I. общие методические указания

Курсовая работа является самостоятельной научно-учебной работой, выполняемой студентами в соответствии с утвержденным учебным планом высшего учебного заведения. Она является составной частью аттестации студента, проходящего обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование», дает дополнительную оценку знаний, полученных при изучении соответствующих дисциплин. На первом курсе психологического факультета Института экономики, управления и права (г. Казань) студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Педагогическая психология».

В результате изучения данной дисциплины и выполнения курсовой работы студент должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

– способен логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);

профессиональными компетенциями (ПК):

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

– способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4).

в области педагогической деятельности:

– готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

– способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);

В результате освоения данных компетенций студент должен

Знать:

– особенности современного этапа развития образования в мире;

– способы профессионального самопознания и саморазвития;

– технологии эффективного воздействия, педагогического общения в оптимальном функциональном режиме;

– содержание ведущих психологических концепций, теоретических направлений, технологий обучения, организации воспитательного процесса;

– структуру и функции педагогической деятельности педагога; основные группы профессиональных умений педагога: рефлексивные, проективные, конструктивные, креативные, коммуникативные, организаторские; основные профессионально значимые личностные качества педагога образовательной организации: педагогическая рефлексия, эмпатия, педагогический такт, креативность, коммуникативность и др.; содержание деятельности педагога.

Уметь:

– системно анализировать и выбирать образовательные концепции,

– взаимодействовать с различными субъектами педагогического процесса;

– осуществлять реализацию управленческих функций по основным направлениям работы образовательного учреждения на различных ступенях;

– вырабатывать, принимать и реализовывать управленческие решения в своей профессиональной деятельности;

–отбирать содержание, методы и приемы работы в соответствии с категорией участников взаимодействия;

– участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях.

Владеть:

– системой знаний о психологии обучения и воспитания как отрасли психологической науки, ее методологии;

– техникой предупреждения и преодоления трудностей в профессионально-педагогическом общении;

– техникой управления эмоциями, подкрепления положительных эмоций;

– навыками конспектирования и рецензирования учебной литературы;

– навыками решения психолого-педагогические задач, направленных на формирование аналитических, проективных, конструктивных умений педагога;

– навыками анализировать и оценивать уровень развития, обученности и воспитанности детей дошкольного возраста;

– методами создания атмосферы сотрудничества с детьми;

– методами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды образовательной организации.

Курсовая работа по дисциплине «Педагогическая психология» предполагается как самостоятельная исследовательская работа. Студент должен изложить свою личную позицию по вопросам, рассматриваемым в работе. В ходе подготовки курсовой работы студент должен показать умение работать с литературными источниками, научной литературой, при необходимости – материалами педагогической практики.

Курсовая работа выступает одной из наиболее важных форм научной работы студентов. Соответственно при написании работы студент учится анализировать, сопоставлять точки зрения на проблему, которые высказывались различными деятелями науки, при необходимости – полемизировать с учеными. Подходы к рассмотрению научных проблем должны быть взяты в развитии, с учетом принципа историзма. При этом студенту необходимо показать знание современной общественной жизни, закономерностей ее функционирования. Для этого следует изучить и обобщить данные педагогической практики, прежде всего, деятельность образовательных учреждений, относящуюся к выбранной теме курсовой работы и смежным с ней темам. Работа должна быть методологически выверена, то есть в ней должны использоваться методы исследования, характерные для современной педагогической науки.

Курсовая работа предполагается как творческое сочинение, которое носит самостоятельный характер, показывает способность изложить теорию и общественную практику в пределах выбранной темы. Творческий элемент курсового сочинения может выражаться в том, что студент самостоятельно ставит те или иные вопросы, предлагает оригинальные пути решения тех или иных научных (по определенным темам – практических) проблем, находит новые аргументы, обосновывающие или опровергающие уже имеющиеся точки зрения. Кроме того, это могут быть обоснованные рекомендации по внесению изменений в действующую практику воспитания, выявление недостатков и позитивных сторон воспитательной деятельности образовательных учреждений (по отдельным темам).

В курсовой работе не допускается плагиат, то есть использование работ и мыслей других авторов без ссылок на источник. Не рекомендуется также использовать курсовые работы, написанные ранее по той же или аналогичной теме. Дело в том, что материал очень быстро устаревает в силу того, что появляются новые материалы психолого-педагогической практики, научные и учебные работы, которые необходимо изучить, чтобы в полной мере раскрыть тему и сделать правильные выводы. Кроме того, использование уже имеющихся работ может быть признано как нарушение авторских прав. Наконец, студент, который самостоятельно не работает над курсовым сочинением, не получает навык самостоятельной творческой работы и рискует в будущем встретиться с негативными последствиями отсутствия опыта работы над текстами. Кроме того, усложняется сам процесс защиты работы, поскольку студент, не занимавшийся разработкой темы, не способен раскрыть проблемные моменты, пути разрешения проблем, ответить на элементарные вопросы членов комиссии по защите курсовых работ.

Исходя из вышеизложенного, к курсовой работе предъявляются следующие основные требования: самостоятельный и творческий характер, актуальность используемого теоретического и практического материала; точное и логичное изложение материала; использование студентом апробированных в психологии и педагогике методов исследования, обобщения, систематизации материала; правильное оформление.

Целью курсовой работы по дисциплине «Педагогическая психология» является закрепление и расширение теоретических и практических (по определенным темам) знаний и применение этих знаний при дальнейшем обучении по направлению подготовки «Педагогическое образование»; формирование навыков самостоятельной исследовательской работы, овладение основами современных методик научных исследований.

Наши рекомендации