Подбор, анализ и обобщение законов и иных

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ФОРМЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

В помощь студентам и преподавателям

Пермь -2015


Согласовано ОДОБРЕНО методическим
Зам. директора по УВР советом КГАПОУ ПРК
________________П.В. Корнейчук Протокол № __ от «__»_______200_г.
Зам. директора по НМР Председатель МС
__________________И.А. Власова __________________И.А. Власова  

Методические рекомендации по выполнению и защите выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы (проекта) предназначены для студентов и преподавателей колледжа – Пермь: КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова», 2015 г.

Составители: Власова И.А. – заместитель директора по НМР, преподаватель высшей квалификационной категории

Корнейчук П.В. – заместитель директора по УПР, преподаватель высшей квалификационной категории

Наймушина О.С. – председатель ПЦК ОГСЭ, преподаватель высшей квалификационной категории

Сивков А.А. – председатель ПЦК РЭ и ЭТ, преподаватель I квалификационной категории

Уральцев А.В. – председатель ПЦК ВТ, ИТ и ИБ, преподаватель I квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ по ВЫПОЛНЕНИЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
1.1 Цель и задачи выполнения дипломной работы (проекта)
1.2 Требования к дипломной работе (проекту)
1.3 Выбор и утверждение темы дипломной работы (проекта)
1.4 Задание на дипломную работу
1.5 Руководство и контроль выполнения дипломных работ (проектов)
2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
2.1 Подбор, анализ и обобщение законов и иных нормативно-правовых актов, литературных источников
2.2 Сбор и анализ практического материала
2.3 Тематика дипломных работ (проектов)
3 СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
4 СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
5 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
6 подготовка и Защита ДИПЛОМНОЙ работы (проекта)
ПРИЛОЖЕНИЕ А Задание на дипломную работу (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ БОтзыв на дипломную работу (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ В Рецензия на дипломную работу (проект)
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Образец оформления титульного листа дипломного проекта
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Образец оформления титульного листа дипломной работы
ПРИЛОЖЕНИЕ Е Образец оформления содержания дипломной работы (проекта)
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж Образец оформления списка использованных источников дипломной работы (проекта)
ПРИЛОЖЕНИЕ И Пример формулировки фраз для выступления на защите дипломной работы (проекта)
ПРИЛОЖЕНИЕ К Образец рамки 2 страницы дипломной работы для технических специальностей
ПРИЛОЖЕНИЕ Л Образец рамки 3 страницы дипломной работы для технических специальностей
ПРИЛОЖЕНИЕ М Образец рамки 2 страницы дипломного проекта для технических специальностей
ПРИЛОЖЕНИЕ Н Образец рамки 3 страницы дипломного проекта для технических специальностей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Выпускная квалификационная работа является основным обязательным видом аттестационных испытаний выпускников, завершающих обучение по основной профессиональной образовательной программе среднего профессионального образования (опоп) и программе подготовки специалистов среднего звена ППССЗ.

Выпускная квалификационная работа – это комплексная самостоятельная работа студента, главной целью и содержанием которой является всесторонний анализ, исследование и разработка некоторых из актуальных задач и вопросов как теоретического, так и прикладного характера по профилю специальности.

Выполнение выпускной квалификационной работы призвано способствовать систематизации и закреплению полученных студентом знаний, умений и овладению общими и профессиональными компетенциями, установленными ФГОС СПО специальности.

Настоящие методические рекомендации предназначены для студентов, выполняющих выпускную квалификационную работы, и преподавателей КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова».

Цель данных методических рекомендаций заключается в систематизации и кратком изложении норм, требований и правил подготовки, написания, оформления и защиты дипломной работы (проекта).

Методические рекомендации включают в себя основные понятия и требования к содержанию и оформлению дипломной работы (проекта), а так же к защите в виде подготовки доклада и компьютерной презентации.

В приложениях представлены образцы оформления титульного листа дипломного проекта и дипломной работы, содержания, списка использованных источников, задания для выполнения дипломной работы (проекта), примерные формулировки для подготовки выступления к защите дипломной работы (проекта).

Методические рекомендации разработаны в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления. Введен 04.09.2001 № 367- ст (с изм. от 07.09.2005 № 222-ст), ГОСТ 7.1 – 2003 Межгосударственный стандарт. библиографическая запись. библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Введен 25.11.2004 №332- ст, Программами ГИА по специальностям.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

1.1 Цель и задачи выполнения дипломной работы (проекта)

Целью дипломной работы (проекта) является закрепление, углубление и систематизация знаний и навыков студента в различных областях науки и техники, самостоятельного решения профессиональных задач.

В ходе выполнения дипломной работы (проекта) решаются следующие задачи:

– проявление сформированности общих и профессиональных компетенций;

– самостоятельное исследование актуальных вопросов профессиональной деятельности;

– систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний по специальным дисциплинам;

– углубление навыков ведения студентом самостоятельной, исследовательской работы, работы с различной справочной, специальной и периодической литературой, а также с электронными и сетевыми информационными ресурсами;

– овладение методикой исследования при решении разрабатываемых в дипломной работе проблем;

– изучение и использование современных методов аналитической и проектной работы в области экономико-управленческих систем.

Качество выполнения дипломной работы (проекта) определяется степенью овладения студентом навыками сбора исходной информации, ее обработки, анализа, а также формулировки научно обоснованных выводов, содержащихся в предлагаемых решениях. Студент в процессе выполнения дипломной работы (проекта) демонстрирует проявления общих компетенций:

- понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

- организует собственную деятельность, выбирает типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество;

- принимает решения в стандартных и нестандартных ситуациях и несёт за них ответственность;

- осуществляет поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

- использует информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

- работает в коллективе и команде, эффективно общается с коллегами, руководством, потребителями.

- берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;

- самостоятельно определяет задачи профессионального и личностного развития, занимается самообразованием, осознано планирует повышение квалификации;

- ориентируется в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Дипломная работа (проект) выполняется по материалам, собранным на преддипломной практике.

Требования к дипломной работе (проекту)

Дипломная работа (проект) представляет собой самостоятельное комплексное научно-практическое исследование одной из актуальных проблем по специальности студента.

Дипломная работа (проект) должна отвечать следующим требованиям:

- отражать теоретический и научно-исследовательский характер решаемых задач;

- иметь целевую направленность на достижение конкретных практически значимых результатов;

- конкретность, способность применять знания об исследуемой области;

- соответствовать уровню разработки дипломной работы (проекта) современному уровню научных разработок, методических положений и рекомендаций, отраженных в специальной литературе;

- самостоятельность, способность вырабатывать и защищать оригинальные подходы к решению исследовательских и практических задач;

- реалистичность предлагаемых результатов работы и проектных решений;

- целостность, логичность, доказательность, лаконизм, четкое и ясное изложение материала, а также достоверность представленных фактов;

- соблюдение требований к оформлению дипломной работы (проекта).

На этапе завершения выполнения дипломной работы (проекта) руководитель дипломной работы (проекта) проверяет подготовленный материал на соответствие представленным требованиям.

1.3 Выбор и утверждение темы дипломной работы (проекта)

Примерные темы дипломных работ (проектов) разрабатываются преподавателями профессионального цикла, рассматриваются на заседании выпускающей предметно-цикловой комиссии. Тематика дипломных работ (проектов) в составе программы ГИА согласуется с председателями ГЭК и утверждается директором колледжа.

При разработке примерных тем дипломных работ должны быть учтены следующие факторы:

– актуальность темы;

– соответствие темы содержанию одного или нескольких модулей;

– соответствие темы заявкам от работодателей;

– обеспеченность темы исходными данными, информационными ресурсами и литературными источниками;

– разнообразие тематики дипломных работ (проектов).

При выборе темы дипломной работы (проекта) желательно сохранять ее преемственность с темой выполненных курсовых работ (проектов), что обеспечивает глубокое, всестороннее и последовательное изучение студентом актуальных проблем.

Тема дипломной работы (проекта) может быть рекомендована организацией, в которой выпускник проходит преддипломную практику. Кроме того, выпускник может предложить свою тему с обоснованием целесообразности и актуальности ее разработки. При этом необходимо учитывать общие требования, предъявляемые к формулировке темы: предельная краткость, проблемность, ясность смысла (понятность), благозвучность.

Тема дипломной работы (проекта) корректируется в зависимости от места преддипломной практики, кроме того, при назначении руководителя дипломной работы необходимо учитывать соответствие темы дипломной работы научно-исследовательскому профилю.

Тема выпускной квалификационной работы и руководитель от образовательного учреждения не позднее, чем за две неделидо выхода студентов на преддипломную практику, и утверждаются приказом директора.

Задание на дипломную работу

Задание на дипломную работу (проекта) составляется по установленной форме (Приложение А).

В разделе «Тема дипломной работы (проекта) » указывается полное наименование темы в соответствии с приказом.

В разделе «Исходные данные к работе» указывается полное наименование организации, являющейся базой исследования, перечень собранных материалов, необходимых для выполнения дипломной работы, основная научная литература.

В разделе «Основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию) или краткое содержание выпускной квалификационной работы» приводится краткий перечень вопросов по каждому из разделов дипломной работы.

Задание на выполнение дипломной работы (проекта) подписывается руководителем и студентом, принявшим его к исполнению, а так же консультант (если он назначен приказом).

Задание должно содержать «Календарный план», в котором определены сроки завершения выполнения каждого раздела дипломной работы.

1.5 Руководство и контроль выполнения дипломных работ (проектов)

К подготовке дипломной работы (проекта) допускаются студенты, успешно завершившее в полном объеме освоения ОПОП и ППССЗ, прошедшие и защитившие преддипломную практику.

Общее руководство и контроль за выполнением дипломных работ (проектов) осуществляют руководители дипломных работ (проектов). Руководителями дипломных работ (проектов) назначаются преподаватели колледжа, а также привлекаются для руководства и консультирования высококвалифицированные специалисты сторонних организаций и работодатели.

Руководитель дипломной работы (проекта) проводит следующие мероприятия в течение всего периода выполнения дипломной работы (проекта):

– выдает студенту задание на выполнение дипломной работы (проекта) до начала преддипломной практики, которое после нее может уточняться и корректироваться;

– оказывает помощь студенту в сборе и обобщении необходимых материалов;

– оказывает помощь студенту в создании презентации и в подготовке к публичной защите;

– систематически консультирует студента по возникающим вопросам;

– контролирует выполнение студентом всех разделов работы в сроки, установленные графиком;

– участвует в процедуре предзащиты;

– осуществляет общий контроль за выполнением работы и предоставляет сведения о степени ее готовности заместителю директора по учебно-производственной работе, зав.отделением и председателю выпускающей ПЦК;

– пишет отзыв на дипломную работу (проекта) (Приложение Б).

В целях повышения качества выполнения дипломной работы (проекта) допускается привлечение консультантов, которые работают в тесном контакте с руководителем работы и в пределах своих полномочий решают необходимые вопросы выполнения дипломной работы.

На заседаниях выпускающей ПЦК регулярно рассматривается ход выполнения дипломных работ (проекта), дается заключение о соответствии выполненных работ предъявляемым к ним требованиям, выносятся замечания и рекомендации по улучшению качества работы.

За две недели до защиты дипломной работы (проекта) зам. директора по учебно-производственной работе организует проведение предварительной защиты выпускной квалификационной работы.

Готовая дипломная работа (проект) – Пояснительная записка в сброшюрованном виде и ее электронная копия должны быть сданы руководителю не позднее, чем за 1 неделю до защиты.

Перед сдачей дипломной работы (проекта) руководителю студент должен поставить на титульном листе свою подпись и получить подпись консультанта (если он назначен). По результатам проверки дипломной работы (проекта) руководитель пишет отзыв, подписывает титульный лист дипломной работы (проекта) и предоставляет дипломную работу(проект) рецензенту не позднее, чем за два дня до защиты. Шаблон оформления рецензии на дипломную работу (проект) представлены в приложении В.

Письменный отзыв рецензента завершается общим выводом о возможности присвоения автору дипломной работы квалификации по соответствующей специальности. Подпись рецензента заверяется печатью организации, в которой он работает (для внешних рецензентов).

Дипломная работа (проект) с отзывом и рецензией направляется в государственную аттестационную комиссию (ГЭК).

После получения рецензии исправления в пояснительной записке не допускаются. Замечания рецензента могут быть учтены при защите и учитываются при определении итоговой оценки.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ВЫПОЛНЕНИЯ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

СТРУКТУРА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Рекомендуется следующая структура дипломной работы (проекта):

- титульный лист;

- содержание;

- введение;

- основная часть дипломной работы (проекта):

- глава 1 (теоретическая часть);

- глава 2 (аналитическая часть);

- глава 3 (проектная часть);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения.

Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой. (Приложения Г, Д) На титульном листе обязательны следующие подписи:

• студента, выполнившего дипломную работу (проект);

• руководителя дипломной работы (проекта);

• консультантов по разделам;

• зам. директора по учебно-производственной работе.

Содержание должно включать все разделы и подразделы дипломной работы (проектов) с указанием страниц начала каждого раздела и подраздела как указано в Приложении Е. Рекомендуется оформлять содержание в форме невидимой таблицы.

ВНИМАНИЕ! В содержании перед такими структурными элементами как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» номер не проставляется!

СОДЕРЖАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

Введение.

Во введении приводится краткое обоснование выбора темы дипломной работы (проекта), обосновывается актуальность проблемы исследования, объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, методы исследования.

Кроме того должна быть четко определена теоретическая база исследования, то есть перечислены все наиболее значимые авторы, проводившие научные или научно-практические исследования по проблеме исследования; сформулировано и обосновано отношение студента-выпускника к их научным позициям.

Далее следует показать научную новизну (в случае научно-исследовательского характера работы) и практическую значимость дипломной работы (проекта).

В конце введения необходимо привести краткое содержание последующих глав дипломной работы (проекта) и сформулировать основные ее результаты.

Введение должно состоять из следующих частей.

Актуальность.

Актуальность может быть определена как значимость, важность, приоритетность среди других тем и событий. Обоснование актуальности темы исследования — одно из основных требований, предъявляемых к дипломной работе (проекту). Студент-выпускник должен кратко обосновать причины выбора именно данной темы, охарактеризовать особенности современного состояния экономики, управления, права и уровня научно-технического прогресса, которые актуализируют выбор темы. Освещение актуальности работы (проекта) должно быть немногословным. Достаточно в пределах 2-3 страниц машинописного текста показать суть проблемы, определяющую актуальность темы.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования – конечный итог работы, мысленное предвосхищение (прогнозирование) результата, определение оптимальных путей решения задач в условиях выбора методов и приемов исследования в процессе подготовки дипломной работы студентом-выпускником. Цель должна быть одна (формулируется глаголом). Исходя из развития цели работы, определяются задачи исследования.

Задачи исследования представляют собой конкретные последовательные этапы (пути) решения проблемы по достижению основной цели. Обычно задачи формулируются в форме перечисления (проанализировать..., разработать..., обобщить..., выявить..., доказать..., внедрить..., показать..., выработать..., изыскать..., найти..., изучить..., определить..., описать..., установить..., выяснить..., вывести формулу..., дать рекомендации..., установить взаимосвязь..., сделать прогноз... и т.п.). Формулировки задач необходимо производить тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав дипломной работы. Это важно также и потому, что заголовки глав довольно часто рождаются из формулировок задач работы.

Методы исследования. Метод исследования — это способ получения достоверных научных знаний, умений, практических навыков и данных в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, метод — это совокупность приемов, а прием — это часть метода.

Например, при дипломном исследовании, возможно, использовать следующие методы:

- изучение и анализ научной литературы;

- изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

- моделирование, сравнение, анализ, синтез, интервьюирование;

- аналитическая группировка данных, графическое изображение;

- горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности,

- методы абсолютных, относительных и средних величин;

- методы корреляционно-регрессионного, факторного анализа и др.

Научная новизна (если студент подтверждает и обновляет практические достижения науки). Определение научной новизны относится ко всему исследованию в целом. Научная новизна в зависимости от характера и сущности исследования может формулироваться по-разному. Так, для теоретических работ научная новизна определяется тем, что нового внесено в теорию и методику исследуемого предмета. Для работ практической направленности научная новизна определяется результатом, который был получен впервые, возможно подтвержден и обновлен или развивает и уточняет сложившиеся ранее научные представления и практические достижения.

Практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности использовать результаты исследования в практической деятельности, независимо от того, является данная дипломная работа (проект) теоретической или практической.

Содержательная часть дипломной работы (проекта).

Изложение материала в дипломной работе (проекте) должно быть последовательным и логичным.

Все главы должны быть логически связаны между собой. Следует обращать особое внимание на логические переходы от одной главы к другой, от параграфа к параграфу, а внутри параграфа — от вопроса к вопросу.

Первая глава (теоретическая часть). В этой части необходимо представить основные теоретические положения по теме исследования, провести исследование вариантов решения задач, представленных в специальной литературе, дать оценку возможности применения этих вариантов к выбранному объекту исследования. На основании проведения анализа литературных источников (монографии, статьи, материалы конференций, нормативно-правовая документация и т.п.) требуется выявить научно-обоснованные, технические (технологические), организационные и экономические решения, использование которых может сыграть решающую роль в формировании оптимальной системы управления. Кроме того, необходимо определить принципы и методы, используемые для решения исследуемой проблемы на практике, и осуществить выбор методик, наиболее приемлемых для реализации целей дипломной работы (проекта). Здесь можно показать историю вопроса, раскрыть степень его изученности на основе обзора соответствующей отечественной и зарубежной литературы.

В первой главе должны быть раскрыты понятия и сущность изучаемого явления или процесса, уточнены формулировки и др. Большое значение имеет правильная трактовка понятий (дефиниций), их точность и научная обоснованность. Термины, употребляемые в дипломной работе (проекте), должны быть обоснованными (например, понятия из законов РФ) либо со ссылкой на исследования ученых и практиков.

Описание изучаемой проблемы и динамика развития явлений должны иллюстрироваться графическими материалами: справочными и обзорными таблицами, выполненными, главным образом, самостоятельно. Только в отдельных случаях можно заимствовать некоторые таблицы из литературных источников с обязательной ссылкой на первоисточник. В тексте, анализирующем или комментирующем таблицу, не следует пересказывать ее содержание, а уместно формулировать основной вывод, к которому подводят табличные данные, или вводить дополнительные показатели, более отчетливо характеризующие то или иное явление или его отдельные стороны.

Наряду с таблицами следует применять графики, которые обладают определенными преимуществами перед таблицами, так как позволяют более наглядно представить наиболее существенные аспекты и тем самым облегчить восприятие материала.

Теоретические проблемы должны быть представлены в сравнительно-аналитическом виде, автор дипломной работы (проекта) должен критически охарактеризовать существующие концепции, подходы и дать им собственную интерпретацию, учитывающую специфику объекта и предмета исследования. Безусловно, представляет определенный интерес сравнительное исследование зарубежного опыта по решению аналогичных проблем.

При изложении в квалификационной (дипломной) работе (проекте) спорных (противоречивых) решений необходимо приводить мнения различных ученых и практиков. Если в работе критически рассматривается точка зрения кого-то из них, его мысль следует излагать без сокращений, то есть приводить цитаты. Обязательным при наличии различных подходов к решению изучаемой проблемы является сравнение рекомендаций, содержащихся в действующих инструктивных материалах и работах различных авторов. Только после этого следует обосновывать свое мнение по спорному вопросу или соглашаться с одной из уже имеющихся точек зрения, выдвигая в каждом из случаев соответствующие аргументы. Необходимо отметить, что по дискуссионным вопросам нужно обосновать собственную позицию. Все отраженные мнения и концепции должны сопровождаться соответствующими ссылками.

По объему первая глава, как правило, не должна превышать 30% всей работы.

Вторая глава (аналитическая часть). Эта часть дипломной работы (проекта) должна содержать общую характеристику предприятия – базы исследования, используемые методы и результаты экономического анализа его производственно-хозяйственной деятельности, применяемые методы и результаты анализа функционирования системы управления исследуемым предприятием.

Здесь студентом исследуются и обобщаются практические данные по выбранной теме, проводится анализ изучаемого предмета на примере конкретной организации. Основой такого анализа и обобщений служат практические материалы, собранные на базе исследуемого предприятия во время прохождения преддипломной практики, а также использование материалы учебных курсов.

Анализируемый период должен охватывать два-три смежных календарных года, причем каждый календарный период целесообразно представить с квартальной разбивкой, по необходимости – с большей детализацией.

Динамику показателей рекомендуется анализировать по данным за ряд лет, используя преимущественно относительные показатели.

Анализируемые данные представляются в виде таблиц, сгруппированных по качественному признаку. Студент должен проверить сопоставимость данных, единицы измерения, учетные состояния. Все материалы, представленные в виде таблиц, должны сопровождаться выводами и иными характеристиками.

По объему вторая глава составляет 30 - 40% основной части работы.

В третьей главе дипломной работы (проекта) разрабатываются теоретические и практические рекомендации по решению выявленных проблем, и обосновывается целесообразность их внедрения. В этой части дипломной работы (проекта) формулируются выбранные направления выполнения работы и предлагаемые обоснованные мероприятия по их реализации. Для этого необходимо четко определить: цель выполнения работы; перечень рекомендуемых предложений (мероприятий); нормативно-методическую базу выполнения работы; процесс организации выполнения работы; краткое технико-экономическое обоснование предложений (мероприятий).

Третья глава является структурно-логическим продолжением, уточнением и конкретизацией первой и второй глав диплома. Это проявляется в том, что основные теоретические положения должны получить конкретное практическое воплощение по материалам и методам первой и полученным экспериментальным данным второй глав.

Третья глава является заключительной, а потому должна содержать конкретные предложения и рекомендации по исследуемой проблеме. При этом каждое предложение должно сопровождаться подробным описанием его содержания, рекомендациями по объему и видам подготовительных работ, связанных с реализацией данного мероприятия, оценку готовности анализируемого предприятия к внедрению предлагаемых рекомендаций.

Ценность дипломной работы (проекта) возрастает, если студент предлагает несколько вариантов решения поставленной проблемы и на основании комплексного анализа каждого из них выбирает наиболее эффективный для хозяйствующего субъекта.

По объему третья глава составляет не менее 30% основной части работы.

В дипломной работе (проекте) каждая глава заканчивается Выводы по изложенному материалу.

В этих выводах обобщается материал, изложенный в параграфах главы. Выводы должны отражать результаты, полученные в данной главе и иметь соответствующее обоснование в ее тексте. Эти выводы должны отвечать следующим требованиям:

- быть нетривиальными и исключать очевидные положения;

- формулировки должны отражать конечные результаты, полученные в соответствующей главе;

- нецелесообразно приводить те положения, которые не связаны с целью дипломной работы и с изложением последующего материала;

- вывод нельзя заменить декларацией о результатах проделанной работы;

- выводы должны быть краткими и в сжатом виде отражать существенные результаты, полученные в ходе работы над той или иной главой.

Заключение. В заключении дается краткий перечень наиболее значимых выводов и предложений (рекомендаций), содержатся обобщенные выводы и предложения В заключении необходимо зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.

Допустимы нумерации сделанных выводов (предложений, рекомендаций) с указанием их адресатов, например, органам федеральной власти, органам государственного управления, органам местного самоуправления, организациям, предприятиям либо их подразделениям, банковским учреждениям и т. д. Каждая рекомендация должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.

Таким образом, в заключении необходимо сформулировать выводы по проделанной дипломной работе (проекте), зафиксировать степень достижения поставленных целей и задач, а также определить направления дальнейшего совершенствования разработок.

Объем заключения составляет не менее 1 страницы, но не более 2 страниц (основные выводы по главам дипломной работы (проекта)). При этом по второй и третьей главе выводы должны содержать как теоретические, так и практические наработки автора дипломной работы (проекта).

Приложения.

Приложение – заключительная часть работы, которая имеет дополнительное, обычно справочное значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По содержанию приложения могут быть очень разнообразны: копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, отдельные положения из инструкций и правил и т.д. По форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты. В приложения необходимо выносить также расчетные материалы (при значительном объеме вычислительных работ); формы документов, содержащие анализ процессов производства и управления, а также другие материалы, использование которых в тексте дипломной работы (проекта) нарушает логическую стройность изложения.

Особо обращаем внимание студентов на наиболее часто встречающиеся ошибки и недочеты в дипломных работах (проектах):

1. Казенный стиль, неудобный для восприятия (штампы).

2. Отсутствие собственных оценок, мыслей, предположений.

3. Отсутствие ссылок на исследования ученых и практиков и другие цитируемые источники.

4. Отсутствие аргументированных выводов, обоснованности предложений.

5. Несоответствие содержания и формы, то есть несовпадение основного текста и выводов, как по главам, так и в целом по работе.

6. Несоответствие текста содержанию; содержания - заданию.

5 ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ (проекта)

Дипломная работа (проект) оформляется на одной стороне листа формата А4 (297 × 210 мм), используются принятые на практике унифицированные методы оформления.

Для специальностей 46.02.01 «Документационное обеспечение управления и архивоведение» и 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам)»:

Размер левого поля 30 мм, правого 15 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм. Шрифт – Times New Roman, размер – 14, межстрочный интервал – 1,5. Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отступом 1,25 см. Выравнивание в тексте по ширине листа.

Для технических специальностей:

Текст дипломной работы (проекта) оформляется в специальных рамках (Приложение К, Л)

Размеры полей.

Размер левого поля 30 мм, правого 15 мм, верхнего – 15 мм, нижнего – 25 мм.

Нумерация страниц.

Номера страниц проставляют, начиная с содержания, при этом не учитывают страницы технического задания, отзыва и рецензии. Номера проставляют арабскими цифрами в специальной графе, в правом нижнем углу рамки.

Для всех специальностей:

Объем дипломной работы (проекта) должен составлять не менее 60страниц машинописного (набранного на компьютере) текста.

Оформление титульного листа производится в соответствии с принятой формой (Приложение Г, Д).

«СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «НАИМЕНОВАНИЕ ГЛАВ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» служат заголовками структурных элементов работы, пишутся заглавными буквами по центру страницы полужирным шрифтом высотой 14.

Перенос слов в заголовках недопустим!

Содержание должно включать все разделы и подразделы работы с указанием страниц начала каждого раздела и подраздела (см. Приложение 6). Рекомендуется оформлять содержание в форме невидимой таблицы.

ВНИМАНИЕ! В содержании перед такими структурными элементами как «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЯ» номер не проставляется!

Основную часть дипломной работы (проекта) подразделяют на главы (разделы) и параграфы (подразделы). Главы должны иметь порядковые номера, обозначаемые арабской цифрой. Подразделы (параграфы) записываются с абзацного отступа без точки в конце.

После номера главы точка не ставится. Параграфы должны иметь нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа состоит из двух цифр: номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Например: «2.1» (первый параграф второй главы). После номера параграфа точка не ставится.

Названия глав, параграфов и пунктов не должны совпадать ни друг с другом, ни с названием темы проекта (работы)! Названия всех глав, параграфов и пунктов строятся содержательно, отражая раскрываемые в них идеи. Их назначение – направлять внимание на конкретную идею, конкретный материал.

Переносы слов в заголовках глав, параграфов и пунктов не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовков не допускается.

Расстояние между заго

Наши рекомендации