для воспроизводимости эксперимента. Однако, если используются готовые методики, подробное описание которых имеется в опубликованной литературе, необходимо лишь дать ссылку на источник и подробно остановиться лишь на тех деталях методики, которые были модифицированы.

Большое значение имеет план эксперимента, который содержит указание:

- на его стратегию (лонгитюдная, сравнительная, формирующая и т.д.),

- зависимые (контролируемые) и независимые регистрируемые переменные,

- устраняемые факторы,

- назначение отдельных серий и блоков экспериментального плана,

- описание характера ожидаемых экспериментальных данных,

- обоснование используемого метода обработки эмпирических данных, применяемых статистических критериев для проверки гипотез.

Полученные результаты должны быть приведены полно и описаны непредвзято с тем, чтобы эксперт имел возможность интерпретировать их самостоятельно и независимо от авторской позиции.

Примерами целей данного вида исследования могут быть:

1. Выявление взаимосвязи психических явлений. Тогда в результате исследования определяется характер этих взаимосвязей (теснота, устойчивость, направленность), целостная структура взаимосвязей; место той связи, которая находится в центре внимания среди совокупности других.

2. Изучение возрастной динамики явлений (процессов роста, созревания, развития).

3. Выяснение различий между группами испытуемых, выделенных соответственно определенному признаку (пол, профессия, этническая принадлежность и т.д.).

ОФОРМЛЕНИЕ ВКР

При написании выпускной квалификационной работы студенту рекомендуется сохранять у себя копии всех материалов и текста, так как работа остается в качестве документа на соответствующей кафедре.

Написав черновую рукопись, отредактировать весь написанный текст.

Все страницы необходимо нумеровать, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в середине верхнего поля страницы.

Каждая глава, а также введение, выводы и предложения, заключение начинаются с новой страницы.

На титульном листе квалификационной работы указывается наименование вуза и выпускающей кафедры, специальность, фамилия и инициалы студента, тема дипломной работы, ученое звание, фамилия и инициалы научного руководителя (см. приложение 1).

Таблицы и рисунки должны иметь названия и порядковую нумерацию. Порядковый номер таблицы проставляется в правом верхнем углу над ее названием. Порядковый номер рисунка и его название проставляются под рисунком.

Объем выпускной квалификационной работы должен быть, согласно госстандарту, 50-60 страниц без приложений.

При наборе дипломной работы в компьютере необходимо придерживаться следующих стандартов.

Размер бумаги – А4

Поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм

Следует применять по крайней мере три стиля:

Основной, Заголовок 1, Заголовок 2

Полезно также создать стили для текстов таблиц, их заголовков и подписей под рисунками

Настройки основного стиля

Шрифт – 14, типа Times New Roman

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 1,25 см

Отступы до и после абзаца – 0

Выравнивание – двустороннее (по ширине)

Переносы установлены

Настройки стилей заголовков

Заголовок главы:

Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, все прописные

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 0

Начинать с новой страницы

Выравнивание – по центру

После названия главы в тексте оставляется пустая строка.

Название пунктов внутри главы

Кегль 14, типа Times New Roman, полужирный, курсив

Межстрочный интервал – полуторный

Отступ красной строки – 1,25

Выравнивание – влево

В текстовом редакторе Microsoft Word этим трем стилям соответствуют: обычный, Заголовок 1, Заголовок 2

Установить этим стилям нужные параметры можно через меню Формат/Стиль/Изменить

Нумерация глав и пунктов

При правильном назначении стилей главам и пунктам (а возможно, и подпунктам) многоуровневая нумерация расставляется текстовым редактором автоматически: Формат/Стиль/Многоуровневый. Это позволяет добавлять, переносить или удалять отдельные пункты в процессе устранения замечаний научного руководителя дипломной работы, не заботясь об их нумерации.

Сборка оглавления

При правильном назначении стилей главам и пунктам сборка оглавления обеспечивается средствами текстового редактора в Microsoft Word. Это делается через меню Вставка/Оглавление и указатели/корешок «Оглавление».

При этом рекомендуется ограничиться двумя уровнями – т.е. Заголовок 1 и Заголовок 2. Следует учесть, что собранное Оглавление будет вставлено в место работы, где был установлен курсор. Рекомендуется оглавление вставлять после титульного листа квалификационной работы.

Не допускается в отпечатанной рукописи делать вставки, вписанные от руки между строк или на оборотной стороне страницы.

В случае большого количества материала, собранного в процессе работы, важной задачей студента оказывается отбор главного, наиболее существенного. Необходимого для раскрытия темы и представляющего наибольшую ценность для доказательства основных положений работы. Некоторые материалы справочного характера могут быть помещены в приложении. Приложениеневходит в общий объем работы.

Традиционно сложилась определенная композиционная структура дипломной работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются следующие:

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Введение.

4. Основная часть (Теоретическая и эмпирическая).

5. Выводы и предложения.

6. Заключение.

7. Список использованной литературы (библиография).

8. Приложение.

Композиционная структура должна соответствовать виду работы. Между различными ее разделами должна существовать связь, преемственность и обоснованность логических переходов.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась работа. Далее указывается ФИО заведующего кафедрой и допуск к защите. В среднем поле крупным шрифтом дается тема ВКР. Ниже, более мелким шрифтом, - название (тип) квалификационной работы. Далее, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя и отчество студента, факультет, курс, группа, где он обучается, затем - фамилия и инициалы научного руководителя, а также его ученая степень и должность. В нижнем поле указывается место (город) выполнения дипломной работы и год ее написания (см. приложение 1).

Содержание

В нем приводятся названия всех разделов и подразделов текста дипломной работы, начиная с раздела «Введение» и кончая разделами «Список использованной литературы» или «Приложение» (если таковое имеется), а также указываются страницы, с которых они начинаются.

Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте не допускается.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три-пять знаков (или абзацный отступ) вправо, по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания (см. приложение 2).

Введение

Это своего рода программа исследования, которая помогает понять, почему данное исследование имеет значение. Введение вместе с заключением – это «визитная карточка» работы, поэтому над ними необходимо работать очень

тщательно.

Во введении обычно кратко обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, объект и предмет исследования, выдвигается гипотеза, содержание поставленных задач, указывается избранный метод исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и практическая ценность полученных результатов.

В конце вводной части необходимо раскрыть структуру дипломной работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения. Структура может описываться, например, следующим образом: «Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения».

Окончательный вариант введения рекомендуется составлять в последнюю очередь, вместе с заключением. В начале работы над текстом делается лишь набросок введения. Объем введения должен составлять примерно десятую часть объема всего представленного материала.

Обязательными элементами введения являются следующие:

1. Проблема описывается как наличие пробела в области изучения некоего явления (объекта);

2. Актуальность является указанием на необходимость или возможность скорейшего восполнения рассмотренного пробела;

3. Объект – изучаемое явление;

4. Предмет – сторона, с которой рассматривается Объект;

5. Цель – то, для чего проделываются операции с Объектом;

6. Задачи – операции, производимые с Объектом, необходимые для достижения цели;

7. Гипотеза – предполагаемый результат изучения Объекта;

8. Методы и методики – способы и средства изучения Объекта;

9. Новизна – что нового будет установлено в ходе работы;

10. Практическая значимость – как можно в дальнейшем использовать полученные в работе данные;

11. Структура работы – краткая характеристика работы: объём, количество приложений (таблиц и рисунков) и использованных источников.

Основная часть работы

Они занимают примерно от 2/3 до3/4 объема всей работы. Главы, как правило, делятся на параграфы, которые являются существенными аспектами этих глав. Каждая глава и параграф должны иметь четко сформулированное название, отражающее сущность содержания.

В теоретической части, которая может состоять из нескольких глав или параграфов, подробно обосновывается актуальность темы исследования, осуществляется аналитический обзор литературы, ставится проблема.

Если отдельные выписки в теоретической части приводятся дословно, в форме цитат, то студенту необходимо указать номер источника по библиографическому списку и страницу, с которой сделана выписка, например: «Социальная роль есть фиксация определенного положения, которое занимает индивид в системе общественных отношений» [3, с. 56].

Если цитируемое положение приводится не полностью, то пропущенные места заменяются тремя точками. Не допускается пропуск слов, меняющих смысл фрагмента. Цитаты в тексте должны использоваться умеренно, желательно избегать больших по объему (на 0,5 стр. и больше) цитат. При необходимости же их использования рекомендуется сжато передать главную мысль своими словами, указав в скобках номер источника.

В конце каждого раздела теоретической части целесообразно давать краткое резюме. Приводимые в конце этой части общие выводы не должны быть повторением выводов по параграфам, а должны давать новый уровень обобщения.

В эмпирической части работы описывается процесс и представляются результаты исследования автора. Здесь необходимо дать полный перечень использованных методик, их описание и обоснование выбора. Если в работе использовались известные методики, их подробно описывать не надо, достаточно ссылки. Затем следует описание выборки испытуемых: количество, состав по полу, возрастные параметры, существенные социально-демографические характеристики. Далее приводится процедура организации и условия проведения исследования. Отдельно могут быть выделены такие параграфы, как «результаты», где данные исследования представляются в виде фактической информации без суждений и комментариев, и «Интерпретация данных», где полученные результаты комментируются и обсуждаются.

Результаты обработки данных могут быть компактно и наглядно представлены в виде таблиц, рисунков. Правила их оформления в тексте работы были представлены выше (п. 4.2.).

При оформлении данной части работы следует учесть, что новые главы начинаются с нового листа, а новые параграфы продолжаются на том же листе, на котором закончился предыдущий параграф.

Выводы и предложения

В этой части работы делаются обобщенные выводы, в которых находят отражение основные результаты исследования. Выводы излагаются кратко по пунктам: 1, 2, 3 и т.д.

Нумерация выводов в этом разделе придает им большую четкость и структурированность. Желательно, чтобы было не более 5-7 выводов общего и конкретного вида, которые позволят читателю увидеть главные достижения работы, проведенной студентом. Выводы по эмпирической части представляют особую ценность.

Целесообразно выводы соотнести с задачами, сформулированными во введении к ВКР.

Заключение

Особое значение должно придаваться написанию раздела «Заключение». В нем в сжатом и систематизированном виде излагаются основные итоги, как анализа литературы, так и практической части.

Изложение должно быть четким и ясным. Заключение играет роль концовки, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, составленными и сформулированными во введении. Именно здесь содержится «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. При этом указывается вытекающая из конечных результатов научная новизна и практическая ценность, важные побочные результаты, вновь возникающие задачи, указание на направления дальнейшей разработки проблемы, практические предложения.

Список литературы

Последний раздел работы - «Список использованной литературы». Именно такое название рекомендуется для использования при оформлении списка цитируемой литературы. В нем приводятся все источники, которые использовались при написании работы. При этом обязательно на все из них должны быть ссылки в тексте (по крайней мере, один раз). Принято считать, что в выпускной квалификационной работе необходимо использовать не менее 30 различных источников. Наряду с этим, рекомендуется ссылаться приблизительно на 50 источников литературы.

Источники в списке литературы располагают по алфавиту. Существуют четкие правила библиографического описания для разных видов источников, таких как: монографии (книги, написанные одним автором по одной проблеме); коллективные монографии (книги, написанные коллективом авторов по одной проблеме); сборники статей (книги, составленные из статей нескольких авторов); статьи одного автора или группы авторов в сборниках статей; статьи в энциклопедии или словаре; статьи одного автора или группы авторов в журналах; тезисы докладов одного автора или группы авторов в сборниках материалов конференции; сборники статей или журналы (только в случае необходимости ссылки на весь сборник или журнал в тексте работы); научные работы, выполненные другими студентами; публикации в сети Интернет. Правила библиографического описания для каждого из этих видов публикаций включают несколько расположенных в определенной последовательности обязательных элементов:

- сведения об авторах;

- заглавие;

- сведения об издании;

- выходные данные;

- количественные характеристики.

Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, то единицами библиографического описания являются каждая из этих статей, а не весь сборник или журнал. Журнал, как правило, не используется в качестве единицы библиографического описания. Сборник трудов может использоваться в этом качестве, если в тексте характеризуются и, соответственно, цитируются общие идеи, подходы, темы, характерные для статей всего сборника.

Неопубликованная статья или книга также может быть источником, приводимым в списке литературы. В таком случае указывается автор, заглавие и далее в скобках пишется: (рукопись).

Использование литературы на иностранных языках значительно повышает уровень работы. Однако следует избегать произвольного перевода иностранных терминов. При отсутствии в русском языке равного эквивалента того или иного иностранного слова необходимо подобрать наиболее близкий по значению русский термин, указав в скобках его транскрипцию на языке оригинала.

При оформлении списка литературы важно уделить особое внимание как правильному библиографическому описанию источников, так и точностиих выходных данных.

Списком использованной литературы завершается текст работы. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу учащегося.

Пример описания:

· учебники и учебные пособия с одним автором

Васильев, А. А. Система муниципального управления : учебник / А. А. Васильев. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : КНОРУС, 2010. – 736 с.

Российская цивилизация : учеб. пособие / А. В. Скоробогатов и др. ; под ред. В. Г. Тимирясова. – Казань : Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2012. – 272 с.

· учебники и учебные пособия с двумя, тремя авторами

Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений : учебник / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. – М. : Издат.-торговая корпорация "Дашков и К", 2012. – 324 с. – (Учебные издания для бакалавров).

· учебники и учебные пособия с четырьмя и более авторами, под коллективом авторов

Криминалистика : учебник / Т. В. Аверьянова [и др.]. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : НОРМА, 2008. – 927с.

· учебники и учебные пособия под редактором (составителем) и авторами

При наличии у издания одновременно и автора(ов), и редактора (составителя) описание производится в соответствии с описанием по авторам с добавлением информации о редакторе (составителе).

Финансовое право Российской Федерации : учеб. пособие / В.Б. Алексеев [и др.] ; под ред. В. Б. Алексеева. – М. : Волтерс Клувер, 2010. – XII, 304 с.

· многотомное издание

Логопедия. Методическое наследие : пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов : в 5 кн. / под ред. Л. С. Волковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – (Библиотека учителя-дефектолога).

· монографии

Белицкая, А. В. Правовое регулирование государственно-частного партнерства : монография / А. В. Белицкая. – М. : Статут, 2012. – 191 с.

· тезисы, материалы конференций, съездов, др.

Эффективные системы менеджмента – стратегии успеха : мат-лы II Междунар. науч.-практ. форума, 18-19 октября 2012г. - Effective Management Systems - Strategies of Sucess / Институт экономики, управления и права (г.Казань), Институт бизнес-образования ; редкол. : В. Г. Тимирясов [и др.] ; отв. ред. Г. Я. Дарчинова, О. В. Лозовская, А. Т. Хадиева. – Казань : Изд-во "Познание" Института экономики, управления и права, 2012. – 439 с.

· сборники трудов

Когнитивные исследования : сб. науч. тр. : Вып. 2 / Институт психологии РАН ; Казанский государственный университет ; Ассоциация когнитивных исследований ; отв. ред. В. Д. Соловьев ; Т. В. Черниговская. – М. : Изд-во "Институт психологии РАН", 2008. – 320 с. – (Когнитивные исследования)

· диссертации

Малышева, С. Ю. Российское временное правительство 1917 года. Отечественная историография : дис. … д-ра ист. наук / С. Ю. Малышева ; Казанский государственный университет. – Казань, 2000. – 584 с.

· авторефераты диссертаций

Байбулатова, Л. Ф. Источниковая база биобиблиографического свода «Асар» Р. Фахретдина : автореф. дис. … канд. ист. наук / Л. Ф. Байбулатова ; Институт истории им. Ш. Марджани. – Казань, 2004. – 22 с.

· энциклопедии

Великая Россия. Имена : энциклопед. справочник / Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка ; пред. науч. совета В. Г. Шевченко ; под общ. ред. И. Ф. Залевской. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2004. – 1020 с.

· словари

Кусков, А. С. Туристский бизнес : словарь-справочник / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. – М. : ФОРУМ, 2011. – 384 с.

Периодические издания.

Данные подраздел включает в себя перечень статей из журналов, газет и других продолжающихся изданий.

· из журналов

Статья одного автора

Пелипенко, А. А. Судьба русской матрицы / А. А. Пилипенко // Философские науки. – 2013. – № 7. – С. 33-48.

Наши рекомендации