Серия D. Комбинаторное визуальное мышление

Статистика последних лет показывает, что у абсолютного боль­шинства учащихся комбинаторное визуальное мышление оказы­вается развитым лучше, чем структурно-динамическое. Причина этого явления заключается в том, что в нашей культуре в дошколь­ных дидактических играх широко используется разнообразный геометрический материал, оперируя которым дети учатся клас­сифицировать, решать простые логические задачки.

Развитое комбинаторное мышление позволяет легко осва­ивать математику, решать задачи по физике и химии, но гумани­тарные науки и теоретические закономерности естественных наук воспринимаются с трудом.

Уровень патологии в комбинаторном визуальном мышле­33А33 не выделяется.

Зона 2. Слабый уровень развития визуального комби­наторного мышления.Встречается редко, обычно сочетается с общим слабым интеллектуальным развитием (в этом случае в первую очередь нужно заниматься развитием понятийного мыш­ления). В некоторой степени способствовать развитию визуаль­ной комбинаторики могут манипулятивные игры с визуальным стимульным материалом. Если понятийное и абстрактное мыш­ление развито, то ребенок может не испытывать никаких особых трудностей из-за отсутствия визуальной комбинаторики. Скорее всего, математика не станет его любимым предметом, но задач­ки он решать сможет, хотя и другим способом, не используя об­разных манипуляций.

Зона 3. Средний уровень развития визуального комби­наторного мышления.Встречается как результат усиленной на­грузки аудиальной системы и приостановки развития визуаль­ного мышления. Также характерен для посредственно развитого визуального мышления в целом. И в том, и в другом случае опе­рации визуального мышления ребенком активно не используют­ся. Развить комбинаторный компонент удается только при усло­вии активизации визуального мышления в целом.

Зона 4. Хороший уровень развития визуального комби­наторного мышления.Часто развивается в процессе обучения в начальной школе по программам Занкова или Петерсон. Помо­гает в решении задач не только в курсе математики, но и физики, химии, биологии. Может вплоть до 9 класса компенсировать не­развитость абстрактного мышления, обеспечивая хорошую ус­певаемость по математике. Может частично компенсировать недостатки понятийного мышления и одновременно тормозить его развитие. Если ребенок увлекается математикой и усиленно ею занимается, то понятийное мышление так и не разовьется, а абстрактное будет формироваться на базе комбинаторики. При этом по гуманитарным и естественным наукам (в том числе и по физике) успеваемость будет посредственной. Следует помнить, что компенсаторные возможности визуальной комбинаторики не безграничны, но если понятийное и абстрактное мышление раз­вито, то беспокоиться не о чем.

Зона 5. Высокий уровень развития визуального комби­наторного мышления.Формируется на базе сильного визуаль­ного интеллекта в целом. Существует высокая вероятность разви­тия абстрактного мышления даже при недостаточном развитии понятийного и становления математических способностей. Если развито и понятийное мышление, то возможно развитие физико-математических способностей и сильного интеллекта в целом.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Интерпретация результатов (ключи)

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл. Затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).

КЛЮЧ

1-я серия 4 5 1 2 6 3 6 2 1 3 4 2

2-я серия 5 6 1 2 1 3 5 6 4 3 4 8

3-я серия 5 3 2 7 8 4 5 1 7 1 6 2

4-я серия 3 4 3 8 7 6 5 4 1 2 5 6

5-я серия 7 6 8 2 1 5 1 3 6 2 4 5

Обработка. Общий счет является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта система выражается в способе упорядочения фигур в образцах. Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.
В соответствии с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл. 1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом возраста испытуемого (см. табл. 2.) и оценки уровня интеллекта по шкале умственных способностей (табл. 3.)

Таблица 1
Процентная шкала степени развития интеллекта

Проценты Степень
95 и выше I степень: особо высокоразвитый интеллект испытуемого соответствующей возрастной группы
75-95 2 степень; незаурядный интеллект для данной возрастной группы
25-74 3 степень: средник интеллект для данной возрастной группы
5-24 4 степень: интеллект ниже среднего.
5 и менее 5 степень: дефектная интеллектуальная способность


Таблица 2
Перевод полученных результатов в IQ

К-во баллов Возраст в годах
8,5 9,5 10,5 11,5 12,5 13,5 16-30
-
-
-
-
-
-
-
-
-
96
91
99

Таблица 3
Шкала умственных способностей

Показатели IQ Уровень развития интеллекта
Свыше 140 очень высокий, выдающийся интеллект
Более 120 высокий, незаурядный интеллект
110-120 незаурядный, хороший интеллект
100-110 нормальный, выше среднего интеллект
90-100 средний интеллект
80-90 слабый, ниже среднего интеллект
70-80 небольшая степень слабоумия
50-70 дебильное слабоумие
20-50 имбецильность, средняя степень слабоумия
0-20 идиотия, самая большая степень слабоумия

Наши рекомендации